Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Медведевская средняя школа»
муниципального образования
Черноморский район Республики Крым
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № __ от «__» августа 2016 года Руководитель методического объединения: ____________Л.А.Шаховская | Согласовано Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба от «__» августа 2016 года | Утверждаю Директор школы ____________Е.В. Симоненко Приказ №______ от «__» августа 2016года |
Рабочая программа
по окружающему миру для 3 класса
Дюскина Елена Анатольевна
Медведево,2016
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009), авторскую программу. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с..
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2014 | Москва «Просвещение» |
2 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | 2014 | Москва «Просвещение» |
4 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | 2014 | Москва «Просвещение» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- персональный компьютер с МФУ;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Печатные и экранно-звуковые пособия.
- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
(http://viki.rdf.ru/, http://www.proshkolu.ru/, http://multiurok.ru/, https://www.youtube.com/, http://festival.1september.ru/, http://www.prometheanplanet.ru/, http://metaschool.ru/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, http://www.prosv.ru/ .)
- Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 3 класс» (15 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя.
-Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Летние и осенние изменения в природе» (13 таблиц + 32 карточки + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя.
-Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Символы и понятия» (8 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя.
- Комплект разрезных карточек для тренировки учебных навыков. Окружающий мир (6 видов по 5 шт.) с методическими рекомендациями для учителя.
- Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Окружающий мир 1-4 класс с методическими рекомендациями для учителя.
Гербарий «Для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями).
Модели.
Глобус.
Учебно-практическое оборудование.
- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
- материалы: бумага (писчая).
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Уровень программы базовый стандарт.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
к концу 3-го года обучения обучающиеся должны:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Проверочные работы | Практические работы |
| |
1 | Как устроен мир | 6 | 1 | 0 |
2 | Эта удивительная природа | 24 | 1 | 3 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 3 |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | 2 |
5 | Чему учит экономика | 11 | 1 | 0 |
6 | Путешествия по городам и странам | 10 | 1 | 0 |
ИТОГО | 68 | 6 | 8 |
Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности
Содержание учебной темы | Основные изучаемые вопросы | Основные виды учебной деятельности по каждой теме |
Как устроен мир (6ч) | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. Человек. Ступеньки познания. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы. | Знакомиться с учебником и пособиями, понимать учебную задачу и удерживать её, работать в паре, анализировать текст учебника, предлагать задания к рисунку, классифицировать объекты живой природы, формулировать выводы. Понимать учебную задачу, стремиться к её выполнению, различать внешность человека и его внутренний мир, обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека, моделировать ступени познания, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Определять цель проекта, распределять обязанности в группе, собирать материал, презентовать проект, оценивать результаты работы. Определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как части общества, Работать в группе, анализировать таблицу, формулировать выводы. Понимать учебную задачу, анализировать текст учебника, классифицировать экологические связи, обсуждать и оценивать предложенные модели. Понимать учебную задачу, устанавливать причинно – следственные связи, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. |
Эта удивительная природа (18 ч) | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Практическая работа по обнаружению крахмала в продуктах Воздух и его охрана. Вода и жизнь. Свойства воды. Практическая работа: исследование свойств воды Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни Что такое почва? Практическая работа: исследование состава почвы Образование и разрушение почвы Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Как развивается растение Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Невидимая сеть и невидимая пирамида Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные Великий круговорот жизни. | Классифицировать тела и вещества, высказывать предположения, различать тела и вещества, формулировать выводы, оценивать достижения. Понимать учебную задачу, работать в паре, описывать изучаемые вещества, использовать информацию из учебника, работать со взрослыми; различать соль, сахар, крахмал по характерным признакам. Анализировать схему, исследовать с помощью опытов свойства воды, работать в паре, осуществлять самопроверку, формулировать выводы. Понимать учебную задачу, исследовать по инструкциям учебника свойства воды, работать в паре, находить главные мысли учебного