2. Мотивационный Цель: | На доске эпиграф: «Когда мы едины – мы непобедимы!» Ребята, я предлагаю начать наш урок со слушания музыки. Давайте, вспомним, как нужно правильно слушать музыку? Слушать молча, вдумчиво, не мешать соседу, не отвлекаться. Звучит вступление (фрагмент) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. -Определите характер музыки? - Подумайте, какому народу она могла бы принадлежать? Эти качества составляют – основу русской музыки. | - Рассказывают правила слушания музыки - Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная. - Музыка принадлежит русскому народу. | Личностные: привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкой; Познавательные: овладение навыками речевого высказывания, в процессе восприятия музыки; Регулятивные: умение корректировать результаты в случае их несоответствия; Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. |
3. Актуализация и открытие новых знаний. Цель: | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей. Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского. - Как вы думаете, кто эти люди? - Какими они обладают качествами? Какой у них характер? -Что их объединяет? Кому все они служат? Кого защищают? - Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных. - А знаете ли вы, кто это? - А что вам известно о нем? - Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин». - Что значит увертюра? О чем же мы сегодня будем говорить? (о героях, о подвигах, о музыке, о том, как в музыке можно показать историю). А точнее – мы будем говорить об опере! | - Учащиеся отмечают, что они военные, узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. - Качества храбрость, сила, отвага, смелость. - Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу. - Ответы учащихся среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин. - Иван Сусанин. - Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину - Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю | Коммуникативные: передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения. Познавательные: применение полученных знаний об исторических событиях. Регулятивные: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. |
5. Открытие нового знания. Цель: | Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр. - Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? - Ребята, а что такое опера? - Кто создал первую оперу? Ребята, первую оперу в России написал М.И.Глинка! Раньше, оперы писали только немецкие и итальянские композиторы. Глинка стал первым русским композитором, сочинившим такое серьезное, большое произведение! Он тоже совершил подвиг, только подвиг в искусстве! - Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера. - Хотите, я вам расскажу об этом композиторе? - Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь спустя долгое время она получила своё первоначальное название, данное автором. - О каких событиях рассказывает эта опера? - Кто главный герой этой оперы? - Какой подвиг совершил Иван Сусанин? Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была оккупирована польскими войсками. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава. Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем, пытались помешать этому. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его. Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь. - Опера состоит из четырех действий с эпилогом. - Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король). Время действия: 1612 – 1613 годы - И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Слушание: Интродукция из оперы «Иван Сусанин» Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия - Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»? - Образы, каких героев представили? Что передает музыка? Действие первое: 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. Ребята, давайте представим себя в роли артистов театра. Задание: Разыграть фрагмент музыкального спектакля – оперы в классе. Для этого предлагаю разучить отдельные темы оперы. (Мелодии мужского и женского хора). | - Оперы, балеты, мюзиклы. -Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. - Высказывают свои предположения. - Ответы учащихся. - Слушают рассказ учителя - О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского. - Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы Учащиеся слушают и анализируют музыку. Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля» (образ воинов – защитников). Затем звучит быстрая, плясовая тема ее исполняет женский хор «На зов своей родной страны». Оживленная и светлая, мелодия близка хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов). Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа) | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру; Познавательные способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ, поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; |
7. Продолжение по теме урока. Цель: | - Давайте познакомимся со 2 действием оперы. 2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. - Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? - Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка» - Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца. - А вы знаете, почему этот танец так называется? - - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. - Как в музыке Глинка характеризует образ русских и поляков? - Глинка в опере характеризует русских - через песни, поляков - через танцы. - Давайте познакомимся с 3 действием. 3 действие Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали, чтобы он показал им дорогу на Москву. Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. | - Выражают свое мнение. - Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу. - Мелодия исполняется громко; - Умеренный - Гордым, надменным, хвастливым Слушают фрагмент из 3-го действия и анализируют. | Личностные: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; Познавательные: подбор литературных произведений по теме урока; Регулятивные: формирование эмоционально – осознанного отношения к музыке; Коммуникативные: умение работать в коллективе |