Вариант 9
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание #1
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Гражданин; правовая норма; нравственность; отклоняющееся поведение; коммерческий банк.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #2
К основным подсистемам общества относят
1) сферу политики
2) область образования
3) налоговую систему
4) средства коммуникации и связи
Задание #3
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Индивид, осознанно и целенаправленно действующий в обществе, является личностью.
Б. Одним из условий становления личности является социализация.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #4
Вера учится в 9 классе школы и занимается в изостудии. Какие виды образования получает Вера?
1) общее и дополнительное
2) основное и специальное
3) очное и дистанционное
4) обязательное и профессиональное
Задание #5
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества.
Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #6
При снятии денег в банкомате Кирилл Афанасьевич не смог извлечь пластиковую карту.
В чём состоит опасность данной ситуации для сбережений пользователя банкоматом? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #7
И рыночная, и традиционная экономики
1) основаны на товарном производстве
2) исключают государственное вмешательство
3) развиваются на основе научных достижений
4) подвержены циклическим колебаниям
Задание #8
К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится
1) производственное объединение
2) акционерное общество
3) естественная монополия
4) филиал фабрики
Задание #9
Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Труд в рыночной экономике имеет добровольный характер.
Б. Главным участником рынка труда является государство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #10
Социальная роль - это
1) принадлежность человека к элите общества
2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
4) положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
Задание #11
Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?
А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.
Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #12
Социологи страны Z провели опрос об отношении граждан разного возраста к политике го-сударства, связанной с миграцией населения. Был задан вопрос «Какие направления миграционной политики вы поддерживаете? »
Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #13
Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, обладают
1) государственные служащие
2) все граждане государства
3) граждане трудоспособного возраста
4) все люди, проживающие в стране на законных условиях
Задание #14
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В авторитарном государстве, в отличие от других видов государства, существует наследственный порядок передачи власти.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #15
Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) труд
2) учение
3) игра
__ деятельность в воображаемой ситуации
__ практическая полезность
__ нацеленность на обретение знаний
__ замещение реальных объектов условными
__ основной вид деятельности в подростковом возрасте
Задание #16
К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится
1) состояние алкогольного опьянения
2) содействие в раскрытии преступления
3) совершение преступления в группе лиц
4) использование документов представителя власти
Задание #17
Наталья продаёт свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?
1) к адвокату
2) к мировому судье
3) к нотариусу
4) в юридическую консультацию
Задание #18
Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путём всенародного голосования.
Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #19
Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программистом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении.
Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив.
Выберите и запишите в начале порядковые номера черт сходства, а потом - порядковые номера черт различия.
1) Черты сходства
2) Черты различия
1. влияет на формирование моделей поведения
2. осуществляет первичную социализацию
3. является малой группой
4. включает как формальные, так и неформальные отношения
Задание #20
Заполните пропуск в таблице.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
У любого государства есть обязательные функции, исполнение которых и оправдывает его существование. Эти функции принято разделять на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся следующие:
Во-первых, защита существующего строя, экономической и социально-политической системы общества. Будучи порождением этой системы, государство заинтересовано в её сохранении и располагает такими полномочиями, которые позволяют осуществить данную задачу.
Во-вторых, государство регулирует экономическую жизнь общества. Степень регулирования может быть различной: от контроля за каждым ящиком гвоздей в каждом цеху на каждом предприятии — до минимального вмешательства в хозяйственную жизнь с помощью налогов, пошлин и т. п.
Однако существование абсолютно свободной от вмешательства государства экономики вряд ли возможно.
В-третьих, на государство возлагается задача издания законов и установление правопорядка. В этом случае оно выступает монополистом. И это справедливо. Можно представить, что сталось бы с обществом, если бы изданием законов занимались все, кому хочется!
В-четвёртых, государство призвано регулировать отношения между группами и слоями общества. Мы уже знаем, сколь сложна эта задача и сколь необходимо её выполнение. Разница интересов, доходящая до противоположности, настоятельно требует существования политического института, который способен предотвращать конфликты в обществе или разрешать их, если они всё-таки возникли.
От исполнения государством внешних функций зависит его место в системе международных отношений. Во-первых, государство обеспечивает целостность страны и её безопасность. Во-вторых, оно защищает экономические и политические интересы страны на международной арене. Наконец, в-третьих, оно обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в международных делах. Выполнение внешних функций позволяет государству оставаться суверенной единицей, но при этом не замыкаться, не отгораживаться от остального мира непроницаемой стеной.
Перечисление внутренних и внешних функций государства убеждает нас в его необходимости. Попробуем представить себе современное общество, где отсутствует государство: рано или поздно это состояние приведёт к хаосу, неразберихе, конфликтам.
(По С Л. Наумовой)
Задание #21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание #22
Почему, по мнению автора, государство заинтересовано в защите существующего строя, экономической и социально-политической системы общества? Почему государство в состоянии успешно решить эту задачу? Какие внутренние функции, в соответствии с текстом, выполняет исключительно государство?
Задание #23
:
Какой фактор, по мнению автора, влияет на позицию государства в системе международных отношений? Приведите два примера выполнения современным государством внешних функций; в каждом случае поясните, как результаты указанного Вами вида деятельности влияют на внутригосударственные процессы.
Задание #24
Автор убеждён в необходимости существования государства в современном мире. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) суждение автора.