СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпийские игры и их влияние на развитие современных государств

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпийские игры и их влияние на развитие современных государств»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г. Севск.





Индивидуальный проект

Олимпийские игры и их влияние на развитие современных государств.





Работа ученицы 11 класса

Илюшиной

Алины Максимовны





Руководитель проекта:

Мелехова Нина Павловна









Работа допущена к защите «_______»_______________2024 г.



Подпись руководителя проекта:______________/___________________/

Севск

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ 5

II. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА-ХОЗЯИНА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР. 7

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ СТРАНЫ-ХОЗЯЙКИ) 9

IV. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ. 13

V. ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ. 17

VI. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ИНЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. 20

VII. ОЦЕНКА ВКЛАДА ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 26





























ВВЕДЕНИЕ


Краткое описание сути будущего проекта.

Новое время создало нового человека. Можно сказать, что сам дух новоевропейской культуры, ее ценностные ориентации составили основу для популяризации идей олимпизма. Возрождение Олимпийских игр явилось одним из проявлений внутрикультурных тенденций эпохи, они органично вписались в общую картину культуры Нового времени, с ее ориентиром на философское мировоззренческое представление, рационализм, диалог культур.

На фоне многовековой истории человечества XX век выделяется особо - по яркости достижений (в науке, технике, искусстве, спорте) и, в то же время, по противоречивости процессов, трагичности, проблематичности событий глобального масштаба (войны, революции, экономические и политические кризисы).

Специфичность спорта как одной из сфер культуры, главным образом, состоит в том, что имеет самое непосредственное отношение к человеку, поскольку служит одним из средств удовлетворения его потребностей, причем, не только телесных, но и духовных. Теория и практика олимпизма от самых его истоков до настоящего времени доказывает это. Объединение в олимпийском движении разноплановых, многомерных смыслов спорта, этики, юриспруденции, социального сотрудничества имело очень важные духовные и социальные последствия. Такое объединение создало основание для мыслей и чувств участников олимпийского движения, привлекло к нему внимание политических деятелей, педагогов, молодежи, различных слоев населения и профессиональных групп, признало за олимпийским движением универсальную общечеловеческую значимость.

Актуальность проекта.

Опыт проведения Олимпийских игр во многих странах показывает, насколько сложно в дальнейшем эффективно использовать построенные объекты, то есть олимпийское наследие. Наследие Олимпиады включает в себя, как правило, материальные и нематериальные аспекты, которые способны ускорить развитие принимающей страны. Но успешное наследие - это гораздо более широкое понятие, чем просто финансово-экономический эффект. Это также нематериальный эффект, например, продвижение олимпийских ценностей, привлечение общественного внимания к созданию доступной и доброжелательной среды, а также к вопросам экологии.

Проведение современных Олимпийских игр и последующая его реализация выступают источником роста качественных улучшений в деятельности принимающей территории.

В то же время, изучение влияния проведенных Игр может представлять большой интерес для дальнейшего существования страны-хозяйки, чем и обусловлена актуальность моей работы.

Цель данного проекта.

Изучить и продемонстрировать положительные и отрицательные примеры по управлению Олимпийским наследием, произвести оценку его вклада в развитие страны проведения Олимпийских игр.

Задачами проекта являются:

  1. Определить общественный статус олимпийского движения в современной культуре;

  2. Раскрыть смысл олимпийского движения для культур различных государств-хозяев и его влияние как одного из факторов развития мировой культуры.

Объект исследования.

Объектом моей работы являются как объекты, так и различные общественные отношения, связанные с Олимпийским наследием территорий проведения игр.

Предмет исследования.

Предметом работы является уяснение общественных и экономических отношений, которые возникают в процессе оценки вклада Олимпийского наследия в развитие страны-хозяйки Олимпийских игр.

Методы исследования.

Теоретической базой будут являться работы российских и зарубежных специалистов, имеющиеся в свободном доступе, в области теории и экономики Олимпийских Игр, формирования и реализации Олимпийского наследия.

На основе полученных теоретических знаний будет проводиться работы с использованием экономико-статистических и математических методов обработки и анализа данных.

Практическая значимость и польза.

Практическая значимость данной работы должна обеспечить возможность более точно подойти к оценке вклада Олимпийского наследия, влияющих на развитие страны-хозяйки, что может привести к увеличению интереса населения к спортивным мероприятиям, пропаганде здорового образа жизни на основе примеров из истории развития и проведения Олимпийских игр в различных государствах.
















  1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ


Предварительный анализ практики проведения Олимпийских игр в различных государств позволяет определить возможности получения социально-экономических выгод и пути их максимизации от подобных спортивных мероприятий.

Так, принимающая страна, территория (государственный сектор), а также частный сектор рассчитывают на потенциальные прямые и косвенные экономические положительные эффекты, во многом связанные с привлечением туристов и совершаемыми ими расходами. Однако прирост туристов, обеспеченный Олимпийскими играми, может частично нивелироваться снижением количества гостей, приезжающих с иными целями (например, деловыми), что вызвано стремлением последних избежать увеличенных цен и повышенного скопления людей, обусловленных Олимпиадой.

В результате проведенных исследований, выявлено, что в олимпийском движении отсутствует четкая периодизация относительно деловой активности, кроме выделения этапа непосредственно самой Олимпиады. В связи с чем, ими было предложено понятие «олимпийский деловой цикл», которое включает весь процесс подготовки и организации, проведения и последующего использования результатов Олимпийских игр, т.е. временной интервал между принятием администрацией города решения подать заявку на проведение Олимпийских игр и моментом спада экономической активности на территории проведения Олимпиады.

Так, исследования показали, что в олимпийском деловом цикле можно выделить следующие этапы:

  • предолимпийский этап (начинается с процесса подачи заявки от страны и города на право принять Олимпийские игры и заканчивается за 30 дней до фактического начала Олимпийских игр);

  • олимпийский этап (начинается за 30 дней до фактического начала Олимпиады и завершается через 30 дней после официальной церемонии закрытия Олимпийских игр);

  • постолимпийский этап (начинается через 30 дней после официальной церемонии закрытия Олимпийских игр и завершается окончанием следующего туристского сезона после завершения Олимпийских игр, летнего - для Олимпийских летних игр и зимнего - для Олимпийских зимних игр).

Так, практика проведения Игр сформировала понятие «Olympic Games Legacy» - «Олимпийское наследие». Значимость проведения Олимпийских Игр в ракурсе территориального социально-экономического развития и преобразования туристского пространства территории, в большей степени определяется тем Олимпийским наследием, которое остается ей по завершению Игр. Вопросы Олимпийского наследия уже давно обсуждаются российскими и зарубежными учеными.

Несмотря на различные подходы к определению термина «Олимпийское наследие», для того, чтобы охарактеризовать его содержание в полной мере, обычно в качестве элементов наследия выделяют объекты материального и нематериального свойства, которые классифицируют, соответственно, как «твердые» и «мягкие» формы Олимпийского наследия.

