СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт разработки рабочей программы для 10-11 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геграфии разработана на основании нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минообразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
  • Примерная программа среднего общего образования по географии. (Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009).
  • Авторская программа: В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы (представлена в электронном варианте (см. сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12796).
  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017/№1213/5227 «Об особенностях преподавании учебного предмета «География» в 2017-2018 учебном году»».
  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6»города Магнитогорска (приказ от 01.09.2017 №290).

Просмотр содержимого документа
«Опыт разработки рабочей программы для 10-11 классов»

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/744601001

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e-mail: [email protected]



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

На заседании МО

Зам. директора по УВР

Директор МОУ СОШ № 6

Руководитель МО /Киселёва Т.А./

/Михина Н.Н./

/Якименко М.Н./

« » 2017 г.

« » 2017 г.

« » 2017 г.





Рабочая программа

по географии

10-11 классы

2017-2018 учебный год




Составители программы:

Михина Наталья Николаевна, учитель географии,

высшая квалификационная категория.

Киселёва Татьяна Алексеевна учитель географии,

высшая квалификационная категория

1. Пояснительная записка


  1. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа (наименование примерной программы (авторской программы) по предмету с указанием реквизитов):

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минообразования РФ от 05.03.2004 года №1089.

  • Примерная программа среднего общего образования по географии. (Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009).

  • Авторская программа: В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы (представлена в электронном варианте (см. сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12796).

  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017/№1213/5227 «Об особенностях преподавании учебного предмета «География» в 2017-2018 учебном году»».

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6»города Магнитогорска (приказ от 01.09.2017 №290).

  • Образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска от 2017 года.

Учебно-методический комплект (УМК)


Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009)

Приложение № 2


Класс

Учебник

Пособие для учителя


Атлас

Электронные образовательные ресурсы

10-11

География. «Экономическая и социальная география мира»/Максаковский В.П., 10 класс. – М.: Просвещение, 2013.


А.Э. Фромберг Практические и проверочные работы по географии. 10 класс.

– М.: Просвещение, 2003.

Тесты по географии к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география. 10 класс»./ Е.В. Баранчиков, М. «Экзамен», 2012.

География 10 класс: Контрольно - измерительные материалы. /Сост.Е.А. Жижина. – 2 изд., перераб. - М. ВАКО, 2012. – 96 с. - (Контрольно - измерительные материалы).


Атлас «Экономическая и социальная география мира» с комплектом контурных карт.

10 класс, М.: картография, 2012.




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.


http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.


http://geographer.ru – Географический портал.


http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.


http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.


http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.


http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.


http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.




3). Цели и задачи обучения с учётом специфики учебного предмета


Курс «Экономическая и социальная география мира» в 10-11 классах завершает освоение системы географических знаний и основных умений выпускников старшей школы. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Общая характеристика учебного предмета

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

4). Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу, их обоснование (Приложение №3).


Согласно школьного календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год продолжительность учебного года в 10 классе составляет 34 учебные недели, в 11 классе составляет 33 учебные недели 1 день. В соответствии с федеральным учебным планом по географии в 10, 11 классах предусмотрено по 35 часов - 1 час в неделю. В тематическом плане сделана корректировка.

Областным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений предусмотрен объем учебной нагрузки, отводимой на изучение НРЭО содержания образования. Это составляет примерно 10% учебного времени. В рабочей программе по географии на изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей предусмотрено 315 минут.


Класс

Название темы

Примерная программа

Авторская программа

Рабочая программа

Обоснование

10

Раздел 1 «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»

4 часа

1 час

1 час


Данные о современных методах географических исследований подробно представлены в курсе «География России»

10

Тема «Многообразие стран на политической карте мира»

В составе раздела «Регионы и страны мира»


В составе темы 1. «Современная политическая карта мира», 4 часа

Выделена тема в составе 1 раздела. «Современная политическая карта мира», 5 часов

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в авторской программе

(стр. 4)

10

Тема «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

Не входит в примерную программу по географии

В составе темы «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» ,7 часов

6 часов

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в авторской программе

(стр. 4)

10

«Россия в современном мире»

Россия в современном мире,10 часов.


