МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по музыке в 3 классе.
Опера
«Руслан и Людмила»
Составитель:
Учитель начальных классов
Калныня Светлана Викторовна
18.01.2024
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Форма урока: Урок-путешествие
Цель урока: сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.
Задачи урока:
Образовательная:
- познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»;
- раскрыть через художественный образ тему добра и зла.
Развивающая:
- развивать творческие способности и мышление учащихся;
- развивать позитивное отношение к классической музыки.
Воспитательная:
- воспитывать чувство к прекрасному;
- воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Планируемые результаты
предметные:
- познакомиться с особенностями построения оперного спектакля, функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра;
- выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере;
- освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал;
- различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки;
метапредметные :
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
личностные
- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки
познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы;
регулятивные УУД: самостоятельно определять музыкальные темы главных героев;
коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ.
(учащиеся входят в класс под музыку)
У: - Здравствуйте ребята!
Д: - Здравствуйте!
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
У : - Рассмотрите картину. Дайте ей название. Назовите автора.
Д: - Борис Михайлович Кустодиев – русский художник. «Зима. Масленичное гулянье»
У: - Что изображено на картине? Какое событие?
Д: - Масленица — самый весёлый, шумный народный праздник. Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. Основным же эпизодом последнего дня масленицы были «проводы Зимы».
У: - В домашнем задании я просила нарисовать то, что ассоциируется с понятием «масленица», нарисовать символы «масленицы».
3. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
(выставка рисунков детей: блины, чучело, колесо, праздник, ряженые, весна, костёр, хоровод, медведь, баранки, тройка коней…)
У: - И конечно же это песни! Песня про блины – символ весны и солнца.
4. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МЫ ДАВНО БЛИНОВ НЕ ЕЛИ..»
5. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
У: - Обратите внимание ещё раз на картину Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье». Что это за здание изображено с правой стороны?
Д: - Это театр.
У.: Ребята, кто из вас был в театре?
Д.: ответы.
У: - А что такое театр?
Д: - Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.
У.: А были ли вы в музыкальном театре?
Д.: ответы.
У: - Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
Д : - В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
6. БОЛЬШОЙ ТЕАТР
У: - Мы отправляемся в Москву, на Театральную площадь, где находится Государственный академический Большой театр России, Большой театр России или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.
У: - Рядом с Большим театром находятся афиши, которые информируют нас о том, что играют на сцене театра в ближайшее время. О чём говорит эта Афиша, что сегодня в Большом показывают….
(дети рассматривают афишу)
Д: - Опера «Руслан и Людмила»
7. ТЕМА УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
У
Узнаем
Вспомним
Закрепим
: - Назовите тему урока. Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Что будем делать на уроке?
(карточки – помощники)
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
8. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»
У.: С чего же начинается театр?
Д.: ответы (с вешалки).
У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (раздать учащимся программки). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание.
9. ПРОГРАММКА
У: - Какую информацию вы можете узнать из программки?
Д:
- Название «Руслан и Людмила»
- Опера в двух действиях с хорами и танцами
- Композитор – М.И. Глинка
- Либретто – М.Глинка и В.Ф. Ширков.
10. ЛИБРЕТТО
У: -
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
У: - Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?
Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
( Портреты: А.С. Пушкин и М.И. Глинка+ книга «Руслан и Людмила»)
У : - Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он решил рассказать эту историю на сцене в музыкальном спектакле. Глинка написал или пересочинял специально для пения по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила». Работа длилась 5 лет. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто.
Либретто
У: - Какую ещё информацию вы узнали из программки?
Д: - Действующие лица: (чтение учащимися)
- Действие происходит во времена Киевской Руси.
У: - Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.
УВЕРТЮРА
11. УВЕРТЮРА
У: - А что же такое увертюра? Прочитайте в учебнике С.74
Д: Увертюра – это вступление к опере.
У: Да, это вступление к опере. Увертюра рассказывает, что сейчас ожидает зрителя.
У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.
У: - Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
(слушание увертюры)
У: - В увертюре М.И. Глинка воспевает храбрых русских богатырей, рассказывает о любви к родной земле. В этой истории, как и в других сказках торжествует Добро, Справедливость, Мужество и истинная Любовь.
1 2. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. СВАДЬБА
У: - Опера начинается со сцены свадебного пира.
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Среди гостей Ратмир - князь хазарский и Фарлаф - рыцарь . Угрюмы их лица, ведь они как и Руслан добивались любви Людмилы, но были отвергнуты, ведь Людмила отдала своё сердце Руслану.
У: - Шумное веселье смолкает. Все слушают певца сказителя Баяна. Он играет на гуслях, воспевает русскую землю и предсказывает судьбу Руслана и Людмилы, их ожидают тяжкие испытания, но силы истинной любви преодолеют все преграды.
( видео «Баян») – Какой по характеру Баян?