К материальному наследию относят те формы наследия, которые легко идентифицировать и измерить (например, спортивную инфраструктуру, телекоммуникационные и транспортные сети).

К элементам нематериального Олимпийского наследия можно, например, отнести: новые технологии реализации масштабных проектов; предложения по совершенствованию законодательной базы; знания людей, необходимые для профессионального решения поставленных задачи.

Суть типологического подхода заключается в том, что все элементы Олимпийского наследия делятся на группы по своей функциональной нагрузке, сегментам и сценариям развития принимающей территории (приложение 1).

На постолимпийском этапе все страны выдвигают индивидуальные схемы использования и реализации Олимпийского наследия: перепрофилирование олимпийских спортивных объектов и сооружений; предоставление в долгосрочную аренду заинтересованным организациям; разбор, перенос, частичный демонтаж для строительства других объектов; проектирование и строительство самих объектов на территории учреждений, которые в этом заинтересованы (например, для дальнейшего использования как спортивной учебной инфраструктуры на территории университетов).

На этапе подготовки к Олимпийским играм в целом динамику роста в месте проведения показывают многие экономические показатели. В связи с началом масштабного строительства, как спортивной, так и городской инфраструктуры усиливается поток крупных инвестиций, происходит появление новых предприятий, и, как следствие, формируются новые рабочие места. После же окончания Олимпиады и перехода с пикового периода, как правило, намечается тенденция к спаду в экономике территории, проявляется экономическая цикличность. В данном аспекте постолимпийский период является наиболее проблемным для территории, на которой проводились Олимпийские игры, выступающий рецессивным этапом, когда на первый план выходят задачи по определению новых опор для роста и факторов социально-экономического развития территории.

Известны примеры из международного опыта использования Олимпийского наследия, которые указывают на большие трудности в решении этой проблемы (заброшенные в Пекине олимпийские площадки для каякинга, пляжного волейбола и бейсбола и практически все спортивные объекты в Афинах и Рио-де- Жанейро). С проблемами реализации постолимпийских объектов столкнулась и Россия после проведения зимней Олимпиады в 2014 году в г. Сочи. Трудности состоят не только в поиске вариантов применения «олимпийского имущества», но и в оценке возможной отдачи от дальнейшего использования объектов.




  1. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА-ХОЗЯИНА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР.


Активность туристов и функционирования экономки территории проведения продолжается примерно в течение одного года с момента окончания Олимпиады, однако четкая продолжительность во времени не определена до конца.

На предолимпийском этапе, в процессе интенсивной подготовки и строительства, издержки существенно превышают выгоды.

Основные издержки несет, как правило, государственный сектор, в то время как выгоды извлекает за счет этого и частный сектор. Расходы на туристскую инфраструктуру являются значимой составляющей и рассчитаны на прием туристов в период самих Олимпийских игр, однако после их завершения могут быть неоправданными.

Выгоды и издержки государственного и частного секторов сравниваются на олимпийском этапе, при этом издержки в значительной степени покрываются получаемыми выгодами от большого потока туристов.

С каждым этапом издержки на уровне государства и бизнеса уменьшаются, а вместе с ними выгоды, которые возможно получить. На постолимпийском этапе издержки сводятся, по сути, к эксплуатационным расходам на созданную инфраструктуру, в то время как выгоды не столь очевидны. В связи с этим после завершения Олимпийских игр актуальной становится проблема использования их наследия.

Возможность привлечения потока туристов, как одно из главных преимуществ, извлекаемых от проведения Олимпийских игр, по отношению к зимним Олимпиадам весьма актуальна, так как часто из-за особенностей спортивных мероприятий и необходимой для них специфической инфраструктуры, места проведения не так популярны. Первые в современной олимпийской истории зимние Игры в Шамони (1924 год) проводились, в том числе, с целью - поднять известность и престиж данного курорта. Логично предположить, что узнаваемость мест проведения спортивных мегасобытий резко возрастает в последующие периоды. Так, после Олимпиады в г. Калгари в 1988 году (Канада, провинция Альберта) по результатам социологических опросов около 50% опрошенных европейцев не только слышали, но и знали о месте нахождения г. Калгари. При этом до Олимпиады только 15% опрошенных людей в Европе знали о данном городе. Также для сравнения задавались вопросы о других наиболее крупных городах провинции Альберта. Так, доля европейцев, знавших что-либо об Эдмонте - административный центр провинции, практически не выросла после проведения Олимпийских игр и составила 8% в 1986 году и 10% в 1988 году.

Как показывают исследования, страна и город, принимающие спортивные мероприятия, получают возможности для дополнительной рекламы на весь мир, которая принимает форму не только трансляций соревнований, но и телевизионных репортажей с места событий, отчетов, интернет-вещания и т.д.

При этом, несмотря на то, что обычно Олимпиада увеличивает туристский поток, она не может нивелировать влияние таких негативных факторов как финансовый кризис, международный терроризм, вспышки вирусных заболеваний и т.д. Так, в связи во многом с эпидемией атипичной пневмонии туристский поток в Австралию фактически не увеличился за период с 2001 года по 2003 год. Однако потом можно наблюдать подъем, который сложно однозначно связать с Олимпийскими играми 2000 года.

Страны и города, претендующие на право проведения Олимпийских игр, начинают встраивание олимпийского продукта в пространство территориальных экономик уже на ранних отборочных этапах, при этом провоцируя, как правило, существенные преобразования в процессах формирования, продвижения и реализации территориальных туристских продуктов, положительно (но не во всех случаях) влияя на их популярность среди туристов.

За время олимпийского этапа страна, в частности место проведения, стремится за две недели получить максимальную отдачу от вложенных средств.

Изучение зарубежного опыта проведения Олимпийских игр и первичный анализ их влияния по итогам проведения в г. Сочи показывают, что преимуществам, которые они предоставляют, сопутствуют и разные негативные последствия. При этом влияние от их проведения распространяется на экономику в целом (приложение 2).

























  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ СТРАНЫ-ХОЗЯЙКИ)


Проведение таких событий, как Олимпийские игры, выступает катализатором развития территорий в целом, меняет качество их среды, улучшает условия жизни людей и формирует значимое материальное и нематериальное наследие. Пример г. Сочи демонстрирует, как Олимпиада позволяет, в первую очередь, развить инфраструктуру города, а также его социальную и культурную составляющую.

Четко определенные период подготовки и даты проведения мероприятий заставляют концентрировать усилия и применять проектный подход, задают высокий уровень исполнительной дисциплины. В процессе подготовки привлекаются инвестиции из различных источников, используются в большинстве случаев наиболее эффективные подходы и инновационные решения. Как результат, возникает синергетический эффект, ускоряющий решение проблем. Поэтому важной задачей в современных условиях в организации Олимпийских игр, помимо проведения собственно спортивного события, является использование их потенциала для развития принимающей территории и соответственно решения политических, социальных, инфраструктурных и экономических задач.

