СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптические представления. Знакомимся с буквами.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение письму школьников в 1 классе очень непростой процесс. Данный материал поможет разобраться в механизмах и причинах возникновения оптико-кинетических замен букв в письменных работах обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Оптические представления. Знакомимся с буквами.»

Знакомство с буквами.

С письменными буквами дети знакомятся только в школе на уроках обучения грамоте и письму. По А. Р. Лурия процесс письма относится к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности. Процесс письма включает в себя большое количество операций. А. Р. Лурия выделяет следующие операции:

  1. Мотив.

Письмо всегда начинается с мотива, пишущий всегда имеет цель, когда пишет.

2. Смысловое программирование письменного высказывания.

3. Языковые операции (выделение предложения, анализ предложения на составляющие слова,  дифференциация фонем,  фонематический анализ). По А. Р. Лурия, написанное слово является моделью слова устной речи: определяя последовательность звуков,  обозначается той же последовательностью соответствующих букв. Поэтому для правильного написания слова необходимо определить его звуковую структуру, последовательность звуков и место каждого звука в слове. Фонематический анализ является одной из форм языкового анализа, вместе с тем, он осуществляется на основе деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проигрывание.  Проигрывание уточняет характер звука, помогает отличить данный звук от фонетически сходных звуков.

4. Соотнесение выделенного звука со зрительным образом буквы, при этом зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других, особенно сходных графически.

5. Анализ и сравнение букв.

6. Моторное воспроизведение графического изображения буквы, осуществляется при помощи кинестетического и зрительного контроля.

В процессе обучения некоторые ученики не могут соотнести звук и букву. Образ буквы «разваливается», не запоминается. У буквы могут появиться лишние элементы или, наоборот, каких-то элементов может не хватать. В других случаях элементы букв могут находиться в разных плоскостях. Механизмы и причины таких нарушений рассмотрим ниже.







Механизмы нарушений оптических пространственных

представлений у детей младшего школьного возраста.





































































Развитие оптико-пространственного анализа и синтеза букв у младших школьников с ОНР III уровня.

Коррекцию оптико-пространственных нарушений рекомендуется осуществлять по направлениям:

1. предъявление стилизованных изображений букв и их сравнение с традиционным изображением, чтение стихотворений, выполнение букв из пальчиков;

2. предъявление заданий на узнавание букв, изображенных различными шрифтами (цветным и черно-белым);

3. проведение игр, направленных на закрепление образов букв.

Предъявление стилизованных изображений букв и их сравнение с традиционным изображением, чтение стихотворений, выполнение букв из пальчиков.

Детям предлагается задания: рассмотреть буквы в алфавите, чтение стихотворений, сравнение традиционного изображения букв со стилизованным изображением, изображенных в «Весёлой азбуке». Для лучшего закрепления образа буквы предлагается выполнить букву из пальчиков.

1. Предъявление стилизованных изображений букв и их сравнение с традиционным изображением, чтение стихотворений, выполнение букв из пальчиков;

Детям предлагается прослушать стихотворения о буквах, сравнить традиционное написание букв в Алфавите и «Весёлой азбуке» (рис. 1, 2).

1. Буква «У»

Инструкция: «Посмотрите, это буква У. Вот эта буква в Алфавите».

Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы «У», предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».

У – как у зайчонка ушки.

Эти ушки – на макушке.

О.Гофман

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква «У»?» (на рогатку, на галочку…);

поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

( Буква «У» – ушки зайчика: средний и указательный пальцы – вверх, а остальные – сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);


2. Буква «А»

Взрослый показывает букву «А» в «Веселой азбуке»; в Алфавите, спрашивает ребенка, чем они отличаются, а что общего.

Знакомство с буквой «А».

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «А»? (На ракету, крышу дома…).

Буква «А» из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».


3. Буква «И»

Показ буквы в «Веселой азбуке».

Знакомство с буквой «И».

Буква И – как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что похожа буква «И»?



4. Буква «О»

Знакомство с буквой «О».

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может с нею мы родня?»

О. Гофман

На что еще похожа буква «О»?

Буква «О» из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.

5. Буква «М»

Знакомство с буквой «М».

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква «М»? Буква «М» из пальчиков: сомкнуть кончики сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные – сжать в кулачок.

6. Буква «Д»

Знакомство с буквой «Д».

