Урок окружающего мира в 3 классе
по теме: Красная книга. «Охраняемые животные Хакасии».
Предметно-тематическая карта.
Предмет | Окружающий мир. 3класс. |
Тема | Красная книга. «Охраняемые животные Хакасии». |
Цель изучения темы | Продолжение знакомства учащихся с Красной книгой и животными, которые в неё внесены. |
Количество учебных часов | 3ч |
Планируемые результаты |
Метапредметные. | Предметные | Личностные |
Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); установление причинно-следственных связей в окружающем мире, | Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Животные родного края. | Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; |
Основной трезаурус уроков | Соблюдение экологического равновесия. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы, оборудование | Формы работы |
Литературное чтение. Изобразительное искусство. | Различные словари, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии, книги, газеты, ватман, фломастеры. Учебник, иллюстрации, презентации, кроссворд, Компьютер учителя, проектор, экран. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Познавательная деятельность изучения темы. |
Задачи: 1)Вырабатывать умения самостоятельно добывать знания, выделять существенные признаки, классифицировать. 2)Воспитывать бережное отношение к природе, к животным, населяющим нашу планету. 3)Рассмотреть экологические правила, которые должны соблюдать люди, чтобы не нарушить экологического равновесия. | Обучающие и развивающие задания. | Результаты деятельности обучающихся. |
1 этап. Мотивация к деятельности. |
Заинтересовать новым исследованием, познакомить с названием раздела, учить прогнозировать содержание раздела. | Кроссворд | Обоснование обучающимися главного слова кроссворда , прогнозирование содержания раздела и темы урока. |
2 этап. Учебно-познавательная деятельность. |
1.Актуализация знаний. |
Вспомнить, что обучающимся уже известно и выявить, что ещё не известно. Расширение академических знаний учащихся. | Версии ответа | Продолжить идею стихотворения об охране окружающего животного мира. |
2. Интерактив. Деловая игра. |
Формировать умение сбора информации из различных источников и выделение главного. Формировать умение контроля за своими действиями. Формировать умение выявлять основную мысль из найденного материала. | Работа с различными источниками информации: различные виды словарей, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии. | Работа в парах, работа в группах. |
3 этап. Интерпретация учебного материала, практическое применение. |
1.Урочная деятельность |
Формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного и найденного материала, подготовить основу для неурочной деятельности. | Работа в парах, в группах | Выступление групп, оценивание выступлений классом, самооценивание. |
2.Внеурочная деятельность |
Формировать умение работать коллективно в одном проекте, работать с дополнительными источниками информации. | Подготовка небольшого выступления на выбранную тему. Самостоятельный подбор формы презентации групповой работы. | Выступление докладчиков. |
4 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности. |
Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности. | Подведение итогов изучения темы, ответы на вопросы. | По итогам изучения темы обучающиеся выбирают для себя одну из следующих формулировок для оценки своей работы и закрашивают соответствующим цветом смайлик («Светофор»): - Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие.( Зелёный) - Я хорошо работал, но в следующий раз буду ещё активнее. (Желтый) -Я не доволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха.(Красный) |
Окружающий мир. 3 класс.
Тема: «Охраняемые животные Хакасии».
Цель: Продолжение знакомства учащихся с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.
Задачи: 1)Вырабатывать умения самостоятельно добывать знания, выделять существенные признаки, классифицировать.
2)Воспитывать бережное отношение к природе, к животным, населяющим нашу планету.
3)Рассмотреть экологические правила, которые должны соблюдать люди, чтобы не нарушить экологического равновесия.
Оборудование:
Различные словари, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии, книги, газеты, ватман, фломастеры.
Ход урока.
I.Орг.момент (Якорение – повторение за учителем хлопков определённого ритма. пожелание друг другу успешной работы)
-Настроение каково?
-Во! (Дети делают жест рукой «Отлично»)
-Все такого мнения?
-Да!
-Все баз исключения?
-Да!
-Тогда улыбнитесь друг другу, пожмите руку соседу и пожелайте успешной работы на уроке.