Проблема проведения Олимпиады заключается в краткосрочности олимпийского этапа, то есть самого спортивного события, и в ее фактической невоспроизводимости в месте проведения (так, повторно Олимпийские игры проводились всего в трех городах, при этом интервал составлял от 12 до 20 лет). Это практически не позволяет обеспечить окупаемость вложений капитального характера в процессе проведения Олимпийских игр и требует понимания того, как объекты будут рентабельно использоваться в долгосрочном аспекте.

Благоприятная экономическая, социальная, политическая, и экологическая ситуация на территории проведения Олимпийских игр формирует привлекательную площадку для множества мероприятий и поднимает интерес со стороны туристов, инвесторов, а также иных заинтересованных лиц, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на брендинг места.

За период с 2009 года по 2012 год количество международных мероприятий, проведенных в г. Сочи увеличилось в два раза, а в Краснодарском крае в целом более чем на 50%. Это говорит об особом статусе, полученном после объявления г. Сочи столицей зимних Олимпийских игр, и, как результат, повышенном внимании со стороны международной общественности. Рост количества мероприятий также свидетельствует о совершенствовании инфраструктуры территории и постепенному вводу в эксплуатацию новых и реконструкции имеющихся объектов, необходимых для проведения мероприятий.

В Краснодарском крае, как и в г. Сочи, на предолимпийском этапе заметно преобладание экономических мероприятий, связанных с проведением международных форумов, выставок и конференций различной специализации, включая туризм (приложение 3).

Нарастающее количество международных мероприятий, как в г. Сочи, так и в Краснодарском крае в целом, в период подготовки к Олимпийским играм дает возможность утверждать о развитии таких направлений современного туризма, как деловой и событийный туризм. В г. Сочи за период c 2010 года по 2014 год состоялось более 1000 различных культурных мероприятий, общая численность посетивших их людей составила более 35 тысяч человек.

Ставка в постолимпийском развитии г. Сочи делалась на создание многофункционального делового, туристского, спортивного и культурного центра международного класса, а главной целью преобразований в курортной сфере в связи с олимпийским проектом было сделать город круглогодичным курортом. В ходе реализации олимпийского проекта в г. Сочи было построено и реконструировано 193 объекта инфраструктуры: 36 объектов транспортной инфраструктуры, 45 объектов инженерной инфраструктуры, 4 объекта инфраструктуры связи, 47 объектов энергоснабжения и генерации, 7 объектов природоохранной деятельности, 3 объекта здравоохранения и 51 туристский объект, ставшие Олимпийским наследием города. Данные по модернизации городской среды в результате подготовки к Олимпийским играм можно сгруппировать следующим образом:

- более 367,3 км. автомобильных и 201 км. железных дорог, а также 102 автомобильных и 54 железнодорожных мостовых сооружений, 22 тоннеля;

- 967,4 тыс. кв. м. дорожного покрытия и тротуаров;

- более 550 км. высоковольтных ЛЭП, 3 ТЭС и 1 ТЭЦ, 19 подстанций;

- 690 км. инженерных сетей, более 650 км. газопровода;

- очистные сооружения хозяйственных и бытовых стоков, производительностью 255 тыс. куб. м. в сутки.

В части спортивной инфраструктуры, наследие г. Сочи составило 15 новых спортивных объектов, на которых проводились зимние олимпийские соревнования, а именно 9 объектов прибрежного кластера и 6 объектов горного кластера. Наследие обеспечивающей инфраструктуры составило 5 объектов (здание главного медиацентра, конгресс-центр «Горки-город», парк развлечений «Сочи-парк», Олимпийский парк, Имеретинская набережная).

Согласно Постановлению главы Администрации Краснодарского края от 28.05.2014 г. №525 «О департаменте олимпийского наследия Краснодарского края» департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года был преобразован в департамент олимпийского наследия Краснодарского края. Данный департамент был призван решать вопросы эффективного использования олимпийских объектов, находящихся в собственности Краснодарского края. Впоследствии он был упразднен (с 1 января 2016 года), а функции и полномочия переданы Министерству курортов и туризма Краснодарского края.

Планирование вариантов будущего использования инфраструктурного наследия, главным образом спортивного, в наши дни является основополагающим аспектом еще при организации Олимпийских игр.

Необходимо четкое понимание того, как спортивные олимпийские объекты будут использоваться на годы вперед. Недочеты в инфраструктурном планировании и неясные перспективы использования сооружений не позволят обеспечить приток средств, в том числе необходимых для их содержания, что порождает актуальность стратегических решений после проведения масштабных спортивных мероприятий.

Методом контент-анализа печатных и электронных СМИ (всего эмпирической базой явились 50 статей) были выбраны наиболее упоминаемые и имеющие ссылку на официальные источники способы использования каждого спортивного инфраструктурного объекта, составляющих основу Олимпийского наследия (приложение 3).

В структуре всех значимых мероприятий в г. Сочи в постолимпийский период 2014 года и запланированных в 2015 году (до его фактического наступления) преобладали всероссийские мероприятия и только ориентировочно треть событий носили международный характер.

За 2014 год в постолимпийский период в г. Сочи было проведено 125 мероприятий, в том числе и международного значения. В 2015 году было запланировано примерно столько же значимых мероприятий (126). Фактически на конец 2015 года в г. Сочи было проведено 201 мероприятие.

При фактическом росте общего количества значимых мероприятий в г. Сочи в 2015 году по сравнению с 2014 годом, по состоянию на конец 2015 года намечается тенденция на их уменьшение и в 2016 году было запланировано 49 значимых мероприятий международного и всероссийского формата.

По факту в 2016 году в г. Сочи прошло 102 значимых мероприятий, что значительно меньше, чем в 2015 году. В 2017 году запланировано к проведению 117 мероприятий.

При этом наиболее востребованными в плане проведения мероприятий являются такие объекты олимпийского наследия г. Сочи, как керлинговый центр «Ледяной Куб», ДС «Большой», ДЗС «Айсберг», СБТ «Санки», ГК «Роза Хутор». Однако в это время в г. Сочи пиковый туристский сезон и множество потенциальных зрителей, которые могли бы во время отдыха посетить мероприятия.

Анализ перспектив использования объектов наследия прибрежного и горного кластеров г. Сочи подразумевает их фактическое использование на постолимпийском этапе, вовлеченность в общий событийный ряд города и коэффициент посещаемости объектов в процессе проведения мероприятий

При очевидной роли г. Сочи, как площадки для проведения событий различного уровня, которые потенциально привлекают туристские потоки, объекты используются неравномерно, а в некоторых случаях при количественной насыщенности мероприятия не дают должной заполняемости.

Актуальность проблемы максимального использования объектов постолимпийского наследия подтверждает и величина затрат в размере около 1 миллиарда рублей, выделенная Администрацией Краснодарского края на возмещение затрат по содержанию и эксплуатации этих объектов.

