Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Куда исчез сахар?"
Цель занятия по опытно-экспериментальной деятельности:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1.Познакомить детей со свойствами сахара
2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) может раствориться в воде.
3. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
4. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
5. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Контейнер с подкрашенной водой в синий цвет (океан)
Фотография картины "Волна" И.К. Айвазовский.
Мешочки с кристаллом(драгоценные камни), с рисом, и сахаром-рафинадом.
Кораблик- оригами .
Ход занятия
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Ребята, посмотрите на картину Айвазовского "Волна". Что вы видите? ( шторм, корабль терпит бедствие)
Однажды на корабле перевозили груз. Показываю корабль и мешочки с грузом.
В одних мешках лежали драгоценные камни, в других мешках был рис, а ещё перевозили сахар -рафинад. (сахар кубиками). Вдруг .....(загадка)
Гнутся мачты корабля -
Ветер правит у руля!
Вспышки молний, дождь и гром! -
Разыгрался в море / Шторм /!
Да, ребята разыгрался шторм, и трюмы с грузом наполнились водой.
Бросаю по очереди мешочек с сахаром, мешочек с рисом, мешочек с камнем в воду.
Капитан приказал быстро откачивать воду и спасать груз.
Физ минутка :
Посмотрите что произошло, когда стих шторм и моряки вытащили мешки из трюмов.
Дети подходят и становятся вокруг экспериментального стола.
Первый ребёнок вытаскивает из воды мешочек. Смотрим, что же произошло (с чем мешочек) .
Вот мешок с драгоценным камнем. С камнем ничего не случилось, он просто мокрый.
2 ребёнок Вот мешок с рисом, он так же остался цел, но мокрый.
3 ребёнок Вот мешок с сахаром. Сахар исчез. Мешок пуст.
Ребята куда же пропали кубики сахара?
Сахар растворился в воде.
Как это растворился, что это значит ?
Растворяясь, вещество распадается на невидимые частицы, которые смешиваются с такими же невидимыми частицами воды. (молекулы)
В природе нет веществ, которые способны исчезнуть совсем. Но все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом.
Вы все насыпали сахар в чай и знаете, что чай после растворения сахара становится каким? (сладким) сахар не исчез, он растворился в воде.
Сейчас я вам немного расскажу о сахаре.
Знакомство человека с сахаром началось еще с древних времен. В Индии нашли способ получения тростникового сахара, который используют и по сей день.
Когда-то давно, воинов Александра Македонского, ступивших на индийскую землю, привлек неведомый ранее сладкий продукт, называвшийся на санскрите «саркара», чем и был тростниковый сахар. Именно благодаря походам Македонского и стал известен этот продукт всему миру. В старину сахар продавали в аптеке и принимали
только как лекарство - он очень дорого стоил. История сахара на территории современной России начинается примерно с XI — XII веков. Когда сахар завезли впервые, он был доступен только знати. Первая в России «сахарная палата» была открыта Петром I в начале XVIII века, и сырьё для сахара ввозилось из-за границы. В 1809 году стало налаживаться производство сахара из отечественного сырья — сахарной свёклы.
Сахар — важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого.
Сахар используют при консервировании мяса, выделке кож и в табачной промышленности. Он служит консервантом в вареньях, желе и других продуктах из плодов. Загадка : Белый камень, в чашке тает. ( сахар-рафинад)
В следующий раз я вам покажу интересный опыт Светофор, со сладкой водой, и расскажу о пользе и вреде сахара.
Вам понравился наш опыт? Что было интересно? Что нового вы узнали?
Вы очень внимательно слушали и запомнили новые слова (трюмы, А.Македонский-Царь Македонии, молекулы, Айвазовский -художник, картина "Волна")
Фото отчёт.
вода сахар-рафинад, рис, кристалл(камень)
картина Айвазовского. Мешки с грузом попали в воду
к ристалл остался в мешке рис остался в мешке сахар исчез