3 часа

3 часа

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в авторской программе

(стр. 4)



  1. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации. Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


  1. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения

География мира (X-XI классы, 70 часов)

Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.


Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

(5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Резервное время – 10 часов.

Календарно-тематическое планирование, 10 класс


урока

Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты

изучения темы

НРЭО

Контроль результатов освоения знаний (виды, формы)

Введение: Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Введение (1ч)

04.09. 2017

Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Современные методы географических исследований.


Текущий

Раздел I Общая характеристика мира (33 часа) сформировать представление о разнообразии стран современного мира

Тема 1.

Современная политическая карта мира (5часов)


Многообразие стран современного мира. Различные подходы к их типологии.

11.09. 2017

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.



Текущий

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

18.09.2017

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.



Входная диагностика

Государственный строй стран мира.

25.09.2017

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.



* Практическая работа №1 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»».

Политическая география.

02.10.2017

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение. Современная политическая карта мира


* Практическая работа № 2 «Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны» (по выбору).

Обобщение знаний по теме: «Современная политическая карта мира»

09.10.2017

Обобщение знаний о многообразие стран современного мира


Контрольная работа №1


Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6часов)


Взаимодействие общества и природы.

16.10.2017

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.


Современные проблемы взаимодействия человека и природы на территории Челябинской области и в окрестности

г. Магнитогорска.

Текущий

География мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность и рациональное природопользование

23.10.2017

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.



* Практическая работа №3. «Оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов мира»

Основные виды природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические)

06.11.2017

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

География водных ресурсов Земли. Биологические ресурсы. География лесных ресурсов.


Текущий

Ресурсы Мирового океана, климатические и рекреационные ресурсы.


13.11.2017

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география.

Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.



Текущий

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.


20.11.2017

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути.

Челябинская область – составная часть мировых экологических проблем

Текущий

Обобщение знаний по теме: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

27.11.2017

Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии. Рациональное и нерациональное природопользование.

.

Контрольная работа №2


Тема 3. География население мира (6 часов)

Численность и воспроизводство населения, демографическая политика.

04.12.2017

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Демографические показатели России.


Современная динамика населения Челябинской обл. и

г. Магнитогорска. Демографическая политика в Уральском ФО.

*Практическая работа №4

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».


Состав населения планеты.

11.12.2017

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения.

Особенности размещения населения по территории Челябинской области. Современные проблемы урбанизации в Уральском ФО.

Практическая работа № 5 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».


Размещение и миграции населения.

18.12.2017

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. .


Текущий

Городское и сельское население. Урбанизация.

25.12.2017

Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

Современный город и его функции. Регулирование процесса урбанизации.

Особенности размещения населения по территории Челябинской области. Современные проблемы урбанизации в Уральском ФО.

Текущий

География населения

15.01.2018

География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географическое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики). Анализ карт населения.


Текущий

Обобщение и контроль знаний по теме «Население мира»

22.01.2018

Обобщение знаний по теме «География населения мира»



Контрольная работа №3


Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов).

Научно-техническая революция (НТР)


29.01.2018

Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: Главные направления развития производства. Геоинформатика.



Текущий

Мировое хозяйство.

05.02.2018

Понятие о мировом хозяйстве и этапы его развития. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.



Текущий

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

12.02.2018

Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные  и глобальные ТНК.


Текущий

Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика.

19.02.2018

Основные пространственные модели мирового хозяйства в странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.


Текущий

Факторы размещения производства.

26.02.2018

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения. Новые факторы размещения.


Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».


Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов).

География промышленности.

05.03.2018

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства..



Практическая работа №7

«Построение картосхемы, размещение основных районов энергетики, машиностроения, химической промышленности мира».


Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.


12.03.2018

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв


Текущий

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.


19.03.2018

Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.


Роль ММК в металлургической промышленности мира. Страны импортеры продукции ММК.