Противоречивость развития Олимпийских игр в будущем заключается в том, что они отходят от формата простых спортивных соревнований и становятся событийным комплексом, привлекая внимание все большего числа людей. Отчасти это связано с нарастающей конкуренцией между спортивными событиями. Праздничные и культурные мероприятия проходят не только непосредственно во время олимпийского этапа, но и расширяются на предолимпийском и постолимпийском этапах.

Так, за четыре года в рамках проекта Культурной Олимпиады «Сочи 2014» прошло более 3000 различных мероприятий: концертов, фестивалей, спектаклей, фильмов, выставок, в которых участвовало более 100 тысяч артистов. Гостями мероприятий стали порядка 4 миллионов человек, что является показателем востребованности мероприятий под олимпийской эгидой. Тенденцией современных игр является максимальное продление «олимпийского эффекта» на постолимпийском этапе благодаря поддерживающим культурным мероприятиям (например, в г. Сочи прошла программа «Год после Игр»).

В настоящее время этап Гран-при «Formula 1» в г. Сочи выступил комплексным мероприятием по реализации олимпийского наследия и обоснованным с точки зрения привлечения туристских потоков. Результативность мероприятия с позиции заинтересованности туристами и посещаемости места проведения события подтверждается продажей всех 55 тысяч билетов (с учетом гостей на мероприятии находилось 65 тысяч человек) в первый год проведения. Средний показатель посещаемости одного этапа Гран-при доходит до 108 тысяч человек.

Данное событие является знаковым имиджевым мероприятием для города и на основе формирующегося опыта проведения организаторы обещают представить комплексный туристский продукт для различных категорий зрителей, в том числе ориентированный на иностранных гостей, чей потенциальный спрос на посещаемость данного мероприятия очень высок.

Интерес, как к Олимпийским играм, так и к Гран-при «Formula 1», порождает косвенный интерес и к месту проведения. Это служит важным фактором в узнаваемости самой «столицы» спортивного мероприятия и ее особенностей с точки зрения посещения туристами, как во время события, так и после его проведения.

Современные тренды в развитии туристской сферы говорят обо все более возрастающей роли событийного туризма, когда под активно популяризируемые мероприятия, проходящие в городе, формируются самостоятельные туристские потоки.












  1. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ.


В последние годы Россия уделяет большое внимание Олимпийским играм. Олимпийское движение играет важную роль в формировании внешнеполитического имиджа страны и продвижении национальных интересов. В связи с этим, показать, какое влияние Олимпийские игры оказывают на формирование имиджа страны в мире, я решила на примере Российской Федерации.

Выделяются основные этапы участия России в Олимпийских играх в 1994-2022 гг., формирующие имидж страны. В результате исследования было показано, что первые два этапа, включающие период с 1994 по 2012 гг. и Олимпийские игры - 2014 в Сочи, были крайне успешными для формирования положительного имиджа России, который конструировался благодаря успехам российских спортсменов, возведению «Русского дома» в Олимпийских парках, церемониям открытия и закрытия на Олимпиаде в Сочи, а также проекту Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Был укреплен имидж России как великой спортивной державы. Однако участие России в Олимпиадах с 2016 по 2022 гг. не было столь успешным и сказалось на имидже нашей страны. Ухудшение имиджа было обусловлено различными допинг-скандалами, связанными с российскими спортсменами. Олимпийские игры с 1994 по 2012 гг. и Олимпиада в Сочи - 2014, которые относят к первым двум этапам, имели устойчивый положительный эффект на имидж России. Однако, негативные факторы, возникшие с 2016 года, частично нивелировали достигнутые за предыдущие годы успехи в этом направлении. В связи с текущей геополитической ситуацией проведение еще одних Олимпийских игр в России не предвидится в обозримом будущем, поэтому в данный момент оптимальным вариантом является акцент на развитии спорта внутри страны.

Вместе с тем, первыми Олимпийскими играми, в которых наши спортсмены выступали под флагом Российской Федерации, стали XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере (Норвегия, 1994 год). К этому моменту все бывшие советские республики, включая Россию, стали суверенными членами Международного Олимпийского комитета (МОК). За олимпийскую сборную России выступили 113 спортсменов, и она стала второй по численности на данных играх после США.

Перед этой Олимпиадой многие спортивные эксперты пессимистически относились к перспективам России, объясняя это недавним полным распадом государственной системы спорта, которая обеспечивала успехи на Олимпийских играх командам СССР. Но российские спортсмены доказали всю беспочвенность подобных прогнозов, заняв первое место в неофициальном командном зачете и завоевав 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медалей.

Можно сказать, что олимпийская сборная России в период с 1994 по 2012 гг. стабильно показывала высокие спортивные результаты, не опускаясь ниже 5 места в неофициальном командном зачете, за исключением провала в Ванкувере в 2010 году, где наша сборная заняла лишь 11 место.Такие достижения российских спортсменов положительно сказывались на имидже страны, создавая образ сильной спортивной державы.

Еще одним инструментом, которым Россия активно пользовалась для продвижения своего имиджа, является организация «Русского дома» в Олимпийских парках. Изначально главной целью подобных сооружений было предоставление своим спортсменам места, где они могли бы собираться, а также отмечать свои успехи. Но затем в «Русских домах» стали оставлять пространство, где все желающие могли познакомиться с культурой нашей Родины.

Так, например, первый «Русский дом» был создан на Летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне (Испания). Но тогда его деятельность практически не освещалась в прессе. На Зимних Олимпийских играх 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия) «Русский дом» был сделан исключительно для отдыха российских спортсменов. С Летней Олимпиады 1996 года в Атланте (США) «Русский дом» приобрел свой современный формат и стал «домом гостеприимства». В нем стали проходить встречи спортсменов с журналистами, болельщиками и другими желающими. В «Русском доме» начали проводить мероприятия, посвященные российской культуре, традициям, кухне.

Олимпийские игры в Сочи, прошедшие в 2014 году, значительно повлияли на формирование положительного имиджа России, поэтому они заслуживают отдельного изучения. Данная Олимпиада стала первой в истории современной России, которую наша страна приняла у себя.

Решение о том, что XXII Зимние Олимпийские игры пройдут в Сочи, было принято на проходившей 4 июля 2007 года в Гватемале 119-й сессии МОК. Особое политическое значение данным Играм придал тот факт, что президент Российской Федерации В. В. Путин накануне принятия решения о стране-хозяйке встретился с членами МОК для того, чтобы лично поддержать заявку России на проведение Зимних Олимпийских игр - 2014 в Сочи. Это был первый подобный случай, когда президент страны, подавшей заявку на проведение Олимпийских игр, встретился с членами МОК. Это вызвало политический резонанс, так как МОК заявил, что президент России внес решающий вклад в успех российской заявки. Конечно, личное присутствие В.В. Путина было не единственным фактором выбора Сочи в качестве столицы Игр. Другими факторами были необычность места проведения (так как Сочи находятся в субтропической зоне) и достижения российских спортсменов в зимних видах спорта. В целом, отечественные и зарубежные эксперты единогласно пришли к выводу о том, что В.В. Путин видел в Олимпийских играх возможность продемонстрировать важность роли России как в международном, так и во внутрироссийском контекстах.