текста, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты. Высказывать предположения о состоянии воды в природе, моделировать круговорот воды в природе, различать три состояния воды. Понимать учебную задачу, высказывать предположения, работать в паре, анализировать схему в учебнике, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты. Понимать учебную задачу, высказывать предположения, характеризовать процесс разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты. Понимать учебную задачу, высказывать предположения, характеризовать процесс разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты. Понимать учебную задачу, высказывать предположения, работать в паре, анализировать схему в учебнике, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты. Понимать учебную задачу и стремиться выполнять её, работать в группе, классифицировать предложенные растения, приводить примеры растений, осуществлять взаимопроверку. Понимать учебную задачу и стремиться выполнять её, выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты Понимать учебную задачу и стремиться выполнять её, наблюдать в природе, как распространяются семена, выявлять роль животных в размножении растений. Понимать учебную задачу и стремиться выполнять её, наблюдать в природе, как распространяются семена, выявлять роль животных в размножении растений. Понимать учебную задачу и стремиться выполнять её, актуализировать сведения полученные в 1 – 2 кл, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на природу, обсуждать книгу Великан на поляне. Понимать учебную задачу, актуализировать знания о животных, классифицировать животных, приводить примеры, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, характеризовать животных разных групп по способу их размножения, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве, Формулировать выводы из изученного материала, понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, характеризовать животных разных групп по способу их размножения, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, характеризовать животных разных групп по способу их размножения, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, создать книжку – малышку. Характеризовать строение шляпочных грибов, моделировать различие грибов – двойников, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Характеризовать съедобные и несъедобные грибы, определять их различие, формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Моделировать круговорот веществ в природе, рассказывать о круговороте веществ на Земле. Понимать учебную задачу, актуализировать знания о животных, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты |
Мы и наше здоровье (10 ч) | Организм человека Практическая работа: измерение роста и массы тела Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Органы пищеварения О дыхании, о движении крови. Умей предупреждать болезни. | Практическая работа в паре, измерение роста и массы тела характеризовать системы органов человека, их назначение. Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, работать в группе, самостоятельно изучить материал учебника, формулировать правила гигиены органов чувств Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, работать в группе, самостоятельно изучить материал учебника, формулировать правила гигиены органов чувств понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, работать в группе, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, подготовить рассказ об уходе за кожей. Моделировать строение пищеварительной системы человека, обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания, готовиться к выполнению проекта. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье, подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке, работать со взрослыми, измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила закаливания, .регулярно проводить закаливание своего организма. понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, различать факторы положительно влияющие на здоровье человека . |
Наша безопасность (7 ч) | Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. О молниях, змеях, собаках и прочем. Экологическая безопасность. | Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей, анализировать схему эвакуации. Работать в группах, обсуждать предложенные ситуации, моделировать свои действия в ходе ролевой игры. понимать учебную задачу, стремиться её выполнять анализировать разные типы знаков, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. |
Чему учит экономика (11 ч) | Для чего нужна экономика? Три кита экономики Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. Учащиеся должны знать основные составляющие экономики, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль науки в экономике страны Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя, характеризовать особенности добычи разных полезных ископаемых, готовить сообщения. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, выявлять связь растениеводства и промышленности. понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, классифицировать животных, исследовать какие продукты животноводства использует человек, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.Соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности.. Раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. |
