Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах
Вопрос № 1.
У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и -е. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бáн’и] (из бани), [в бáн’и] (в бане).
Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [шкóл’и] [рабóт’и] окончание, несомненно, -е.
Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?
Вопрос № 2.
В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?
Вопрос № 3.
Какому орфографическому принципу подчиняется написание слов транскрипция (при транскрибировать), суффикс (при суффигированный)? Какие морфемы в современном русском языке наиболее часто имеют варианты под влиянием данного принципа? Приведите 3-4 примера слов с такими морфемами.
Вопрос № 4.
Укажите род имён существительных тюль, домúшко, дóльче-вúта, зерó, мафиóзи, палáццо, прóфи, салями, табý, хúппи, чичерóне, áльма-мáтер, замóк-защёлка, кóфта-жакéт, кресло-качалка, платье-костюм, роман-хроника. Определите значения слов дóльче-вúта, палáццо, прóфи, табý, чичерóне, áльма-мáтер.
Вопрос № 5.
Даны слова и таблицы, отражающие морфемный состав некоторых из этих слов:
авиастроительство, автобусный, автовокзальный, коферазвесочный, отвердение, переформирование, твердослойность, уравновешение, чаеформовочный
Приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | |
2)
корень | соединительная гласная | корень | суффикс | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | | | |
3)
корень | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | |
4)
корень | соединительная гласная | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | | |
5)
приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | |
6)
корень | приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | | |
1. Найдите слово, морфемный состав которого показан в каждой из таблиц (соответствует схеме). Помните о нулевых морфемах. Они тоже обозначаются в схемах как отдельные единицы.
2. Выпишите отдельно не подходящие ни к одной таблице слова и укажите их морфемный состав.
3. Придумайте слово, соответствующее следующей схеме морфемного состава:
приставка | приставка | приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание |
| | | | | | |
Вопрос№ 6.
Каковы грамматические различия слов микроб, сироп, циклоп и как они проявляются?
Вопрос № 7.
Прочитайте фразеологизмы из чешского языка. Подберите русские эквиваленты.
Vyhazovat peníze z okna (Бросьте ваши деньги в окно). Zabít dvě mouchy jednou ranou (Убить две мухи одним ударом). Držet (někomu) palce (Держать кому-нибудь пальцы). Znát něco jako své boty (Знать что-то как свои ботинки). Chodit kolem horké kaše (Ходить вокруг горячей каши).
Вопрос № 8.
Сравните выделенные слова по их словообразовательным характеристикам. Что объединяет все эти слова? Какое слово выпадает из общего ряда?
Адресант – это тот, кто адресует что-либо кому-либо.
Арестант – это тот, кто арестован.
Квартировать значило “быть квартирантом”.
Практикант – это тот, кто практикуется.
Вопрос № 9.
Опираясь на словосочетания величайший артист, злейший враг, характернейшая примета, честнейший человек и подобное дайте определение лингвистическому термину элятúв (элатúв).
Вопрос № 10.
Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, подберите в современном русском языке слова с теми же словообразовательными элементами, определите их семантику, укажите, какой суффикс используется в ед.ч. и к какому роду относятся эти слова в современном русском языке.
Се же бяше по смотрению Божию быти сему, яко да от Бога книжное учение будет ему, а не от человекь; еже и бысть. Скажем же и сие, яко от Божиа откровениа умhти ему грамоту. Въ единъ убо от днии отець его посла его на взыскание клюсят. [Так и Саул] иже посланъ бяше отцомь своим Киссом на взыскание осляти; он же шед обрhте святого пророка Самоила . Сице и блаженныи отрокъ послан бо бысть отцомь своим Кирилом обрhте етера черноризца, старца свята, странна и незнаема, саномъ прозвитера И рече ему старець: « И о грамотh, чадо, не скръби: вhдыи буди известно, яко от сего дне дарует ти Господь грамотh умhти зhло добрh » (Житие преподобного Сергия Радонежского)