СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку 5 - 9 классы (школьный этап)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания для 5-9 классов по русскому языку, школьный этап.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку 5 - 9 классы (школьный этап)»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс



Время для выполнения 60 минут

1.Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.  

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка

стол

клад

лапа

укус  

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)


4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

(За каждый правильный ответ 1 балл.)


5. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные  антонимы к полученному слову.


_________________________________________________________________________________

 (3 балла + за каждое слово 1 балл)


6. Чем отличаются слова доброта и добротный? (За каждый правильный ответ 1 балл)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

(За правильный ответ 1 балл)


8.Вставь пропущенные буквы:

             а) в..лосок

       б) ф..нари

       в) с..лат

г) в..трина,

      д) ч..совщик

(За каждый правильный ответ 0,5 баллов)


9. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель _____________________________

Бандероль _____________________________

Тюль ______________________________

Шампунь ______________________________

Рояль _______________________________


(За каждый правильный ответ 1 балл)


10.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега.

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

_____________________________________

(За каждый правильный ответ 0,5 балла)




Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс

1. Расставь ударение в словах:

тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5)


2. Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

трубка, столб, склад, лампа, уксус

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5)


3. Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить. Пока.  Захар

(За каждый правильное слово 0,5 балла, всего 7)


4. Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 3)


5. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные  антонимы к полученному слову.

Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

 (3 балла + за каждое слово 1 балл, всего 6)


6. Чем отличаются слова доброта и добротный?

Доброта – отзывчивый человек; добротный – хорошо сделанный, качественный.

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 2)


7. Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

3) запах полын.., сирен.., зелен..

(За правильный ответ 1 балл)


8. Вставь пропущенные буквы:

а) волосок

б) фонари

в) салат

г) витрина,

д) часовщик (За каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 2,5)


9. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.),  красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.  

  (За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5)


10. Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

 2, 1, 4, 3, 5. (За каждый правильный ответ 0,5 балл, всего 2,5)


Максимальное количество баллов - 39

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

6 класс



Время для выполнения 60 минут

1.Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


2.Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

                                                              Открыта больница

                                                              Для птиц и зверей

                                                              Идите лечиться

                                                              Туда поскорей.

(За правильный ответ:3 балла)


3.Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст__________________________

Сей ___________________________

Стезя__________________________

Трапеза________________________

Тщетно________________________

Уста__________________________

Чадо__________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


4. Решите орфографическую задачу. Укажите разряды имен прилагательных.

Балко…ая дверь __________________________

Медвежья берлога ________________________

Внимательный ученик _____________________

Шустрые белки ___________________________

Золотые руки ____________________________

Каме…ое сердце __________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)

5.В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 0,5 балла + за каждое объяснение 0,5 балла + за составленное предложение 1 балл)


6. Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, смеяться, корзинка, росинка, приморский.

       

(За каждый правильный ответ: 1 балл)

7. К данным словам подберите синоним и антоним.

Доброта _____________________________________________________________________

Бегать______________________________________________________________________

Красивый____________________________________________________________________

Серьёзный____________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)

8. Выпишите только те слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Всплеск, робот, зелень, ладья, малиновый, бежать, бег, забота, забор, мороз.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 0,5 балла)




Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс


1. Расставьте ударение в словах.

КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 10)


2. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.


(Всего 3 балла)


3. Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст – палец, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, чадо – ребёнок.

 

(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 7)


4. Решите орфографическую задачу. Укажите разряды имен прилагательных.

Балконная дверь - относительное;

Медвежья берлога – притяжательное;

Внимательный ученик – качественное;

Шустрые белки – качественное;

Золотые руки – качественное;

Каменное сердце – качественное


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 6)


5. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.


(За каждый правильный ответ: 0,5 балла + за каждое объяснение 0,5 балла + за составленное предложение 1 балл, всего 6)


6. Выполните морфемный разбор слов:

Осин-к-а, царап-ин-к-а, сме – я – ть - ся, корзин-к-а, рос-инк-а, примор-ск-ий.


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 6)


7. К данным словам подберите синоним и антоним.

Доброта – добродушие (добросердечие); злоба (злость)

Бегать – мчаться; стоять (сидеть)

Красивый - прекрасный (симпатичный); безобразный (уродливый).

Серьёзный – ответственный; легкомысленный (безответственный).