I I.Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
1.Кроссворд. (Работа в паре)
-Очень ценный пушной зверёк небольших размеров (до 50 см). Место обитания глухая и темная тайга с преобладанием кедра.
(соболь)
Эта большая белая птица является символом красоты, любви, чистоты и нежности.( лебедь)
В мире существует 14 видов этих птиц. В нашей стране обитает 7 видов: серый красавка, канадский, даурский, чёрный, белый В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и никогда уже не расстаются (лебедь)
Это животное называют хозяином тайги (медведь).
С древних времён знахари из частей тела этого животного готовили лекарство от слабости и трусости (тигр).
Самый хитрый зверь из русских народных сказок (лиса).
-Давайте прочитаем то, что у нас получилось по вертикали
(Чтение учащихся хором слово «береги»).
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Ответы учащихся.
III. Изучение нового материала
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли электронные письма от животных республики Хакасия. Эти животные занесены в Красную книгу нашей республики.
Здравствуйте, люди! А я - Красный волк. Жизнь на меня нацепила веригу. Разве когда-то подумать я мог, Что занесут меня в Красную книгу. Я — вымирающий, в общем-то, вид, Только для счастья мне много ли нужно? Люди, вы знаете, что меня злит? То, что ко многому вы равнодушны. | |
Я снежный барс, я ирбис, горный царь. Таких как я водилось раньше много, Но человек пришел и расстрелял Всех королей из снежного порога. Осталось нас немного, только 100, Нас только 100 во всей большой России, Тех, кто на воле, тех, кому везло, Кого судьба случайно сохранила. Мы в книге Красной номером один, А это значит, мы исчезнем скоро И будет барс — гор снежных властелин, Жить только в зоопарке, за забором. | |
- Какие животные взывают о помощи?
- Что вы о них знаете?
1)Сведения о животных.
| И́рбис, или сне́жный барс, или снежный леопард (лат. Panthera uncia, ранее — лат. Uncia uncia) — крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, обитающее в горах Центральной Азии. Единственный современный представитель семейства, проживающий исключительно в холодном климате. Ирбис отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, имеет массу до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала — популяция в 2020 году от 2,7 до 3,4 тысяч. В XX веке он был внесён в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. Охота на снежного барса запрещена во всех странах. |
| Красный волк — довольно крупный зверь с длиной тела 55—110 см, хвоста — 45—50 см и массой 17—21 кг. В его облике сочетаются черты волка, лисицы и шакала. От обыкновенного волка отличается окраской, пушистой шерстью и более длинным хвостом, почти достигающим земли, а конец хвоста черный. Характерна укороченная, заострённая морда. Уши большие, стоячие, с закруглёнными вершинами, высоко посажены на голове. Основная часть его ареала приходится на горно-лесные области Центральной и Южной Азии. Различают 10 подвидов красного волка. Занесён в Красную книгу России и Красную книгу Хакасии. |
Дети читают стихи. |
1 ученик: Опомнись, вздрогни, человек, Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами чёрными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мёртвою плотвой? Полями с выжженной травой? | |
2)Работа в группах по теме «История создания Красной книги».
– Почему нужно охранять природу ( Высказывают свои предположения)
– Почему, если исчезнет несколько видов животных и растений, человеку станет жить хуже? (Каждый год с лица земли исчезает около 3 видов животных и 4 видов растений)
1 группа. Восстанови последовательность высказываний.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Почти все эти животные вымерли по вине человека.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло, на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Главной его задачей было выявление животных и растений находящихся на грани исчезновения. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.
1980 год – Красная книга РФ – является документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также меры по их охране и восстановлению.
2 группа
В Красной книге РХ перечисляются животные и растения, которые могут исчезнуть.
Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповеднике, заботы об их размножении.
Представлены 142 вида животных республики, а также внутривидовые группы. Очерки не только содержат сведения о внешнем облике, распространении, местах обитания, образе жизни и численности редких, малочисленных и исчезающих видов животных, но и обобщают все ранние и новые материалы об их состоянии в природной среде.
3 группа
Первое издание Красная книга Республики Хакасия вышло в 2004 году и включало 132 вида животных (из них насекомых — 22, круглоротых — 1, рыб — 8, земноводных — 3, пресмыкающихся — 3, птиц — 79 и млекопитающих — 16).