Текущий

Машиностроительная, химическая, лесная и текстильная промышленности Промышленность и окружающая среда.

02.04.2018

Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона.


Текущий

География сельского хозяйства.

09.04.2018

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах.


Практическая работа № 8

«Определение стран экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма».


География транспорта мира.

16.04.2018

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Транспорт и окружающая среда.

Современные государственные проекты решения транспортной проблемы в уральском регионе. Реализация проекта «Урал - промышленный, Урал - полярный».

*Практическая работа № 9 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства» (по выбору).


Всемирные экономические отношения. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля.

23.04.2018

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Мировая торговля как старейшая форма ВЭО.


Практическая работа № 10 «Определение основных направлений международной торговли и факторов. Определяющих международную специализацию стран и регионов мира».


Международные кредитно-финансовые отношения. Прочие виды всемирных экономических отношений. Международный туризм.

30.04.2018

Международные кредитно-финансовые отношения. Прочие виды всемирных экономических отношений: производственное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, международный туризм.

Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Международный туризм.


Текущий

Обобщение и контроль знаний по разделу "Общая характеристика мира".

07.05.2018



Контрольная работа №4

Раздел II.Регионы и страны мира (33 часа).

Страны Ближнего Зарубежья. (2 часа).

СНГ - крупнейший международный союз


14.05.2018

Состав СНГ. Общая характеристика стран СНГ.

Роль Челябинской области и г. Магнитогорска в решении проблем СНГ.

Внешнеэкономические связи Челябинской области с Белоруссией и Украиной. Поставки сырья (марганцевых руд) из Украины на ММК.


Текущий

Тема. Общая характеристика стран СНГ.

21.05.2018

Составлять экономико-географическую характеристику страны.

Особенности ФГП, ЭГП.

Сходство и различие в специализации хозяйства этих государств (по выбору).


Показать и объяснить положение государственных границ РФ, Челябинской области, расстояние до Магнитогорска.

Текущий

Резерв

28.05.2018
















Календарно-тематическое планирование, 11 класс


урока

Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты

изучения темы

НРЭО

Контроль результатов освоения знаний (виды, формы)

Раздел.II. Региональная характеристика мира (продолжение). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии.

Тема 6. Зарубежная Европа

(6 часов). Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Европы: состав, политическая карта, природно-ресурсный потенциал.

04.09. 2017

Общая характеристика. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) как один из ведущих регионов современного мира.



Текущий

Население Зарубежной Европы.

11.09. 2017

Население Зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора».


Текущий

Хозяйство Зарубежной Европы. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства


18.09.2017

Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность.

Сравнение экономического развития Челябинской области с различными районами стран Европы

Входная диагностика

География сельского хозяйства стран Зарубежной Европы

Транспортная система Зарубежной Европы

25.09.2017

Сельское хозяйство Зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.

Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.



Текущий

Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Регионы Зарубежной Европы.

02.10.2017

Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы.


Текущий

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

ФРГ.

09.10.2017

Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Образование ФРГ в 1949 г. Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Направления региональной политики.



* Практическая работа №11 «Составление экономико-географической характеристики (ЭГХ) страны»


Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.

(10 часов).

Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Зарубежной Азии.

16.10.2017

. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы.. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан,  и др.) субрегиона.

Природные условия и ресурсы Зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов.

Современные экономические связи Челябинской области со странами НИС

Текущий

Население Зарубежной Азии.

23.10.2017

Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах Зарубежной Азии.


Текущий

Хозяйство Зарубежной Азии.

06.11.2017

Рост значения Зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран.

Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах Зарубежной Азии.


Практическая работа №12

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий Зарубежной Азии».

Новые индустриальные страны Азии (НИС)

13.11.2017

Основные черты социально-экономического развития стран (НИС) Азии

Современные экономические связи Челябинской области со странами НИС

Текущий

Китайская Народная Республика.

20.11.2017

Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение  Сянгана и Аомыня с Китаем. Крупнейшие города и городские агломерации Китая.