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 4)


8. Выпишите только те слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Зелень, ладья, малиновый, забор.


(За каждый правильный ответ: 0,5 балла, всего 2)



Максимальное количество баллов - 44










Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

7 класс



Время для выполнения 1 час 30 минут

1.Расставить ударения в словах:

Танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


2. Какое из данных слов является синонимом к слову невыразимый?

Невидный, безвкусный, неизъяснимый, непонятный, необычный

(За правильный ответ: 1 балл)


3.  Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация, миссия, имитация.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


4.В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

Ветрило – сильный ветер.

Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

Ферт – название буквы Ф.

Кузен – двоюродный брат.

Чело – голова.

Конка – городской транспорт с конной тягой

Челобитная – наказание.

Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


5.Подберите фразеологизмы, которые используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

О кротком, безобидном человеке.

Об очень худом, изможденном человеке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 2 балла


6.  В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

А) вдвоём, двойка, второй, удвоить.

Б) кого-то, своя, каждый, ничей.

В) двое, полтора, семнадцатый, обе.

Г) повыше, высота, превысил, возвысив.

1. А,Б       3. В, Г

2. Б, В      4. Б, Г


(За правильный ответ: 2 балла)


7. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За правильный ответ: 2 балла)


8.Какой частью речи могут быть данные слова?

Строй_________________________________________

Жгут__________________________________________

Печь__________________________________________

Ласково_______________________________________

Стекло________________________________________


(За каждый правильный ответ: 0,5 балла)


9. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных: грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, яблоко, чулки

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


10.Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За правильный ответ: 3 балла)


11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..шься.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев..  бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди  ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

 Из(за) шума ветра мы  (со)всем  (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

 Через  (не)сколько секунд перекат свирепо  грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(За правильный ответ 5 баллов)

Ответы на задания  олимпиады по русскому языку

1.Расставить ударения в словах:

ТанцОвщица, диспансЕр, дремОта, Искра, квартАл, красИвейший, срЕдства, христианИн, щавЕль, газопровОд.


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 10)


2. Какое из данных слов является синонимом к слову невыразимый?

Неизъяснимый


(За правильный ответ 1 балл)


3.  Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств. 

Миссия – представительство, задание, роль. 

Имитация – подражание, подделка.


(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 3)


4.В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

Ветрило –  парус.

Ланиты –  щеки.

Чело –  лоб.

Челобитная –  письменная просьба в древней Руси

Наперсник –  любимец, пользующийся всеобщим доверием.

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5)


5.Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

1)О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

2)О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит..

6)Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ:  кожа да кости.


(За каждый правильный ответ 2 балла, всего 6)


6. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

2. Б, В      

(За правильный ответ 1 балл, всего 1)

 

7. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:

Задача решена неверно из-за арифметической ошибки.


(За правильный ответ 2 балла, всего 2)


8.Какой частью речи могут быть данные слова?

строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;  

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.


(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10)


9. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных: 

грамм – граммов, дело - дел, мандарин - мандаринов, место - мест, носки - носков, помидор – помидоров, яблоко – яблок, чулки - чулок


(За каждый правильный ответ 0,5 балл, всего 4)


10.Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

в две тысячи одиннадцатом, тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.


(За правильный ответ 3 балла, всего 3)


11. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева  бесконечной лентой тянется зеленый лес.  К ночи нужно обязательно добраться до села, а  впереди  еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

 Из-за шума ветра мы  совсем  не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

 Через  несколько секунд перекат, свирепо  грохочущий, остается уже где-то сзади.

(За правильный ответ 5 баллов: баллы выставляются по критериям оценки письменного ответа)



Максимальное количество баллов – 50





Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап


8 класс


Время выполнения 1 час 30 мин.

1.Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров,  досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


2. Выделите окончание у следующих слов.

Гравий, великий, вороний, третий, кормчий.

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


3.Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы,  серьги,  брюки,  колготки,  ставни,  ворота,  очки,  каникулы,  сутки,  Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждую правильную группу слов: 2 балла)


4.Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова слева.

_____________________________________________________________________________

(За правильный ответ: 2 балла)


5.Укажите различия в значении следующих слов:

Невежа – невежда, откровение – откровенность, добрый – добротный.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 2 балла)


6.Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 0,5 балла)

7. Какое значение имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

    1. Прошло несколько времени без всякого замечательного случая.