Второе издание вышло в 2014 году и включает 142 вида животных (из них насекомых — 23, круглоротых — 1, рыб — 8, земноводных — 2, пресмыкающихся — 1, птиц — 90 и млекопитающих — 17).
В 2017 году перечень животных был дополнен лосём.
4 группа
Какие животные обитают в Республике Хакасия?
В лесной и таежной зонах Хакасии обычно обитает медведь, кабан, рысь, лось, кабарга, марал, соболь и другие представители лесного мира. Редко, но все же встречается манул, выдра, бобр. В субальпийском и горном поясах обитают лесной подвид северного оленя, горные бараны - аргали, сибирский горный козел, снежный барс.
Красная книга Республики Хакасия — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Республики Хакасия.
К нашему сожалению, этот печальный список увеличивается с каждым годом. Что означает – живая природа всё ещё продолжает пребывать в смертельной опасности.
2 ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Интерактив. Деловая игра.
-Сейчас наш класс-это редакция газеты «Зелёный дом».
Учредитель: Муниципальное учреждение Информационное агентство «Светлячки».
Распределение ролей.
-Как в любой газете есть различные отделы, так и у нас.
1 группа - корреспонденты.
Ваша задача - сбор информации из различных источников.
2 группа - научный отдел.
Ваша задача – работа с научной литературой. (Толковый и этимологический словарь)
3группа – информационно – аналитический отдел.
Ваша задача – сбор информации с помощью сети Интернет.
4 группа – отдел рекламы.
Ваша задача – экологическая агитация.
-А я, с вашего разрешения, буду выполнять роль шеф – редактора.
Итак, к нам в редакцию поступила жалоба, в которой мы должны разобраться.
«Ох, и не любят меня люди! Приписывают мне всякие хитрости, которые я и не совершала. Называют меня Патрикеевной. Охотятся на меня из-за моей красивой, зимней шубки, не думая о том, что я тоже приношу пользу»
-От кого эта жалоба?
-Давайте ответим на неё через нашу газету. Разберёмся, кто прав? Для этого каждая группа работает в своём направлении в защиту или обвинение данного животного.
Самостоятельная работа по группам. (Учитель в роли консультанта.)
Работа в группах проходит в виде мозгового штурма коллективно- творческого дела.
Выступление групп.
Каждая группа защищает свою работу (Защита проходит в различных формах: мини-проекта, лекции, презентации, научно-познавательного устного журнала «Хочу всё знать», экологического плаката).
Вывод:
-Оправдано ли такое отношение к лисе?
Ответы учащихся.
-Конечно, нет, каждое животное, каждое растение занимает свою нишу в экологической цепочке нашей планеты. Без этого маленького звена могут наступить необратимые процессы в жизни нашей планеты и наша с вами задача сохранить на земле то природное многообразие, которое нам досталось в наследство и передать без потерь тем, кто будет жить после нас.
-Давайте перечислим причины, которые ведут к сокращению числа животных и растений.
IV.Итог урока.
- Что же необходимо делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
3 ученик:
Опомнись, вздрогни человек!
Перед природой ты в долгу!
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц, весёлой, звонкой!
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька .
V.Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
Используемая литература и интернет-ресурсы
Векипегия
Интернет-ресурсы http://nsc.1september.ru/ Газета"1 сентября"
http://n-shkola.ru/|Ежемесячный журнал"Начальная школа" http://htt...r.i-edu.ru http://http:openclass.ru
Другие ресурсы
Красная книга республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / гл. редактор А.П. Савченко; 2-е изд. перераб. и доп.; СФУ.- Красноярск-Абакан, 2014.- 354 с.
Приложение к Красной книге Красноярского края. Животные. Красноярск: Издат. Центр Краснояр. гос. ун-та, 2002.- 189 с.
Природные ресурсы Сибири: современное состояние и проблемы природопользования.- Новосибирск: Наука. 2010.- 223 с.
Детская электронная энциклопедия "Кирилла и Мефодия".