СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опера "Руслан и Людмила". 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 3 классе. Тема: "Опера "Руслан и Людмила"

Просмотр содержимого документа
«Опера "Руслан и Людмила". 3 класс.»

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»









Открытый урок по музыке в 3 классе.



Опера

«Руслан и Людмила»











Составитель:

Учитель начальных классов

Калныня Светлана Викторовна









18.01.2024



Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Форма урока: Урок-путешествие

Цель урока: сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.


Задачи урока:


Образовательная:

- познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»;

- раскрыть через художественный образ тему добра и зла.


Развивающая:

- развивать творческие способности и мышление учащихся;

- развивать позитивное отношение к классической музыки.


Воспитательная:

- воспитывать чувство к прекрасному;

- воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.


Планируемые результаты

предметные:

- познакомиться с особенностями построения оперного спектакля, функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра;

- выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере;

- освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал;

- различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки;


метапредметные :

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;


личностные

- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки


познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы;


регулятивные УУД: самостоятельно определять музыкальные темы главных героев;


коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.



Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

(учащиеся входят в класс под музыку)

У: - Здравствуйте ребята!

Д: - Здравствуйте!


2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

У : - Рассмотрите картину. Дайте ей название. Назовите автора.


Д: - Борис Михайлович Кустодиев – русский художник. «Зима. Масленичное гулянье»


У: - Что изображено на картине? Какое событие?

Д: - Масленица — самый весёлый, шумный народный праздник. Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. Основным же эпизодом последнего дня масленицы были «проводы Зимы».

У: - В домашнем задании я просила нарисовать то, что ассоциируется с понятием «масленица», нарисовать символы «масленицы».


3. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

(выставка рисунков детей: блины, чучело, колесо, праздник, ряженые, весна, костёр, хоровод, медведь, баранки, тройка коней…)


У: - И конечно же это песни! Песня про блины – символ весны и солнца.


4. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МЫ ДАВНО БЛИНОВ НЕ ЕЛИ..»


5. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ


У: - Обратите внимание ещё раз на картину Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье». Что это за здание изображено с правой стороны?

Д: - Это театр.


У.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.


У: - А что такое театр?

Д: - Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.


У.: А были ли вы в музыкальном театре?

Д.: ответы.


У: - Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?

Д : - В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.


6. БОЛЬШОЙ ТЕАТР

У: - Мы отправляемся в Москву, на Театральную площадь, где находится Государственный академический Большой театр России, Большой театр России или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.


У: - Рядом с Большим театром находятся афиши, которые информируют нас о том, что играют на сцене театра в ближайшее время. О чём говорит эта Афиша, что сегодня в Большом показывают….

(дети рассматривают афишу)

Д: - Опера «Руслан и Людмила»


7. ТЕМА УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА


У

Узнаем

Вспомним

Закрепим

: - Назовите тему урока. Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Что будем делать на уроке? (карточки – помощники)

ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»




8. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»


У.: С чего же начинается театр?

Д.: ответы (с вешалки).

У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (раздать учащимся программки). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание.


9. ПРОГРАММКА

У: - Какую информацию вы можете узнать из программки?

Д:

- Название «Руслан и Людмила»

- Опера в двух действиях с хорами и танцами

- Композитор – М.И. Глинка

- Либретто – М.Глинка и В.Ф. Ширков.


10. ЛИБРЕТТО

У: -

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…


У: - Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

( Портреты: А.С. Пушкин и М.И. Глинка+ книга «Руслан и Людмила»)


У : - Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он решил рассказать эту историю на сцене в музыкальном спектакле. Глинка написал или пересочинял специально для пения по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила». Работа длилась 5 лет. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто.

Либретто




У: - Какую ещё информацию вы узнали из программки?

Д: - Действующие лица: (чтение учащимися)

  • Светозар - великий князь

  • Людмила - его дочь

  • Руслан - жених Людмилы

  • Ратмир - князь хазарский

  • Фарлаф - рыцарь

  • Горислава - пленница

  • Финн - добрый волшебник

  • Наина- злая волшебница

  • Баян - певец

  • Голова

  • Черномор - злой волшебник

- Действие происходит во времена Киевской Руси.


У: - Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

УВЕРТЮРА



11. УВЕРТЮРА


У: - А что же такое увертюра? Прочитайте в учебнике С.74

Д: Увертюра – это вступление к опере.


У: Да, это вступление к опере. Увертюра рассказывает, что сейчас ожидает зрителя.


У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.


У: - Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?


(слушание увертюры)


У: - В увертюре М.И. Глинка воспевает храбрых русских богатырей, рассказывает о любви к родной земле. В этой истории, как и в других сказках торжествует Добро, Справедливость, Мужество и истинная Любовь.



1 2. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. СВАДЬБА


У: - Опера начинается со сцены свадебного пира.

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Среди гостей Ратмир - князь хазарский и Фарлаф - рыцарь . Угрюмы их лица, ведь они как и Руслан добивались любви Людмилы, но были отвергнуты, ведь Людмила отдала своё сердце Руслану.


У: - Шумное веселье смолкает. Все слушают певца сказителя Баяна. Он играет на гуслях, воспевает русскую землю и предсказывает судьбу Руслана и Людмилы, их ожидают тяжкие испытания, но силы истинной любви преодолеют все преграды.