    2. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим.

    3. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


8.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 0,5 балла)


9.Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним синонимы и антонимы.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 2 балла)


10.Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1.Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса

2.У меня сегодня праздное настроение.

3.Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4.Открывая окно, в класс влетел воробей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)


11. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые предложения в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.


(За правильный ответ: 6 баллов)




Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

1.Расставьте ударения в словах.

СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекОтно, много директорОв, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспЕчение.

(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 9)

2. Выделите окончание у следующих слов.

Окончание у следующих слов: гравий (нулевое), великий (ий), вороний (нулевое), третий (нулевое), кормчий (нулевое).


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 5)


3. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения  являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.


(За каждую правильную группу слов: 2 балла, всего 4)


4. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова слева.

С – лев - а, наречие, образовано приставочно - суффиксальным способом.

             

(За правильный ответ: 2 балла, всего 2)



5. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный,  несведущий человек.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный – сделанный хорошо, прочно.


(За правильный ответ: 2 балла, всего 6)


6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.


(За каждый правильный ответ: 0,5 балла, всего 4)


7.Какое значение имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

В современном русском языке слово замечательный имеет значение «исключительный по своим достоинствам, выдающийся». Во времена А.С. Пушкина это слово имело иное значение. В сочетании со словом грабительства прилагательное замечательный реализует значение, свойственное современному слову – заметный – выделяющийся среди других. Сочетание замечательная наружность следует понимать как «внешность заметная, запоминающаяся, приметная»


(За каждый правильный ответ: 2 балла, всего 6)


8. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв; финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

(За каждый правильный ответ: 0,5 балла, всего 4)


9. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним синонимы и антонимы.

На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах; антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).


(За каждый правильный ответ: 2 балла, всего 6)


10. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

     2)У меня сегодня праздничное настроение.

     3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

     4) Через открытое окно в класс влетел воробей.


(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 4)


11. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые предложения в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

1)В свете есть иное диво:

2)Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

3)И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

(За правильный ответ: 6 баллов)

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап



9 класс







Время выполнения 2ч. 30 мин.



1.Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(За правильный ответ 2 балла)

2. Найдите среди указанных слов «лишнее» по определенному фонетическому признаку. Объясните свой выбор.

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

(За правильный ответ 1 балл, всего 1)

3. Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами.

1) Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Ателье получило 24 (ножницы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152 (сутки).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ 1 балл, всего 3)

4. Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

1) Мать (не)досмотрела за сыном, и он залез в лужу.



2) Я (не)досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

_____________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 1 балл)

5. Расставьте ударения в следующих словах:

пригоршня, зевота, еретик, табу, углубить, глашатай.

________________________________________________________________________

6. Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях.

1) Под его (Савельича ) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.

________________________________________________________________________

2) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

________________________________________________________________________



3) По окончании восьмого класса сестре вручили похвальную грамоту.

________________________________________________________________________



4) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

________________________________________________________________________



5) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ: 2 балла)

7. Каково значение фразеологизма «горячая точка»? Какие еще фразеологические обороты со словом горячий Вы знаете? В каких значениях они употребляются?

(2 балла за определение значения + 0,5 балла за каждый пример + по 0,5 балла за толкование)

 

8.В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?


1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

(За правильный ответ: 2 балла)

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

________________________________________________________________________


2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

________________________________________________________________________


3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

________________________________________________________________________


4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».


(За правильный ответ 1 балл+ за объяснение 1 балл)

10. Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоклистов ответил на вопрос корреспондента: «Что считаете счастьем?». Ответьте на вопрос: «Что такое счастье?» Ваше сочинение должно быть аргументированным.



Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

Как Вы понимаете слова К.Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья?





выражениям:

выле

выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте

стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

Дайте определен

Зачем нужно правильно выделять грамматическую основу? (4 б.)

Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Человек этот был изнежен

южным солнцем, ему нужна была особенная теплота. Особенно хорошее

расположение в нем вызывало созерцание картин. Он жил у нас

отшельником. Постепенно сформировался новый вид дизайна –

промышленный дизайн. Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось

только одно требование: она должна преобразовывать электрическую

энергию в свет






встречается слово забубённый: Одет он [Каратаев] был забубённым

помещиком, посетителем конных ярмарок, в полинялый галстук

лилового цвета, в жилет с медными пуговицами и серые панталоны с

огромными раструбами. Что означает это слово? Укажите соответствующую

пару слов:

нарядный, праздничный; важный, солидный; бесшабашный, удалой;

неопрятный, неаккуратный



встречается слово забубённый: Одет он [Каратаев] был забубённым

помещиком, посетителем конных ярмарок, в полинялый галстук

лилового цвета, в жилет с медными пуговицами и серые панталоны с

огромными раструбами. Что означает это слово? Укажите соответствующую

пару слов:

нарядный, праздничный; важный, солидный; бесшабашный, удалой;

неопрятный, неаккуратный



встречается слово забубённый: Одет он [Каратаев] был забубённым

помещиком, посетителем конных ярмарок, в полинялый галстук

лилового цвета, в жилет с медными пуговицами и серые панталоны с

огромными раструбами. Что означает это слово? Укажите соответствующую

пару слов:

нарядный, праздничный; важный, солидный; бесшабашный, удалой;

неопрятный, неаккуратный. (1 б.



встречается слово забубённый: Одет он [Каратаев] был забубённым

помещиком, посетителем конных ярмарок, в полинялый галстук

лилового цвета, в жилет с медными пуговицами и серые панталоны с

огромными раструбами. Что означает это слово? Укажите соответствующую

пару слов:

нарядный, праздничный; важный, солидный; бесшабашный, удалой;

неопрятный, неаккуратный. (1 б.



вылечите,

вылечите, выкупите.(3 б







Ответы на задания олимпиады по русскому языку,

в 9 классе

1. Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

 Не является родственным слово налаживать. Видовая пара – наладить. Остальные глаголы с корнем лаг-лож имеют чередование гласных а-о.

(За правильный ответ: 2 балла, всего 2)

2. Найдите среди указанных слов «лишнее» по определенному фонетическому признаку. Объясните свой выбор.

 Мощь – существительное 3-го склонения. В этом слове, в отличие от остальных, буква Ь не указывает на мягкость предыдущего согласного, т.к. [щ] – непарный по мягкости.

(За правильный ответ: 1 балл, всего 1)

3. Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами.

 1) Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трех штук.

2) Ателье получило двадцать четыре штуки ножниц.

3) Космонавты находились на орбитальной станции «Мир» в течение ста

пятидесяти двух суток.

(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 3)

4. Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

 1) Мать недосмотрела за сыном, и он залез в лужу.

2) Я не досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

Глагол в первом предложении обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие нужной меры, нормы: недосмотреть – не заметить чего-либо, пропустить.

У глагола во втором предложении совсем другое значение: незаконченность действия (действие было начато, но не завершено).

(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 2)

5.Расставьте ударения в следующих словах: прИгоршня, зевОта, еретИк,
табУ, углубИть, глашАтай.



(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 6)

6. Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях.

1) Выучился грамоте – научился читать и писать.

2) Читал письмо.

3) Официальный документ.

4) Нечто недоступное пониманию.

5) Недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

(За каждый правильный ответ: 1 балл, всего 5)



7. Каково значение фразеологизма «горячая точка»? Какие еще фразеологические обороты со словом горячий Вы знаете? В каких значениях они употребляются?

1)Так говорят о месте, где возник или может возникнуть острый политический, военный и т.п. конфликт.

2) По горячим следам – сразу.

3)Горячий на руку – вспыльчивый человек, способный в состоянии гнева ударить кого-либо.

4)Под горячую руку – в такой момент, когда кто-то возбужден, разгневан.

5)Горячий поклонник – страстный поклонник.

6)Горячая благодарность – исполненная сильного чувства.

7)Куй железо, пока горячо – не теряй времени, используй благоприятные обстоятельства.

(2 балла за определение значения + 0,5 балла за каждый пример + по 0,5 балла за толкование, всего 8)

8.В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

(За правильный ответ: 2 балла, всего 2)

9.Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.


 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

  (За правильный ответ 1 балл + за объяснение 1 балл, всего 2 )




10. Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоклистов ответил на вопрос корреспондента: «Что считаете счастьем?».

Ответьте на вопрос: «Что такое счастье?». Ваше сочинение должно быть аргументированным.

Качественные характеристики текста.

Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

(всего 10 баллов)

 Максимальное количество баллов - 41
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!