Д – с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «Д»?

Буква «Д» из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игры с пальчиками: «Дом и ворота» (педагог произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук соприкасаются,

локти разведены, - «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. Обе руки повернуты ладонями

груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы – вверх – «ворота».

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются

параллельно

друг другу.

В этот домик приглашаем. «Крыша».


7. Буква «Ы»

Знакомство с буквой «Ы».

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква «Ы»?

8. Буква «Т»

Знакомство с буквой «Т».

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что похожа буква «Т»?

Буква «Т» из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

9. Буква «Б»

Знакомство с буквой «Б».

Б – большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.

В. Ковшиков

На что похожа буква «Б»?

10. Буква «П»

Знакомство с буквой «П».

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква «П»?

Буква «П» из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы – сжаты в кулак.

11. Буква «В»

Знакомство с буквой «В».

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

В. Ковшиков

На что похожа буква «В»?

12. Буква «Ф»

Знакомство с буквой «Ф».

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф – большая щеголиха.

О. Гофман

На что похожа буква «Ф»?

Буква «Ф»: ребенок стоит в позе – «руки в боки».

13. Буква «Н»

Знакомство с буквой «Н».

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «Н»?

14. Буква «К»


Знакомство с буквой «К».

Клюв раскрыла буква К -

Хочет скушать паука.

В.Ковшиков

На что еще похожа буква «К»?

15. Буква «Г»

Знакомство с буквой «Г».

Букву Г я не боюсь.

Г – не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «Г»?

16. Буква «Х»

Знакомство с буквой «Х».

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо – хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что еще похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.


17. Буква «Э»

Знакомство с буквой «Э».

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О. Гофман

На что похожа буква «Э»?

Буква «Э» из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки – «язычок» буквы Э.

18. Буква «С»

Знакомство с буквой «С».

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

В. Ковшиков

На что похожа буква «С»?

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.


19. Буква «З»

Знакомство с буквой «З».

З загнулась, как змея,

Но ей не запугать меня.

В. Ковшиков

На что похожа буква «З»?

20. Буква «Ц»

Знакомство с буквой «Ц».

Что за хвостик на конце –

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

О. Гофман


На что похожа буква «Ц»?

21. Буква «Ш»

Знакомство с буквой «Ш».

Буква Ш с тремя шипами –

Не хватай ее руками.

О. Гофман

На что похожа буква «Ш»?

Буква «Ш» из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

22. Буква «Ж»

Знакомство с буквой «Ж».

Ж похожа на жука,

Только не жжужит пока.

О. Гофман


На что похожа буква «Ж»?

Сравнение букв К и Ж:

Это – Ж,

А это – К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

23. Буква «Ч»

Знакомство с буквой «Ч».

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

В. Ковшиков


На что еще похожа буква «Ч»?

24. Буква «Щ»

Знакомство с буквой «Щ».

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «Щ»?

25. Буква «Й»

Знакомство с буквой «Й».

Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что похожа буква «Й»?

Дифференциация букв «И – Й».


26. Буквы «Ю, Е, Ё, Я, Ь»

Знакомство с буквами «Ю, Е, Ё, Я».



Ю

Целый день юла юлила,

Даже голову вскружила,

А потом она устала,

Покачнулась и упала.

О. Гофман

Е

Ежи делали прически –

Поломали все расчески.

А ежиха так старалась –

Лишь три зубчика осталось.

О. Гофман

Ё

Е – как ель с тремя ветвями,

Ё – как ёлочка с шарами.

В. Ковшиков

Я

От яхты якорь – буква Я.

Поднимем якорь и в моря.

В. Ковшиков

На что похожи буквы?

Знакомство с буквой «Ь».

Как кресло, мягкий – мягкий знак.

Присядешь – и не встать никак.

В. Ковшиков

На что похож «Ь»?

Взрослый объясняет ребенку, что указание на мягкость согласного – одна из главных задач «Ь» в русском языке. Буква «Ь» звук не обозначает.

27. Буква «Л»

Знакомство с буквой «Л».

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О. Гофман

На что еще похожа буква «Л»?

Буква «Л» из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

28. Буква «Р»

Знакомство с буквой «Р».

Буква Р – рука в кармане,

Буква Р – подарок маме.

О. Гофман

На что похожа буква «Р»?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!