Урок по предмету «Мир истории»
6 класс Огонь, глина, гончар.
Цель: познакомить учащихся с ремеслом древних людей- гончарством;
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать формировать представление о занятиях и ремеслах древних людей.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать зрительную память; развивать связную устную речь при ответе на вопросы.
Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.
Планируемые результаты:
-личностные: навыки организации рабочего места для работы; формирование эстетических чувств; умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы;
- предметные: иметь представление о значении огня в жизни древнего человека, его добычи и использовании в гончарном ремесле; уметь отличать занятия и ремесла; знать основные способы добычи огня древним человеком вдали от природных источников.
Основные термины и понятия: ремесло, глина, гончар.
Оборудование и материалы: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории. 6 класс». Авторы: И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя:
Человек в своем развитии прошел долгий путь. Он научился использовать силы природы, изобрел много приспособлений, предметов и вещей. Освоил различные ремесла. Но использовать природные материалы он научился благодаря огню.
Наши предки научились добывать огонь и им управлять. И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя - символ жизни и борьбы. Горящий факел - символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь - символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.
Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Огонь незаменимый помощник при изготовлении глиняной посуды. Только после обжига в печи глина приобретала необходимую твёрдость. Позже люди научились делать кирпич. Глину смешали с песком, обожгли — получили материал, который на тысячелетия стал одним из основных строительных материалов.
Сообщение темы урока: «Огонь, глина, гончар» Записывают тему урока в тетрадь
Что объединяет эти слова?
Скажите, о каком ремесле мы будем сегодня говорить?
Ответы : гончарном
Кто такой гончар?
Ответы : человек, который делает изделия из глины.
3.Изучение нового материала
Учитель: Где можно увидеть первые изделия из глины? (в музее)
-Многие известные музеи мира берегут изделия из глины, потому что они часть древней культуры человечества.
Например глиняные дощечки донесли до нас следы первой письменности,(глина лучше других материалов сохраняла рисунки и знаки.
- Кем они найдены?
Ответы : Археологами.
-Для чего использовались эти изделия?
Ответы : (Глиняная посуда позволяла готовить пищу, хранить жидкость лучше сберегала продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой).
Рассказ гончара о возникновении гончарства.
Историческая справка: Первые гончарные изделия появились около 10 тыс. лет назад .
Раньше до появления глины люди хранили зерно в корзинах. Чтобы хранимое зерно не просыпалось из корзин, изнутри их обмазывали влажной глиной. Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появилось на свет первое произведение гончарного ремесла. Глина была доступным природным материалом. А мастеров по изготовлению глиняной посуды называли гончарами.
Словарная работа. Запись в тетради .
Гончар - мастер по изготовлению изделий из глины.
Глина - скользкая земляная порода.
Из многих разновидностей глины люди научились использовать те, которые хорошо лепились.
Придать куску сырой глины форму кувшина или хотя бы простого горшка было нелегко.
Работа с презентацией:
Первая работа гончара.
- Скажите, как древний гончар вылеплял кувшин?
Обычно гончар, взяв комочек глины, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки сосуда.
-Какой получался сосуд?
В конце концов, выходил грубый сосуд. Первые сосуды сушили на солнце. Можно ли было в них хранить жидкость? (нет) Глина быстро размокала, в сосудах хранили сухие продукты.
Важным изобретением в развитии гончарного дела стало использование приема вращения. Мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. Позже под заготовку подкладывали укрепленный деревянный диск, его также вращали.
Гончарный круг.
- Какое главное оборудование было в работе гончара?
Главным оборудованием в работе гончара был гончарный круг. Кто знает , как работает гончарный круг?
Ножной гончарный круг.
Шло время, постепенно появился ножной круг. Это намного облегчило труд гончара. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и вращал его.
Просмотр видеоролика «Гончар». Обсуждение просмотренного фильма.
-Почему гончары используют сырую глину? (Она легче лепится)
Древние гончары не просто научились вылеплять посуду, они её украшали, добавляя в глину различные примеси. Так появилась керамическая посуда. Изделия и керамики стали настоящим произведением искусства.
Словарная работа. Запись в тетради .
Керамика-изделие из обожжённой глины со специальными добавками.
Как вы думаете, после того, как гончар снимал горшок с круга, его можно было использовать для приготовления в нем пищи? (нет нельзя). А почему? (горшок мог треснуть, глина пачкалась).
Правильно. Такой сосуд был непрочным. Для придания прочности, его сначала сушили, а затем обжигали.
Одновременно с изобретением гончарного круга усложнялся обжиг глиняных изделий. В древности обжиг производили на открытом огне, позже придумали специальные печи.
Вывод учителя: После изобретения печей для обжига люди создали печи для плавки металла. Так глина и огонь проложили путь древним мастерам к новым открытиям, к новым ремёслам.
Рассказ учителя об использование посуды в современном обществе.
-Скажите, а в наше время, изготавливают посуду и глины? (Керамическую, фарфоровую)
- Какие разновидности глины вы встречаете? (голубую, серую, белую)
- Для каких целей используют глину?
в строительстве(кирпичи)
косметологии (маски для лица)
в медицине (присыпки для тела, лепешки из белой и голубой глины и используется при больных суставах)
4. Первичное закрепление изученного материала
1.Фронтальная беседа по вопросам.
-О чем мы сегодня говорили на уроке.?
-Какое приспособление появилось для облегчения гончарного труда и улучшения качества изделия?
- Как называли людей, изготавливающих глиняные изделия?
2.Индивидуальная работа с карточками.
1.Огонь-источник жизни.
Когда люди научились использовать огонь?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какой огонь использовали люди?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Чем помогал огонь людям? ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие два особых приема использовали для добычи огня?____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Как люди научились «прятать огонь».
Как древний человек прятал огонь?_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Подведение итогов урока
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: повторить материал урока.
Карточка
1.Огонь-источник жизни.
Когда люди научились использовать огонь?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какой огонь использовали люди?_____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Чем помогал огонь людям? ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие два особых приема использовали для добычи огня?____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Как люди научились «прятать огонь».
Как древний человек прятал огонь?_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________