У : - Грустно расставаться Людмиле с отцом Святозаром, с родным Киевом. Шутливо она утешает неудачливых женихов Ратмира и Фарлафа. Людмила поёт: Не гневись, знатный гость, что в любви прихотливой я другому несу в сердце любовь. Посмотрите видеофрагмент и скажите, какая Людмила?
(видео «Людмила») – Какая по характеру Людмила?
Д: - Людмила красивая, добрая, внимательная, с уважением относится к гостям, игривая и весёлая.
У: - Вы заметили, какой красивый и высокий голос у Людмилы. В опере высокий женский голос имеет название. Найдите информацию в учебнике на с. 71.
Д: - Сопрано – высокий женский голос.
СОПРАНО
У: - А лирическую песню (арию), которую исполняла Людмила в опере, называют каватина. Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.
КАВАТИНА
13. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. РУСЛАН
У: - Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Убитый горем князь Святозар, отец Людмилы, обещает отдать руку дочери тому, кто вернёт её. Все три витязя готовы отправиться на поиски княжны : Руслан, Фарлаф и Ратмир.
У : ПРОГРАММКА: - Прочитаем информацию из программки. Картина вторая
У: - Отравляются витязи в путь – дорогу. В поисках Людмилы, Руслан приходит к пещере, где встречает старца Финна. Старый Финн рассказывает Руслану, что Людмилу похитил волшебник Черномор.
У: - А кто такой Черномор?
Д: - Злодей, карлик
У: - Он настоящий или сказочный герой?
Д: - Сказочный
У: - Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
Д: - Он был коварный, хитрый.
У: - В чем его волшебная сила?
Д: - Это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.
У: - А что произойдет, если ему отрубить бороду?
Д: - Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным.
У: - Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.
( видео «Руслан и Финн») – Какая музыка по характеру?
У: - Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос. Как он называется. Учебник с. 70.
Д: - Баритон – низкий мужской голос.
БАРИТОН
У: - В поисках Людмилы Руслан попадает на поле битвы, усеянное костями павших воинов. Витязь погружается в грустное размышление. Среди разбросанного по полю оружия он находит себе копьё и щит. Нет только меча.
14. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ФАРЛАФ
У: - На поиски Людмилы отправился и витязь Фарлаф. Что об этом герое говорит сам Пушкин? Прочитаем в учебнике С.72.
У: - Витязь Фарлаф, испугавшийся испытаний, уже готов отказаться от поисков Людмилы, но тут появляется злая колдунья Наина.
( видео «Фарлаф и колдунья Наина») – Какой по характеру Фарлаф?
У: - Партию Фарлафа в опере исполняет низкий мужской голос, ниже, чем баритон. Как он называется? Учебник на с. 73.
Д: - Бас – самый низкий мужской голос.
БАС
15. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ЧЕРНОМОР
У: ПРОГРАММКА: - Узнаем, что же происходит в замке Черномора. Почитайте информацию из программки. Картина шестая.
У: - А тем временем в волшебном замке Черномра тоскует Людмила. Ни дивные красоты садов, ни уговоры и утешения девушек-прислужниц не могут отвлечь её мысли о родном доме и любимом Руслане. Для Людмилы танцуют пленники и пленницы Черномора, однако княжна умрёт, чем покорится чарам злого волшебника. Черномор повергает Людмилу в волшебный сон.
(видео «Черномор») – Какая музыка по характеру?
У: - Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» . Для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром.
( ДИРИЖИРОВАНИЕ произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)
У: - Какой характер прозвучавшей музыки?
Д: - Музыка громкая, грозная, страшная
У: - Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения?
Д: - Нет.
У: - Почему ваши жесты были разными?
Д: - Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
У: - Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации, ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы.
16. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ВО ДВОРЦЕ ЧЕРНОМОРА
У: - Вот в царстве Черномора появляется Руслан. Он вызывает злобного карлика на поединок.
(видео «Отсечение бороды») – Какая музыка по характеру?
У: - В бою Руслан отсекает бороду Черномора, в которой и была заключена сила злодея. Черномор повержен, но Людмила спит волшебным сном, и Руслан не в силах пробудить княжну ото сна.
У:- Тем временем Руслану помогает добрый и мудрый Финн. Он вручает богатырю волшебное кольцо. Оно пробудит Людмилу ото сна. В Киеве поют скорбные песни над Людмилой.
(видео «Пробуждение. Слава!») – Какая музыка по характеру?
17. ФИНАЛ
У: - Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила». А что же такое опера?
Д: Опера – это театральное представление, музыкальный спектакль, где герои не говорят, а поют на сцене в сопровождении оркестра.
У: - Назовите автора оперы?
Д: - М.И. Глинка
У: - В основу оперы легла поэма – сказка? Кто автор?
Д: - А.С. Пушкин.
У: - Назовите главных героев оперы.
У: - Что такое «либретто», «увертюра», «сопрано», «бас», «баритон»?
У: - Хотели бы вы побывать в опере?
У: - Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей.
18. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
У: - В опере историю рассказывает музыка, а помогает ей декорации и … Кто же ёще принимает участие в создании оперы? Подумать и устно ответить.