( видео «Баян») – Какой по характеру Баян?


У : - Грустно расставаться Людмиле с отцом Святозаром, с родным Киевом. Шутливо она утешает неудачливых женихов Ратмира и Фарлафа. Людмила поёт: Не гневись, знатный гость, что в любви прихотливой я другому несу в сердце любовь. Посмотрите видеофрагмент и скажите, какая Людмила?


(видео «Людмила») – Какая по характеру Людмила?


Д: - Людмила красивая, добрая, внимательная, с уважением относится к гостям, игривая и весёлая.


У: - Вы заметили, какой красивый и высокий голос у Людмилы. В опере высокий женский голос имеет название. Найдите информацию в учебнике на с. 71.

Д: - Сопрано – высокий женский голос.

СОПРАНО



У: - А лирическую песню (арию), которую исполняла Людмила в опере, называют каватина. Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

КАВАТИНА



13. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. РУСЛАН


У: - Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Убитый горем князь Святозар, отец Людмилы, обещает отдать руку дочери тому, кто вернёт её. Все три витязя готовы отправиться на поиски княжны : Руслан, Фарлаф и Ратмир.


У : ПРОГРАММКА: - Прочитаем информацию из программки. Картина вторая


У: - Отравляются витязи в путь – дорогу. В поисках Людмилы, Руслан приходит к пещере, где встречает старца Финна. Старый Финн рассказывает Руслану, что Людмилу похитил волшебник Черномор.


У: - А кто такой Черномор?

Д: - Злодей, карлик


У: - Он настоящий или сказочный герой?

Д: - Сказочный


У: - Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

Д: - Он был коварный, хитрый.


У: - В чем его волшебная сила?

Д: - Это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.


У: - А что произойдет, если ему отрубить бороду?

Д: - Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным.


У: - Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.


( видео «Руслан и Финн») – Какая музыка по характеру?



У: - Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос. Как он называется. Учебник с. 70.

Д: - Баритон – низкий мужской голос.

БАРИТОН



У: - В поисках Людмилы Руслан попадает на поле битвы, усеянное костями павших воинов. Витязь погружается в грустное размышление. Среди разбросанного по полю оружия он находит себе копьё и щит. Нет только меча.


14. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ФАРЛАФ


У: - На поиски Людмилы отправился и витязь Фарлаф. Что об этом герое говорит сам Пушкин? Прочитаем в учебнике С.72.


У: - Витязь Фарлаф, испугавшийся испытаний, уже готов отказаться от поисков Людмилы, но тут появляется злая колдунья Наина.


( видео «Фарлаф и колдунья Наина») – Какой по характеру Фарлаф?


У: - Партию Фарлафа в опере исполняет низкий мужской голос, ниже, чем баритон. Как он называется? Учебник на с. 73.

Д: - Бас – самый низкий мужской голос.

БАС



15. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ЧЕРНОМОР


У: ПРОГРАММКА: - Узнаем, что же происходит в замке Черномора. Почитайте информацию из программки. Картина шестая.


У: - А тем временем в волшебном замке Черномра тоскует Людмила. Ни дивные красоты садов, ни уговоры и утешения девушек-прислужниц не могут отвлечь её мысли о родном доме и любимом Руслане. Для Людмилы танцуют пленники и пленницы Черномора, однако княжна умрёт, чем покорится чарам злого волшебника. Черномор повергает Людмилу в волшебный сон.


(видео «Черномор») – Какая музыка по характеру?


У: - Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» . Для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром.


( ДИРИЖИРОВАНИЕ произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)


У: - Какой характер прозвучавшей музыки?

Д: - Музыка громкая, грозная, страшная


У: - Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения?

Д: - Нет.



У: - Почему ваши жесты были разными?

Д: - Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.


У: - Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации, ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы.



16. СЦЕНЫ ОПЕРЫ. ВО ДВОРЦЕ ЧЕРНОМОРА


У: - Вот в царстве Черномора появляется Руслан. Он вызывает злобного карлика на поединок.


(видео «Отсечение бороды») – Какая музыка по характеру?


У: - В бою Руслан отсекает бороду Черномора, в которой и была заключена сила злодея. Черномор повержен, но Людмила спит волшебным сном, и Руслан не в силах пробудить княжну ото сна.


У:- Тем временем Руслану помогает добрый и мудрый Финн. Он вручает богатырю волшебное кольцо. Оно пробудит Людмилу ото сна. В Киеве поют скорбные песни над Людмилой.


(видео «Пробуждение. Слава!») – Какая музыка по характеру?


17. ФИНАЛ


У: - Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила». А что же такое опера?

Д: Опера – это театральное представление, музыкальный спектакль, где герои не говорят, а поют на сцене в сопровождении оркестра.


У: - Назовите автора оперы?

Д: - М.И. Глинка


У: - В основу оперы легла поэма – сказка? Кто автор?

Д: - А.С. Пушкин.


У: - Назовите главных героев оперы.


У: - Что такое «либретто», «увертюра», «сопрано», «бас», «баритон»?


У: - Хотели бы вы побывать в опере?


У: - Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей.


18. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


У: - В опере историю рассказывает музыка, а помогает ей декорации и … Кто же ёще принимает участие в создании оперы? Подумать и устно ответить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!