С самого начала Олимпийские игры в Сочи рассматривались в России как один из самых грандиозных проектов, которые были призваны сформировать положительный образ страны на международной арене после распада СССР. В подобной ситуации особенно значимой оказалась резкая актуализация в зарубежных медиа определенного спектра сюжетов (не всегда политического характера) на финальных стадиях подготовки Игр: права человека, персональный имидж В.В. Путина, вопросы терроризма и безопасности. Причем, стоит отметить, что данные темы обсуждались и на уровне первых лиц государств, а не только среди многочисленной аудитории сети Интернет.

Изначально заданный тон в медиа пространстве определялся отнюдь не российской стороной, а именно западной прессой. Это сыграло ключевую роль в нивелировании «мягкой силы» России, через которую наша страна пыталась сформировать положительный имидж.

Олимпийские игры - 2014 изменили имидж государства: люди из разных стран больше узнали о России, о ее культуре и народах. Благосостояние региона, где проводились Игры, те условия, которые были созданы для мероприятия, повлияли на инвестиционную привлекательность Краснодарского края и страны в целом, а также на развитие туризма. В Сочи были построены стадион «Фишт», малая ледовая арена «Шайба», ледовый дворец «Большой», арена «Ледяной куб», ледовый дворец «Айсберг» и др. В Красной Поляне, находящейся высоко в горах, были открыты спортивные объекты «Роза Хутор», «Санки», «Лаура» и «Русские горки». Все они и по настоящий момент активно задействованы в проведении различных мероприятий.

Проведение XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году сыграло большую роль в ознакомлении иностранной аудитории с культурой России. В ходе подготовки к Олимпиаде был осуществлен уникальный проект под названием Культурная Олимпиада «Сочи 2014». С 2010 года по 2014 год было выбрано все лучшее, что есть в российской культуре. За это время во всех регионах страны было проведено огромное количество мероприятий, посвященных российской культуре. 2010 год, в рамках Культурной Олимпиады, был посвящен кино, 2011 - театру, 2012 - музыке, 2013 - музеям. В результате, все лучшее, что было собрано в ходе осуществления данного проекта, было представлено в культурной программе Зимних Олимпийских игр в Сочи. При этом большинство выставок и мероприятий культурной программы Олимпиады были бесплатными. Таким образом, иностранным туристам в ходе проведения Олимпиады удалось показать не только культуру конкретного региона, в котором проходила Олимпиада, но и все лучшее, что есть в культурах всех регионов многонациональной России. Всего Олимпийские игры в Сочи посетило более 1 миллиона туристов.

Еще одним способом привлечения внимания к культуре России в рамках проведения Олимпийских игр стали церемонии открытия и закрытия, которые транслировались по всему миру и позволили познакомить огромную аудиторию с культурой нашей страны. Церемония открытия сочинской Олимпиады отчетливо показала то, какой образ Россия хотела презентовать миру, повысила привлекательность нашей страны на международной арене.

Период с 2016 по 2022 годы можно охарактеризовать, как связанным с различной степени важности скандалы, связанные с возможным применением российскими спортсменами допинга. За основу для данного допингового скандала был взят так называемый «доклад Макларена», посвящённый предполагаемым злоупотреблениям с допингом в российском олимпийском спорте. Нашим спортсменам было запрещено выступать под флагом и гимном России, было предложено выступать в нейтральном статусе.

Говоря об Олимпийских играх - 2022 в Пекине, можно сказать, что тут в информационном поле после Олимпиады преобладала информация о России в контексте ситуации, сложившейся на Украине в феврале 2022 года. На самой же Олимпиаде наши спортсмены вновь выступали в качестве членов сборной Олимпийского комитета России.

Можно с полной уверенностью утверждать о том, что все скандалы, связанные с допингом, негативным образом отразились на имидже нашей страны. Также стоит отметить, что с 2016 по 2022 гг. российская сборная не занимала выше 4 места в неофициальном медальном зачете, что, хотя и связано с различными санкциями в отношении российских спортсменов, имеет негативное влияние на образ России как одной из крупнейших спортивных держав мира.

На последнем третьем этапе участия нашей страны в олимпийском движении «Русский дом» в качестве инструмента формирования положительного имиджа России для ознакомления с национальной культурой был только на Олимпиаде - 2016 в Рио-де- Жанейро. Более 15 тысяч человек из порядка 60 стран посетило его за время тех Олимпийских игр[20].

На Зимних Олимпийских играх - 2018 в Пхенчхане, Летних Олимпийских играх - 2020 в Токио и Зимних Олимпийских играх - 2022 в Пекине «Русского дома» не было. И если отсутствие «Русского дома» в Пхенчхане объяснялось ограничением на альтернативные церемонии награждения[21], то в случае Игр в Токио и Пекине основным препятствием являлась пандемия COVID-19.

Можно утверждать, что за период существования Олимпийских игр удалось сформировать целый ряд инструментов, через которые в рамках Олимпийских игр можно оказывать положительное влияние на имидж страны-хозяйки в преимуществе и каждого из стран-участниц в частности. К ним относятся успехи спортсменов, проведение Олимпийских игр, организация «Русского дома» в Олимпийских парках.
















  1. ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ.


В результате успешно проведенных в 1960 году на невключенной территории Скво-Вэлли в округе Плейсер (штат Калифорния, США), зимние Олимпийские игры получили возможность заявлять о себе, как об эффективном инструменте инфраструктурного преобразования в процессе подготовки к организации спортивного события. Следствием явилась переориентация мест проведения зимних Олимпиад с горнолыжных курортов, обладающих известностью, с соответствующей развитой инфраструктурой на города, которые имеют промышленное, образовательное, политическое или туристское значение (т.е. административные и культурные центры), при этом, где требовалась инфраструктурная модернизация и повышение туристской привлекательности территории. Опыт попыток проведения зимних Олимпиад в небольших городах, имеющих локальное значение, оказался в целом неудачным и не предоставлял по итогу должных результатов и положительных изменений в их постолимпийском развитии, что утвердило политику проведения зимних Олимпийских игр в городах, имеющих значение, но в какой-либо определенной сфере.

Материальным итогом подготовки к проведению Олимпийских игр являются новые инфраструктурные объекты, рекреационные зоны, а также деловые центры, которые выступают эффективным инструментом в развитии и трансформации позиционирования территории. Однако опыт проведения зимних Олимпиад в г. Альбервиле (Франция, 1992 год), г. Лиллехамер (Норвегия, 1994 год), г. Нагано (Япония, 1998 год), г. Солт-Лейк- Сити (США, 2002 год) и других местах показывает, что подобное событие не всегда дает гарантированный эффект дальнейшего развития территории. Вопреки ожиданиям, после завершения Олимпийских игр, данные города не стали ведущими мировыми туристскими центрами, а построенные объекты не эксплуатируются в полной мере, несмотря на то, что страны, принимавшие данные игры, обладают высоким уровнем туристкой индустрии.

