СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опыт формирования элементарных представлений об основах финансовой грамотности у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  представлены итоги реализации плана работы кружка по финансовой грамотности «Приключение монетки»

Просмотр содержимого документа
«"Опыт формирования элементарных представлений об основах финансовой грамотности у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности".»

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕ ТПОСРЕДСВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Проблема финансового воспитания становится актуальной уже с младшего дошкольного возраста, когда родители, сами не замечая того, включают своего малыша в товарно-денежные отношения, совершая совместно с детьми покупки товаров и приобретение услуг. Формирование правильной ориентации ребенка в экономических явлениях заложит основу финансовой безопасности, поможет приобрести полезные финансовые привычки, познакомит с нормами морали и этически-культурными ценностями общества.

Свою работу по реализации кружковой деятельности с дошкольниками подготовительной группы начала в 2019 году. Изучила материал по экономическому воспитанию разных авторов: методический и демонстрационный материал от Банка России под редакцией А.Д. Шатовой, учебно-методический комплект «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» под редакцией С.В. Герасименко и И.В. Назаровой, образовательная программа «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» Л.В. Стахович, авторские сказки Э. Матвеева «Дима и совенок», «Беседы об экономике» Т.А. Шорыгиной. На начало учебного года в группе совместно с родителями была создана развивающая среда с различным демонстрационным и раздаточным материалом.

За основу для работы с детьми был выбрана программа Л.В. Стахович «Занимательные финансы». В течение учебного года дети знакомились с основами финансовой грамотности и освоили темы: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Покупаем, продаем, обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем и экономим», «Учимся занимать и отдавать долги», «Учимся планировать», «Богатство и бедность» [2, с. 15-24]. Систематическое изучение данных тем дало устойчивый результат. Дети усвоили основные финансовые понятия. С помощью дидактических игр, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы узнали, что такое товар и услуги, доходы и расходы, потребности, бережливость, планирование. Научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа со старшими дошкольниками по формированию азов финансовой грамотности была интересна и продуктивна. Поэтому, набрав новую группу малышей, поставила цель, выяснить возрастные возможности детей для восприятия элементарных представлений об основах финансовой грамотности.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста сложна и интересна одновременно. В этот период закладываются наиболее важные способности ребенка: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к людям, воображение, настойчивость, творческая направленность. И это неслучайно, ведь в этот период происходит огромный скачок в физическом, моторном, речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Это то самое время, когда можно начать знакомить детей 3-4 лет с самыми элементарными представлениями об основах финансовой грамотности посредством занимательной игровой деятельности.

Для внедрения в работу с детьми кружковой деятельности по формированию элементарных представлений об основах финансовой грамотности были взяты материалы парциальной образовательной программы по экономическому воспитанию дошкольников «Формирование предпосылок финансовой грамотности» А.Д. Шатовой и «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» Л.В. Стахович и методические рекомендации пособия «Моделирование игрового опыта детей 3-4 лет на основе сюжетно-ролевых игр» Т.В. Березенковой. Мной был разработан и составлен план работы кружка «Приключения Монетки» для детей второй младшей группы. Весь теоретический и практический материал был разделен на три блока: профессии и труд, деньги и товар, бережливые привычки в быту.

Цель работы - обогащение игрового опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок финансовой грамотности, содействие психофизическому развитию.

Задачи:

1. Создать условия для обогащения необходимого игрового опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, для накопления игровых действий и взаимодействий со сверстниками и взрослыми в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом по финансовой грамотности;

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);

3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, бережное отношение к вещам, предметам, книгам и ресурсам.

Для работы создана картотека материалов и игрового оборудования для формирования предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников и пополнена развивающая среда по данному направлению.

Особое внимание было уделено подбору демонстрационных, игровых, наглядно-печатных материалов с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.Итогами работы по двум блокам: профессии и труд, деньги и товар можно отметить особенно полюбившиеся развивающие игры для детей.

Например, обучающая игра «Профессии» из серии игр «Учусь, играя!». В игровой форме малыши узнавали об особенностях профессий и предназначении различных орудий труда.

Дидактическая игра «За покупками» из серии игр «Забавы в картинках» активизировала словарный запас у дошкольников по темам; «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Животный мир», «Игрушки».

Развивающая игра «Азбука финансовой грамотности «Мои потребности» из серии игр по экономическому воспитанию познакомила детейс первичными экономическими знаниями о потребностях семьи.

Играя в настольную игру-лото «Идем за покупками», дети научились выбирать товар по списку покупок, ориентироваться в разнообразии товара из разных прилавков, развивать наблюдательность и внимание.

Красочный игровой набор «Магазин» способствовал развитию навыков сюжетно-ролевой игры, формированию математических представлений, развитию памяти и умению следовать игровым правилам.

Обучающие карточки «Уроки для самых маленьких»«Кем быть?»и «Профессии», серия книг «Поиграем в профессии»,игровой дидактический материал «Расскажи про свой город» из серии игр «Забавы в картинках» послужили удобным материалом для познавательных игр и бесед с детьми.

Третий блок «Бережливые привычки в быту» реализовывался посредством внедрения бережливых технологий. Формирование бережливого мировоззрения дошкольников происходило посредством визуализации (маркеров игрового пространства): посмотрел, вспомнил, повторил в действии.Предметно-пространственная развивающая средав группе насыщена алгоритмами – подсказками (алгоритм мытья рук, алгоритм переодевания, картинки-указатели игровых центров), которые прививая навыки самообслуживания с раннего возраста, формируют бережливое отношение к предметам рукотворного мира [10, с. 25]. Только личным примером взрослых и повторением определенных действий по выполнению норм и правил окажут положительное влияние, на воспитание привычки бережно относится к вещам и ресурсам. Формирование к окружающим детей предметам (книгам, игрушкам, одежде) и ресурсам (свету и воде) происходит через проведение занимательных бесед с использованием кукольного персонажа «Бережливой Мышки» и чтением отрывков сказок Т.А. Шорыгиной «Бережливые сказки». Блок «Бережливые привычки в быту» разделен на темы [11]:

1. «Всему своё место!» (ознакомление с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережного отношения к игрушкам).

2. «Бережём свою одежду и обувь!» (формирование бережного отношения к одежде и обуви).

3. «Книга – лучший друг» (формирование бережного отношения к книге).

4. «Береги природу!» (формирование бережного отношения к природным ресурсам).









Список литературы


1. Т.В. Березенкова «Моделирование игрового опыта детей 3-4 лет на основе сюжетно-ролевых игр. Технологические карты», - Волгоград, Издательство «Учитель», 2014г.

2. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

3. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

4. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Играем вместе. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

5. А.Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования», Банк России, 2018г.

6. А.Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов», Банк России, 2018г.

7. А.Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник демонстрационных материалов», Банк России, 2018г.

8. Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?», - М.: Издательство «Гном», 2018г.

9. Т.А. Шорыгина «Бережливые сказки», -М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2020г.

10. Электронные ресурсы. Подгорная Н.С. Бережливые технологии, применяемые в ДОУ «Вестник дошкольного образования»№ 40 (115) 2021.

11. https://2020.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr-1/no-6724-ispolzovanie-principov-berezhlivogo-proizvodstva-v-formirovanii-berezhlivogo-myshleniya-u-doshkolnikov/


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!