СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огонь, глина, гончар.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огонь, глина, гончар.

            Цель: познакомить учащихся с ремеслом древних людей- гончарством;

            Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать формировать представление о занятиях и ремеслах древних людей.

            Коррекционно-развивающие: продолжать развивать зрительную память; развивать связную устную речь при ответе на вопросы.

            Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Просмотр содержимого документа
«Огонь, глина, гончар.»

Урок по предмету «Мир истории»

6 класс Огонь, глина, гончар.

Цель: познакомить учащихся с ремеслом древних людей- гончарством;

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать формировать представление о занятиях и ремеслах древних людей.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать зрительную память; развивать связную устную речь при ответе на вопросы.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Планируемые результаты:

-личностные: навыки организации рабочего места для работы; формирование эстетических чувств; умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы;

- предметные: иметь представление о значении огня в жизни древнего человека, его добычи и использовании в гончарном ремесле; уметь отличать занятия и ремесла; знать основные способы добычи огня древним человеком вдали от природных источников. 

Основные термины и понятия: ремесло, глина, гончар.

Оборудование и материалы: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории. 6 класс». Авторы: И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя:

Человек в своем развитии прошел долгий путь. Он научился использовать силы природы, изобрел много приспособлений, предметов и вещей. Освоил различные ремесла. Но использовать природные материалы он научился благодаря огню.

Наши предки научились добывать огонь и им управлять. И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя - символ жизни и борьбы. Горящий факел - символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь - символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Огонь незаменимый помощник при изготовлении глиняной посуды. Только после обжига в печи глина приобретала необходимую твёрдость. Позже люди научились делать кирпич. Глину смешали с песком, обожгли — получили материал, который на тысячелетия стал одним из основных строительных материалов.   

Сообщение темы урока: «Огонь, глина, гончар» Записывают тему урока в тетрадь

Что объединяет эти слова?

Скажите, о каком ремесле мы будем сегодня говорить?

Ответы : гончарном

Кто такой гончар?

Ответы : человек, который делает изделия из глины.

3.Изучение нового материала

Учитель: Где можно увидеть первые изделия из глины? (в музее)

-Многие известные музеи мира берегут изделия из глины, потому что они часть древней культуры человечества.

Например глиняные дощечки донесли до нас следы первой письменности,(глина лучше других материалов сохраняла рисунки и знаки.

- Кем они найдены?

Ответы : Археологами.

-Для чего использовались эти изделия?

Ответы : (Глиняная посуда позволяла готовить пищу, хранить жидкость лучше сберегала продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой).

Рассказ гончара о возникновении гончарства.

Историческая справка: Первые гончарные изделия появились около 10 тыс. лет назад .

Раньше до появления глины люди хранили зерно в корзинах. Чтобы хранимое зерно не просыпалось из корзин, изнутри их обмазывали влажной глиной. Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появилось на свет первое произведение гончарного ремесла. Глина была доступным природным материалом. А мастеров по изготовлению глиняной посуды называли гончарами.

Словарная работа. Запись в тетради .

Гончар - мастер по изготовлению изделий из глины.

Глина - скользкая земляная порода.

Из многих разновидностей глины люди научились использовать те, которые хорошо лепились.

Придать куску сырой глины форму кувшина или хотя бы простого горшка было нелегко.

Работа с презентацией:

Первая работа гончара.

- Скажите, как древний гончар вылеплял кувшин?

Обычно гончар, взяв комочек глины, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки сосуда.

-Какой получался сосуд?

В конце концов, выходил грубый сосуд. Первые сосуды сушили на солнце. Можно ли было в них хранить жидкость? (нет) Глина быстро размокала, в сосудах хранили сухие продукты.

Важным изобретением в развитии гончарного дела стало использование приема вращения. Мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. Позже под заготовку подкладывали укрепленный деревянный диск, его также вращали.

Гончарный круг.

- Какое главное оборудование было в работе гончара?

Главным оборудованием в работе гончара был гончарный круг. Кто знает , как работает гончарный круг?

Ножной гончарный круг.

Шло время, постепенно появился ножной круг. Это намного облегчило труд гончара. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и вращал его.

Просмотр видеоролика «Гончар». Обсуждение просмотренного фильма.

-Почему гончары используют сырую глину? (Она легче лепится)

Древние гончары не просто научились вылеплять посуду, они её украшали, добавляя в глину различные примеси. Так появилась керамическая посуда. Изделия и керамики стали настоящим произведением искусства.

Словарная работа. Запись в тетради .

Керамика-изделие из обожжённой глины со специальными добавками.

Как вы думаете, после того, как гончар снимал горшок с круга, его можно было использовать для приготовления в нем пищи? (нет нельзя). А почему? (горшок мог треснуть, глина пачкалась).

Правильно. Такой сосуд был непрочным. Для придания прочности, его сначала сушили, а затем обжигали.

Одновременно с изобретением гончарного круга усложнялся обжиг глиняных изделий. В древности обжиг производили на открытом огне, позже придумали специальные печи.

Вывод учителя: После изобретения печей для обжига люди создали печи для плавки металла. Так глина и огонь проложили путь древним мастерам к новым открытиям, к новым ремёслам.

Рассказ учителя об использование посуды в современном обществе.

-Скажите, а в наше время, изготавливают посуду и глины? (Керамическую, фарфоровую)

- Какие разновидности глины вы встречаете? (голубую, серую, белую)

- Для каких целей используют глину?

в строительстве(кирпичи)

косметологии (маски для лица)

в медицине (присыпки для тела, лепешки из белой и голубой глины и используется при больных суставах)

4. Первичное закрепление изученного материала

1.Фронтальная беседа по вопросам.

-О чем мы сегодня говорили на уроке.?

-Какое приспособление появилось для облегчения гончарного труда и улучшения качества изделия?

- Как называли людей, изготавливающих глиняные изделия?

2.Индивидуальная работа с карточками.


1.Огонь-источник жизни.

Когда люди научились использовать огонь?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какой огонь использовали люди?_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Чем помогал огонь людям? ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Какие два особых приема использовали для добычи огня?____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Как люди научились «прятать огонь».

Как древний человек прятал огонь?_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: повторить материал урока.


Карточка


1.Огонь-источник жизни.

Когда люди научились использовать огонь?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какой огонь использовали люди?_____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Чем помогал огонь людям? ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Какие два особых приема использовали для добычи огня?____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Как люди научились «прятать огонь».

Как древний человек прятал огонь?_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!