За историю летних Олимпиад были также примеры инфраструктурного развития городов, носящие отрицательный характер. Подготовка к проведению летних Олимпийских игр в г. Атланта (США, 1996 год), начавшаяся в 1990-х годах, обернулась усугублением экологической обстановки, перенаселенностью и, как следствие, нерациональным расширением черты города.

Примером положительного характера могут выступить летние Олимпийские игры в г. Барселона (Испания, 1992 год). Подготовка к ним была использована как для целостной трансформации урбанистического ландшафта, так и для формирования туристской инфраструктуры в целях получения конкурентного преимущества (например, только число гостиничных номеров, отвечающих требованиям МОК, увеличилось на 90%. Данный подход дал свои результаты: за период с 1990 года по 2009 год численность туристов, посещающих г. Барселона ежегодно, возросла примерно втрое - с 1,7 миллиона человек до 5,5 миллионов человек, а количество только деловых мероприятий, проводимых в городе, увеличилось в 3,6 раза. Но этот результат был достигнут за период более чем в 15 лет, что отражает долгосрочное направление в реализации установок на развитие территориального туризма.

Влияние мирового туризма на Россию отчетливо проявляется на примере событий, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр, а также использованием их наследия в городе-курорте Сочи Краснодарского края. Г. Сочи обладает уникальным потенциалом круглогодичного курорта, а Олимпийский проект дал возможность превратить город в курорт международного уровня благодаря всестороннему развитию туристской инфраструктуры и расширению целевой аудитории. Однако для привлечения потоков туристов в дальнейшем на постолимпийском этапе необходимо обеспечить продвижение конкурентного и уникального туристского продукта среди мирового туристского сообщества, одновременно качественно повышая его технологический уровень за счет реализации олимпийских объектов прибрежного и горного кластеров г. Сочи.

Проблемы в привлечении туристских потоков в г. Сочи заключаются не только в возможности повторения сценария предшествующих городов, принимавших зимнюю Олимпиаду, но и в невысоких показателях въездного потока туристов в Россию в целом и его нединамичность и практически отсутствующая тенденция к росту за период с 2000 года по 2015 год. Также пока не стабильна тенденция к снижению выездного потока туристов из России, наметившаяся с 2014 года, и переориентация выездного потока на внутренний.

Зимние Олимпийские игры в г. Сочи оставили в туристской инфраструктуре города наследие в виде 35 новых гостиниц (по данным мониторинга социально-экономического развития г. Сочи за 2014 год, проводимого Администрацией г. Сочи, их количество на конец года составило 42 новых отеля, в том числе под международными гостиничными брендами, построенных специально для масштабных мероприятий, что составляет в пересчете на номерной фонд дополнительно 20 тысяч номеров (по аналитическим данным «РБК» 24 тысячи новых гостиничных номеров.

В рамках олимпийского проекта было реконструировано 16 объектов размещения, в 10 объектах проведен капитальный ремонт. Всего в городе на тот момент было 57 тысяч номеров - это только учтенные объекты номерного фонда. Эти ресурсы позволяли городу принимать до 5 миллионов туристов ежегодно, а возможность одномоментного размещения оценивается в 120 тысяч гостей.

Феноменом предолимпийского периода в г. Сочи явилось резкое снижение численности отдыхающих в 2011 году из других городов и субъектов России при одновременном росте в 2,5 раза числа иностранных туристов. Это объясняется гораздо большим интересом со стороны иностранных туристов к г. Сочи, как к будущей на то время столице зимней Олимпиады, и проводимыми мероприятиями в нем, в то время как туристы из других городов и субъектов России оценивали пиковое время подготовки к Олимпийским играм, как дискомфортное для отдыха.

В 2013 году город принял 3,8 миллиона человек (аналогичный показатель, 3,9 миллиона человек был также в 2012 году), специалисты Управления по курортному делу и туризму Администрации г. Сочи прогнозировали рост туристского потока в следующем году на 5-10% , т.е. около 380 тысяч человек. По итогам 2014 года г. Сочи посетили 5,6 миллиона туристов, что примерно на 1,8 миллиона больше, чем в 2013 году [109]. Таким образом, в постолимпийский период 2014 года г. Сочи посетило около 4 миллиона туристов, большинство из них прибыло в летний период. В целом, туристский поток в г. Сочи в 2014 году вырос примерно на четверть (прогнозировалось, что рост в следующем году будет составлять 30%).

При этом рост количества пассажирских перевозок в 2014 году по сравнению с 2013 годом нельзя считать стремительным, несмотря на увеличенную пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры

Рекордное за последние годы число отдыхающих было достигнуто, в первую очередь, благодаря спортивным событиям: Олимпийские игры и этап Гран-при Формула 1, а также модернизации объектов санаторно-курортной сферы. Однако прирост в количестве туристов произошел в основном за счет «олимпийского туриста». Современные зимние Олимпийские игры в среднем посещает около 1,3 миллиона человек.

Таким образом, без «олимпийских туристов» г. Сочи за 2014 год принял количество туристов, соответствующее предшествующим периодам, что говорит о привлечении дополнительного туристского потока только фактически за счет крупного мероприятия.

На основе изложенного, можно сделать вывод о том, что проведение Олимпийских игр способствует притоку туристов и развитию соответствующей инфраструктуры, но для эффективного продвижения туристский продукт должен быть структурно сбалансирован, внутренне организован в плане соотношения целеполагающих и базовых туристских услуг. Важным аспектом является то, что при отсутствии должного соотношения целеполагающих и базовых услуг, конкурентоспособность туристского продукта будет неизбежно снижаться.















  1. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ИНЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.


Анализ и оценка различных изменений, произошедших в области спорта в рассматриваемый период, показал, что олимпийское движение превратилось в важный фактор общественной жизни и культуры, охватило все страны и континенты, вовлекло в свою орбиту сотни миллионов людей. Благородные ценности олимпизма приобретают все большую актуальность и значимость в современном мире, наполненном разрушительными природными катастрофами,

жестокими войнами, господством преступности, духовным опустошением.

Принципы и положения, сформулированные в Олимпийской хартии, с самого начала носили в известной мере гуманистический, демократический характер. Однако эти принципы долгое время оставались декларативными, так как не осуществлялись в практике олимпийского движения. Так, Международный олимпийский комитет по своему составу, проводимой в олимпийском движении политике становится все более реакционным, спекулятивным органом. В период «холодной войны» консервативные силы, использовали олимпиады в интересах наиболее реакционной политики и идеологии империалистической буржуазии.

