СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИМК к практическому занятию по оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с элементами самодиагностики.

Просмотр содержимого документа
«Определение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы»

Учебная дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена(2ч)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Определение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

цель: изучить методики и приемы оценка функционального состояния сердечно-сосудистой

Теоретическая часть

Электрокардиограмма у детей отличается некоторыми особенностями, отражающими анатомо-биологические особенности детского сердца.
В первом отведении (правая и левая руки) особенно отчетливо удается отметить, что у новорожденных зубец R — очень низкий, а зубец S, наоборот, очень хорошо выражен. У взрослого человека зубец S приблизительно равен 5% зубца R, у новорожденного, наоборот, последний почти в 3 раза меньше зубца S. В течение грудного возраста зубец 5 приблизительно в 2 раза больше зубца R, а в остальные периоды детства — в среднем в 2 раза меньше зубца R. Эти же свойства электрокардиограммы новорожденного удается отметить, хотя и менее отчетливо, и во втором отведении (рис. 1).


Рис. 1. Электрокардиограмма новорожденного.


Рис. 2. Электрокардиограмма ребенка 6 месяцев.


Рис. 3. Электрокардиограмма ребенка 5 лет.

Кровяное давление и скорость кровообращения

Артериальное кровяное давление у детей тем ниже, чем младше ребенок. При определении по звуковому методу Короткова максимальное артериальное давление у новорожденных в среднем равно 76 мм ртутного столба; постепенно повышаясь, оно достигает к концу 1-го года 100, к 5 годам — 110, к 10—11 годам—120—125 и к 14—15 годам—130 мм. Кровяное артериальное давление у детей 1-года жизни приблизительно можно рассчитать по формуле:
              76 + 2 n,
где n — число месяцев жизни; для детей старше 1 года эта формула видоизменяется:
             100 + 2 n,
где n — число лет.
Минимальное кровяное давление у новорожденных равно 34 мм ртутного столба, к концу 1 года оно повышается до 58, к 9—10 годам достигает 78—79 и к 14—15 годам — 86—88 мм.
По нашим наблюдениям, эти цифры, установленные Поповым и приводимые почти всеми отечественными авторами, несколько велики, и в действительности они приближаются к цифрам, получаемым методом Рива-Рочи.
При определении кровяного давления этим методом получаются цифры несколько меньшие: у новорожденного — 60 мм, к концу 1-й недели —70, к концу 1-го месяца — 80 мм; дальнейшее нарастание идет очень медленно, достигая к 10 годам 90 мм, к 12—13 годам — 100 мм и лишь в пубертатный период приближаясь к цифрам взрослого.
Воловик дает тоже несколько более низкие цифры: максимальное давление у новорожденных — 70 мм, у детей 1-го года жизни — 90, от 3 до 4 лет — 96, от 7 до 8 лет — 99, в 9—12 лет — 105 и в 13—15 лет — 117 мм ртутного столба. Минимальное давление: у новорожденных — 34 мм, у детей до 1 года — 39, в возрасте 3—4 лет —58, 7—8 лет —64, 9—12 лет — 70 и ISIS лет — 73 мм.