Текущий

Хозяйство Китая.

27.11.2017

Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая  в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.


Современные экономические связи Челябинской области с Китаем.

*Практическая работа №13

«Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая».

Япония: территория, границы, население

04.12.2017

Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.


Текущий

Хозяйство Японии на пути в 21 век.

11.12.2017

Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. И его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна.

Региональная политика Японии.


Современные экономические связи Челябинской области с Японией.

*Практическая работа №14

«Составление картосхемы внешних экономических связей Японии».

Индия – крупнейшая развивающая страна мира.

18.12.2017

Территория, границы, ЭГП Индии. Индия в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.

Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «

Современные экономические связи Челябинской области с Индией.

Текущий

Комплексная характеристика

Австралии и Океании


Обобщающее повторение по теме "Зарубежная Азия

25.12.2017

Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.


Контрольная работа № 1


Тема 8. Африка. (3 часа).

Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Африки.

15.01.2018

Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.


Текущий

Субрегионы: Северная Африка.

22.01.2018

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.



Практическая работа № 15

«Наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере стран Африки».

Тропическая Африка. ЮАР.

29.01.2018

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.


Контрольная работа №2

Тема 9. Северная Америка (5 часов).

Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) США.


05.02.2018

Понятие  «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.

Размеры территории США и её подразделение на три части.

Размещение населения по территории страны. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения


Текущий

Общая характеристика хозяйства США.


12.02.2018

Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста; финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы.


Текущий

Макрорегионы США.

19.02.2018

Макрорегионы США.

Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон.

Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго..

Особенности экономического районирования Челябинской области и Уральского региона.

Текущий

Макрорегионы США.

26.02.2018

Макрорегион Юга, город Атланта. Макрорегион Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско


*Практическая работа №16

«Характеристика макрорайонов США и их сравнение».

Канада. Социально-экономическая характеристика.

05.03.2018

Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.


Текущий

Тема 10. Латинская Америка (3 часа) Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Латинской Америки.


12.03.2018

Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.



Текущий

Общая характеристика хозяйства Латинской Америки.


19.03.2018

Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина).


Текущий

Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Бразилии.

02.04.2018

Бразилия – самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся  стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.


*Практическая работа №17

«Составление комплексной географической характеристики Бразилии».

(выборочно)


Тема 11. Россия в современном мире (3 часа).

Геополитическое положение России.

09.04.2018

Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.


Челябинская область на карте мира и России.

Практическая работа №18

«Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения РФ. Пограничные конфликты. Характеристика современных границ государства».


Россия в мировом хозяйстве и международном

географическом разделении труда.

16.04.2018

Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.

Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования.


Определение роли Челябинской обл. в производстве промышленной продукции. Специализация промышленности.

Практическая работа №19 «Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции».

Экономические связи России

23.04.2018

Географические аспекты

важнейших социально-экономических проблем России.

Перспективы развития России

до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи

в сфере экономической модернизации

и перехода на инновационный путь развития 



Экономические связи Челябинской обл. со странами СНГ. Доля Челябинской области в экспорте России

Текущий

Раздел III. Глобальные проблемы человечества. Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.


Глобальные проблемы человечества  (обобщение знаний)

Глобальные проблемы человечества: экологическая, демографическая, мира и разоружения

30.04.2018

Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.


Выявление районов с неблагополучной экологической обстановкой на карте Челябинской области и Уральского ФО

Практическая работа №20

«Выявление по картам регионов мира с неблагоприятной экологической обстановкой».

Глобальные проблемы человечества: энергетическая и сырьевая, продовольственная, использование Мирового океана, мирного освоения космоса, преодоление отсталости развивающихся стран.

07.05.2018

Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы

Челябинская область – составная часть глобальных проблем человечества.

Текущий

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития природы и общества.

14.05.2018

Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества.

Три главных компонента устойчивого развития:

1) экономически устойчивое развитие; 2) экологически устойчивое развитие;

3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.



Контрольная работа №3

Резерв

21.05.2018






Скачать

© 2018, 313 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!