Именно в эти годы в международном спорте активно культивировался антидемократизм, расизм. Были сформулированы положения, ставшие программными принципами идейно-политической деятельности реакционных спортивных идеологов, политиков, практиков: «спорт - предполье «холодной войны», спорт - это продолжение «политики другими средствами». Выдвигая подобные лозунги, спортивные идеологи и политики западных стран открыто провозглашали вовлечение спорта в русло политических интриг. Нередким явлением в олимпийском движении в 60-е годы были политические провокации.

В европейских странах, США проводились спортивные мероприятия, затрагивающие в той или иной мере политические и государственные интересы других стран. В 70-х годах политическая ситуация начала меняться, изменились и общие культурные тенденции. Постепенное оздоровление международного климата и переход от политики конфронтации и «холодной войны» к политике разрядки напряженности и конструктивного диалога между странами с различным социально-политическим строем способствовали устранению в основном политической дискриминации в мировом спорте, созданию благоприятных условий для дальнейшего развития олимпийского движения. Со своей стороны международное олимпийское движение стало важным фактором в практической реализации принципа мирного сосуществования народов, укрепляя самим фактом своего существования мирную основу жизни современного общества.

Активизация спортивной жизни со всей очевидностью показала взаимосвязь олимпийского спорта с другими сферами культуры, поскольку, с одной стороны, всестороннее развитие физической культуры, спорта возможно только при общекультурном взаимообмене.

С другой стороны, физическая культура, спорт нужны миру как средство, обогащающее человечество, как важное оружие в борьбе за взаимопонимание, общение людей. Олимпийские игры современности придают спорту особое освещение. Они выводят его из узких ведомственных рамок и вводят в более общий социальный контекст.

Существуют определенные и достаточно серьезные противоречия о развитии и функционировании современного спорта. Негативно сказываются и факты проникновения в современное олимпийское движение коммерции, профессионализма. Не случайно большинство интеллектуалов на Западе не одобряют современный спорт, утверждая, что духовные ценности приносятся в жертву «культу тела», что в спорте проявляется «вырождающийся дух борьбы», что состязания - некий опиум для масс, позволяющий спекулировать на «инстинктах толпы», что современный спорт знаменует общий упадок мировой культуры. Наблюдается тенденция «переквалификации» части спортсменов в «рэкетиров», членов других преступных групп, где специфическим образом, резко асоциально реализуется именно уровень их физической подготовки. В физической культуре как части общечеловеческой культуры отражаются в специфической форме общекультурные связи и традиции, единое содержание и функции культуры. К актуальным проблемам современного олимпийского движения можно отнести его коммерциализацию и профессионализацию. Тенденции открытого проникновения в олимпийский, любительский спорт промышленных, коммерческих, финансовых корпораций, которые подчиняют спорт своим экономическим целям - получению прибылей, имели место и ранее, но к концу столетия они усилились. Современный спорт развивается в соответствии с общей логикой развития мирового сообщества. Конец 80-х годов внес кардинальные изменения в оценку роли, места и значения спорта в современном обществе. Значимость спорта стала определяться, прежде всего, его развлекательной функцией, коммерческими возможностями того или иного вида спорта или спортивного состязания и меркантильными соображениями. В

связи с этим резко возросла роль телевидения, спонсорства, игорного, рекламного бизнеса, усилилось их влияние на характер спортивной политики, проводимой как международными, так и национальными спортивными организациями.

Современное олимпийское движение динамично развивается. Широко отмеченный столетний юбилей возрожденных олимпийских игр показал, что древнегреческая идея олимпиад прижилась в современной культуре XX века. Более того, она наполняется новым содержанием, соответствующим меняющейся социокультурной ситуации. Олимпийские игры XX века фактически стали самым массовым и значимым социокультурным феноменом, в

котором как ни в каком другом наиболее ярко реализуется интегративная направленность современной культуры.





  1. ОЦЕНКА ВКЛАДА ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА.


Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования, право проведение, которых является престижным и почетным. Города-кандидаты ведут соревновательную борьбу за победу, стараясь, подать наиболее выгодную заявку. На этапе ее создания затруднительно раскрыть проблемы, которые могут возникнут после проведения игр. Наблюдается отличная пропаганда здорового образа жизни и, конечно же, Олимпийские игры оказывают мощнейшее влияние на развитие спорта.

Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Проведение крупного спортивного мероприятия потенциально может принести прямые и косвенные экономические выгоды. К числу прямых выгод относятся капитальное строительство и сооружение объектов инфраструктуры, связанные с этим мероприятием, долгосрочные выгоды, такие как снижение транспортных издержек благодаря улучшению сети автомобильных или железных дорог, а также расходы туристов, приезжающих из других городов и стран для посещения игр. Косвенные выгоды могут включать эффекты реклам, которые представляют принимающий город или страну как потенциальное место назначения для туризма или бизнеса в будущем и усиливают чувство гражданской гордости и национальной общности, а также поднимают престиж принимающего города или страны. Но существуют и потенциальные отрицательные стороны, связанные с возможным перерасходом средств, неэффективным использованием земли, неадекватным планированием и недостаточным использованием всех необходимых объектов.

Олимпийские игры весьма схожи с другими крупными спортивными мероприятиями, такими как Кубок мира по футболу, Чемпионат США по американскому футболу или Первенство США по бейсболу, но в них вовлечено гораздо больше участников, официальных лиц и болельщиков; они требуют большего объема строительства объектов инфраструктуры; привлекают больше посетителей из других городов и стран; и в целом имеют гораздо более высокий ранг.

Финансирование спортивных мероприятий производится из ряда источников. Все эти источники можно разделить на две категории - внешние и внутренние (самофинансирование).

Внешние источники: финансирование из федеральных и местных бюджетов, пожертвование от меценатства, спонсорские средства.

Самофинансирование за счёт продажи прав на телевизионные трансляции, продажи билетов, лицензирование, продажа товаров с символикой соревнований, продажа прав на размещение информации в интернете. Спонсорство - это возможность участвовать в мероприятиях, имеющих высокий социальный статус, и, как следствие, привлекающих внимание потребителей. Потребители, как правило, позитивно оценивают фирмы, бренды, товары, имеющие отношения к таким значимым событиям, как крупные спортивные мероприятия.

Проведение крупных спортивных соревнований направлено, главным образом, на две цели - получение прибыли и достижение максимальных внешних эффектов. Первая из этих целей находится в интересах предпринимательства, вторая - в интересах страны, принимающей соревнования.

В качестве показателей экономического эффекта от проведения спортивных соревнований исследователями выделяются: изменение валового национального продукта, инвестиции в подготовку и проведение спортивных соревнований, влияние на создание рабочих мест.