Путешествие по городам и странам (10 ч) | Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европ Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте, рассказывать о них, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке, Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте, работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, соотносить государства и их флаги. Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте, составлять вопросы к викторине, описывать достопримечательности стран, формулировать выводы, оценивать свои достижения. работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника , подготовить сообщение, выяснять какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте, составлять вопросы к викторине, работать в паре и группе. формулировать выводы, оценивать свои достижения. Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности, находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран мира. |
3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Раздел | Тема урока | Примечание |
-
| 05.09 | | Как устроен мир (6ч) | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | стр.4-9 |
-
| 07.09 | | Человек. Ступеньки познания. | Стр.10-15 |
-
| 14.09 | | Проект «Богатства, отданные людям» | Стр.16-17 |
-
| 19.09 | | Общество. | Стр.18-23 |
-
| 21.09 | | Мир глазами эколога. | Стр.24-28 |
-
| 26.09 | | Природа в опасности. Охрана природы. Обобщение знаний по теме: “Как устроен мир”. Проверочная работа. | |
-
| 28.09 | | Эта удивительная природа (18 ч) | Тела, вещества, частицы. | стр.36-40 |
-
| 03.10 | | Разнообразие веществ. Практическая работа по обнаружению крахмала в продуктах | Стр.41-45 |
-
| 05.10 | | Воздух и его охрана. | Стр.46-50 |
-
| 10.10 | | Вода и жизнь. Свойства воды. Практическая работа: исследование свойств воды | Стр.51-54 |
-
| 12.10 | | Превращения и круговорот воды в природе. | Стр.55-58 |
-
| 12.10 | | Берегите воду! | Стр.59-62 |
-
| 17.10 | | Как разрушаются камни | Стр. 62-64 |
-
| 19.10 | | Что такое почва? Практическая работа: исследование состава почвы | Стр.64-68 |
-
| 24.10 | | Образование и разрушение почвы | Стр. 68-70 |
-
| 26.10 | | Разнообразие растений. | Стр.70-73 |
-
| 07.11 | | Солнце, растения и мы с вами. | Стр.74-77 |
-
| 09.11 | | Размножение и развитие растений. | Стр.78-81 |
-
| 14.11 | | Как развивается растение | Стр. 82-83 |
-
| 16.11 | | Охрана растений. | Стр.82-86 |
-
| 21.11 | | Разнообразие животных. | Стр.87-93 |
-
| 23.11 | | Кто что ест? | |
-
| 28.11 | | Невидимая сеть и невидимая пирамида | Стр. 100-104 |
-
| 30.11 | | Размножение и развитие животных. | Стр. 104-105 |
-
| 05.12 | | Размножение и развитие птиц. | Стр. 104-105 |
-
| 07.12 | | Охрана животных. | Стр. 106-111 |
-
| 12.12 | | В царстве грибов. | Стр.112-117 |
-
| 14.12 | | Грибы съедобные и несъедобные | |
-
| 19.12 | | Великий круговорот жизни. | Стр. 118-120 |
-
| 21.12 | | Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | |
-
| 11.01 | | Мы и наше здоровье (10 ч) | Организм человека. Практическая работа: измерение роста и массы тела | Стр.122-125 |
-
| 16.01 | | Органы чувств. Глаза, уши, нос. | Стр. 126-129 |
-
| 16.01 | | Органы чувств. Язык. Кожа. | Стр. 126-129 |
-
| 18.01 | | Надёжная защита организма. | Стр. 130-133 |
-
| 23.01 | | Опора тела и движение. | Стр.134-137 |
-
| 25.01 | | Наше питание. Органы пищеварения Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания | Стр. 138-143 |
-
| 30.01 | | О дыхании, о движении крови. Знакомство с темой | |
-
| 01.02 | | О дыхании, о движении крови. Практическая работа: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке. | Стр. 144-146 |
-
| 06.02 | | Умей предупреждать болезни. | Стр. 147-149 |
-
| 08.02 | | Проверим себя и оценим свои результаты | Стр. 154-170 |
-
| 13.02 | | Наша безопасность (7 ч) | Огонь, вода и газ. | Стр. 4-7 |
-
| 15.02 | | Чтобы путь был счастливым. | Стр.8-13 |
-
| 20.02 | | Дорожные знаки. | Стр.14-17 |
-
| 22.02 | | Опасные места. | Стр.20-24 |
-
| 27.02 | | О молниях, змеях, собаках и прочем. | Стр.25-30 |
-
| 01.03 | | Экологическая безопасность. | |
-
| 06.03 | | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | Стр.31-36 |
-
| 13.03 | | Чему учит экономика (11 ч) | Для чего нужна экономика? | Стр.38-41 |
-
| 13.03 | | Три кита экономики | Стр. 42-45 |
-
| 15.03 | | Полезные ископаемые. | Стр. 46-50 |
-
| 20.03 | | Растениеводство. Практическая работа: исследование растения и описание его по плану | Стр.51-55 |
-
| 22.03 | | Животноводство. | Стр.56-59 |
-
| 03.04 | | Какая бывает промышленность? | Стр. 60-63 |
-
| 05.04 | | Что такое деньги? Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России | Стр.66-70 |
-
| 10.04 | | Государственный бюджет. | |
-
| 12.04 | | Семейный бюджет. | Стр.75-78 |
-
| 17.04 | | Экономика и экология. | |
-
| 19.04 | | Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика». | Стр. 79-84 |
-
| 24.04 | | Путешествие по городам и странам (10 ч) | Золотое кольцо России. Виртуальное путешествие. | Стр. 86-97 |
-
| 24.04 | | Золотое кольцо России. Презентация | Стр. 86-97 |
-
| 26.04 | | Наши ближайшие соседи. | Стр. 100-107 |
-
| 03.05 | | На севере Европы. | Стр. 108-117 |
-
| 03.05 | | Что такое Бенилюкс? | Стр. 118-124 |
-
| 10.05 | | В центре Европы. | Стр. 125-131 |
-
| 15.05 | | Путешествие по Франции и Великобритании. | Стр. 132-141 |
-
| 17.05 | | На юге Европы. | Стр.142-148 |
-
| 22.05 | | По знаменитым местам мира. | Стр.149-155 |
-
| 24.05 | | Обобщение за год. Итоговая проверочная работа | |
Критерии оценивания
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение, осуществляемое после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.