Кровяное давление у одного и того же ребенка в состоянии полного здоровья отличается значительным постоянством. Во сне кровяное давление обычно снижается. Мышечная работа, психические переживания, плач, смех, еда и т. д. обычно вызывают повышение артериального давления.
Так называемая амплитуда пульса, или пульсовое давление — разница между систолическим (максимальным) и диастолическим (минимальным) давлениями — равна у новорожденных приблизительно 42 мм ртутного столба, у годовалых — 40, у детей 5—6 лет —44, 9—Шлет —43 и 14—15 лет — приблизительно 52 мм.
У девочек и мальчиков до 5 лет кровяное давление почти одинаково; в возрасте между 5 и 9 годами у мальчиков артериальное кровяное давление на 2—5 мм выше, чем у девочек; в возрасте от 9 до 12 лет кровяное давление у девочек почти на столько же превышает таковое у мальчиков-сверстников. С наступлением у мальчиков периода полового созревания кровяное давление у них снова становится более высоким, чем у девочек.
Так называемое среднее артериальное давление, по последним данным отечественных авторов, колеблется в следующих пределах: у новорожденных — 60—58 мм, у детей от 3 до 7 лет — от 73 до 76 и от 8 до 14 лет — от 81 до 86 мм. Во всяком  случае несомненно, что кровяное давление с возрастом нарастает.
Артериальное давление в пальцевых артериях, определяемое по методу Гертнера, у новорожденных приблизительно равно 70 мм, к концу 1-го года оно достигает 82 мм, а к 15—16 годам постепенно повышается до 108—109 мм.
Капиллярное давление в течение всего детства колеблется около 8—9 мм ртутного столба.
Венозное давление (по методу Вальдмана) у здоровых детей в возрасте от 2 до 15 лет в лежачем, спокойном положении колеблется от 35 до 105 мм водяного столба. Перемена положения ребенка и особенно крик и плач вызывают значительное повышение венозного давления.
Венозное давление у здоровых детей не зависит от числа пульсовых ударов и от величины колебаний максимального и минимального артериального давления.
Скорость кровообращения. Время полного кругооборота у детей значительно короче, чем у взрослых: у новорожденных оно равно 12, у 3-летнего — 15, у 14-летнего— 18,5 и у взрослого —22 секундам. Скорость кровотока, определяемая сахариновым методом, у детей 6—14 лет равна 7—12 секундам.
Суммируя все сказанное об анатомо-физиологических особенностях сердечно-сосудистой системы у детей, мы видим, что относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и более широкие просветы сосудов являются моментами, облегчающими циркуляцию крови у детей.
Крупным преимуществом детского сердца надо признать отсутствие отрицательного воздействия на сердечную мышцу и его нервный аппарат хронических и острых инфекций, различных интоксикаций (алкоголь, никотин и т. д.).
Эта значительно меньшая изношенность сердечно-сосудистой системы у детей имеет громадное значение и частично объясняет большие потенциальные и функциональные возможности у них сердца и сосудов.


 ЗАДАНИЕ 1.

Изучить теоретическую часть и ответить на вопросы

1.Преимущества детского сердца

2.У кого выше кровное давление –у мальчиков или у девочек?

3.Виды давления

ЗАДАНИЕ 2.

Что определяют с помощью кардиограммы?

ЗАДАНИЕ 3.

Гарвардский степ-тест. Высота ступеньки 43-50 см., время выполнения – 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп – 120 уд./мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производится с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами.

После нагрузки подсчитывается пульс сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:

ИГСТ= 100/(1+2+3)*2 ,

где 1, 2, 3 – ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления – время восхождения в сек., если ИГСТ меньше 55 – физическая работоспособность слабая, 55-64 – ниже средней, 65-79 – средняя, 80-89 – хорошая, 90 и более – отличная.

Индекс Руффье. Индекс Руффье (Ruffier) рассчитывается после 30 приседаний для мужчин и 24 приседаний за 30 сек. для женщин.

JR= (f1+f2+f3-200)/10,

где f1 – ЧСС в мин. до нагрузки, в положении сидя после 5 мин. отдыха,

f2 – ЧСС в мин. сразу после нагрузки стоя,

f3 – ЧСС в мин. через 1 минуту после нагрузки стоя.

Индекс равный 5 и меньше оценивается отлично, 5-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 – неудовлетворительно.

JR (индекс Ruffier) отражая адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, в ответной реакции на дозированную нагрузку, одновременно характеризует уровень общей выносливости и вполне корректно коррелируем с показателями обшей выносливости по тесту Купера (12 минутный бег).

ЗАДАНИЕ 4

Составить 5-7 рекомендаций для профилактики заболеваний ССС.

Написать вывод





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!