Исследование причин успешности национальных спортивных сборных — это эмпирическая задача. В литературе рассматриваются экономические, социокультурные и физические факторы национальных спортивных достижений. Наиболее интересно для экономистов влияние экономических и социокультурных факторов, которыми до некоторой степени можно управлять. Экономисты считают, что успех стран на Олимпийских играх определяется запасом экономических и человеческих ресурсов, а также уровнем развития государств, вследствие чего основными объясняющими переменными оказываются размер населения и ВВП на душу населения. При этом в некоторых работах данные показатели используются с четырехлетним лагом, учитывая цикл подготовки спортсменов к Олимпиаде. Другие учитываемые в анализе факторы — климатические условия, уровень смертности, качество питания, потребление протеина, религия, колониальное прошлое, объем рынка газет, городское население, ожидаемая продолжительность жизни, географическая протяженность, военные расходы, судебная система и обучение спортивным дисциплинам в школах, политический режим, а также проведение Олимпийских игр.

Исследования показали, что коммунистический и посткоммунистический режимы положительно влияют на количество медалей на Олимпийских играх. Принимающая страна также завоевывает большее количество медалей при прочих равных условиях, — этот ожидаемый результат объясняется тем, что у спортсменов повышается мотивация, они лучше приспособлены к климатическим условиям своей страны и не устают от долгого переезда перед соревнованиями, к тому же болельщики оказывают им большую поддержку.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенная мной работу по изучению проблем социально-экономического развития стран-хозяек, принимавших Олимпийские игры (в том числе на примере г. Сочи), позволяет сделать следующие вывод:

1. Анализ различной литературы по вопросам Олимпийского наследия показал, что данная категория включает в себя материальные и нематериальные ценности, может иметь положительный, отрицательный или двойственный характер, а также обладать запланированной или незапланированной структурой. Элементы наследия формируются и накапливаются в ходе подготовки и проведения Олимпиады, а затем навсегда остаются в столице Игр. Однако при множестве обсуждений проблем Олимпийского наследия в зарубежных и отечественных исследованиях, представляет определенную трудность поиск четкого определения этого понятия. Я исходила из мнения, что наследие – это совокупность исторически сложившихся ценностей и достижений, приобретенных в результате проведения Олимпиады.

2. Изучение зарубежного опыта в проведении Олимпийских игр и их влияния по итогам проведения показало, что позитивным моментам сопутствуют и различные негативные последствия на различных уровнях государственной структуры. При этом влияние от их проведения распространяется как на экономику в целом, так и на рынок услуг и продуктов в частности. Однако многие анализы либо ограничиваются позитивной стороной воздействия Олимпийских игр, либо сосредоточены на вопросах инвестиционной отдачи в результате вложения средств в создание мощностей олимпийского кластера, оставляя без детального внимания фактические проблемы постолимпийского развития туристской сферы принимающей территории. Так, сами спортивные события и их постактивы являются лишь начальным капиталом. Соответственно, как распоряжаются этим капиталом, и является ключом к устойчивой реализации наследия в долгосрочной перспективе.

3. Общепризнанными при оценке развития проводивших Олимпийские игры территорий являются показатели, характеризующие экономическое, социальное и экологическое развитие. Однако, говоря об Олимпийском наследии и его влиянии на развитие пространства государства, данных показателей - недостаточно. Формирование олимпийского наследия сопряжено с существенными инфраструктурными изменениями, которые оказывают значительное влияние на последующие результаты функционирования всей территории, а не только города-хозяина.

4. Развитие территории страны, принимающей Олимпийские игры, сопряжено со сложными процессами взаимодействия населения, природной среды и хозяйства. Анализ данных процессов с последующим построением прогнозных вариантов их изучения взаимодействия ключевых элементов по основным блокам показателей: экономическому, экологическому, социальному и инфраструктурному.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Акамеева А. А. Сочинская Олимпиада-2014 и политический имидж страны. - Наука и общество, 2015. - № 1 (20), с. 51-54.

  2. Байменова А. С. Допинг-скандал в России. - Инновационная наука. – 2016, № 5-1 (17), с. 19-22.

  3. Визе С. Культурная программа Олимпиады «Сочи 2014» - Ставропольская правда: официальный сайт. - 04.02.2014.

  4. Воинов Д.Е. «Мягкая сила» Игр «Сочи-2014» и зарубежные медиа: анализ политико-информационного фона российской Олимпиады. - Вестник Московского университета, Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2015, т. 7, № 2, с. 155-181

  5. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. - Москва: Известия, 2003. - 446 с.

  6. Глазатов А.В. Политика формирования позитивного имиджа государства: основные направления и механизмы в современных условиях - Вестник Российской нации. – 2014, № 6, с. 110-132.

  7. Городнина О.С., Дворникова Е. К. К вопросу об имидже государства. - Вопросы философии, политологии и социальной антропологии. – 2019, №1 (7), с. 75-88

  8. Гришин П. Шорох зеленых купюр на соленом озере. - Эхо планеты. - 2002, № 11.

  9. Гуськов С.И. Зимняя олимпиада: деньги и спорт. - США. Экономика, политика, идеология. - 1988, № 1.

  10. Джусойти А. Олимпийские расходы. - Коммерсантъ-деньги. – 2001, № 50.

  11. Коробатов Я. Олимпиада-2014 в Сочи. - Комсомольская правда. – 2007, 10 сентября.

  12. Мартыненко С.Е. Имиджевая функция спорта на примере формирования имиджа. – Социология. – 2020, № 2, с. 293-298.

  13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - Москва, 2008.

  14. Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Олимпийский деловой цикл. -Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008, т. 6, № 3.

  15. Сагалаева С.С. Имидж государства: сущность и подходы к определению. - Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2020, №2 (839), с. 43-54.

  16. «Русский дом» на Олимпийских играх. Досье. - ТАСС: официальный сайт. - 26.01.2018. - URL: https://tass.ru







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1













Приложение 2

Позитивное влияние


Негативное влияние

Привлечение прямых инвестиций на территорию проведения Олимпийских игр, в том числе иностранных

Повышенные риски функционирования экономики территории проведения Олимпийских игр (главным образом на постолимпийском этапе за счет бюджетного дефицита, проблем окупаемости и т.д.)

Поступление дополнительных налогов в бюджеты разных уровней

Целенаправленный перевод территории в реципиенты за счет возрастающих расходов

Рост качества жизни местного населения на основе инфраструктурных преобразований, улучшения социальной сферы, повышения уровня заработных плат и т.д.

Нарушение целостности хозяйственного комплекса территории из-за ухода после завершения олимпийского проекта предприятий

Технологическое совершенствование за счет использования и распространения цифровых технологий, а также применения современных достижений в различных сферах: строительстве, банковской сфере, сфере обслуживания и т.д.

Частичная переориентация внимания органов власти от актуальных проблем к проблемам, связанных с проведением Олимпийских игр

Возрастание роли территории внутри страны, усиление ее экономических позиций (главным образом на предолимпийском этапе)


Создание дополнительных рабочих мест, вследствие чего снижается уровень безработицы и происходит перераспределение потоков движения рабочей силы


Обострение конкуренции вследствие стремления организаций к участию в олимпийском проекте


Инновационное развитие экономики территории
















Приложение 3



Динамика количества международных мероприятий по видам в г. Сочи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!