МКОУ «Дружбинская СОШ» Каякентский район РД
Конспект открытого урока по русскому языку
в 6 классе
«Орфография.
Повторение пройденного»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Насурова М.С.
Тема: Орфография. Повторение пройденного.
Форма проведения: урок-путешествие.
Тип урока: урок повторения изученного.
Цели урока:
•1. Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы.
•2. Формировать умение применять изученное на практике.
•3. Прививать интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову, к своей малой родине.
.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Орфография слова есть биография слова.
В.П.Шереметевский
•1. Слово учителя.
- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Орфография. Ребята, а как зовут жителей этой страны?
(На доске укрепляется изображение сказочных башен).
Конечно, в течение урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навестим только те, которые изучали в разделе «Морфемика. Орфография». Назовите их.
•2. Обращение к эпиграфу.
- Прочитайте слова В.П.Шереметевского. Как вы их понимаете?
- Запишите эпиграф нашего урока, оформив его как предложение с прямой речью.
- Постройте схему получившегося предложения.
•3. Совместная работа.
- Итак, мы уже у ворот, которые ведут в страну Орфографию. Но как нам туда войти? Ведь вход охраняют часовые – Пятерки. Вместе с нами к воротам подошел Петя Ошибкин.
Войти никак нельзя туда.
Коль не приложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе Пете:
«Зачем пришел к воротам этим?»
Им Петя вежливо сказал,
Что познакомится желал:
Чередованья А и О
В корнях замучили его.
- Ребята, давайте поможем Пете: расскажем о правописании корней –гар- - -гор-, -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-, -кас- - -кос-.
- Теорию вы усвоили хорошо. Вход в Орфографическое государство открыт.
Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждет много интересных встреч. И вот первая встреча.
Вы помните знаменитого сыщика Калле Блюмквиста? Дело в том, что он родом из Швеции, поэтому не знает правил русского языка. Давайте поможем ему узнать, о каких словах идет речь.
Задание:
Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.
•1. Выцвести, потерять окраску.
•2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
•3. Приобрести загар.
•4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
•5. Смуглый от загара.
•6. Сгореть до конца, погаснуть.
•7. Масло, добываемое из растений.
•8. Догадка, предварительная мысль.
•9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.
- Итак, работа завершена. Калле Блюмквист доволен. У него прекрасное настроение.
Ребята, а как мы напишем слово «прекрасное»?
Дело в том, что в стране Орфография живут 2 сестрицы – приставки при- и пре-. НО к сожалению, они постоянно ссорятся из-за того, что не могут договориться, в каких случаях писать при-, а когда пре-.
Я думаю, что мы сможем помочь приставкам.
Ученик читает стихотворение И.Мелкозеровой:
При- пиши, когда приделал,
Прибежал или приплыл,
Словом, что-то и к чему-то
Ты прибывал или приблизил,
Приколол, приколотил.
Если ты за дело взялся,
Но не выполнил всего,
При- пиши без разговоров,
При- и больше ничего.
Прекрасно знаешь – нелегко
Преодолеть преграды, трудность.
Преуспеть в каком деле,
Конечно, тоже тяжело.
- Ребята, а как звучит орфографическое правило о правописании приставок пре- и при-?
Всегда ли мы можем определить значение приставки?
Пока приставки пре- и при- спорили, в гости к ним пришли слова. Наша задача – определить, к какой же из приставок пришли слова.
•4. Распределительный диктант.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.
-Приставки пре- и при- благодарят вас за помощь. Но что это? Только что легкий ветерок играл с листочками деревьев, и вдруг…. Разыгрался сильный ветер. Что же произошло?
- Сформулируйте правило.
Ученица читает стихотворение:
Есть тут правило простое,
Ты его запомни:
Если слово без приставки
Начиналось с буквы И,
То после приставки на согласный
Букву Ы пиши.
Ну а СВЕРХ – усвоить надо:
И всегда при ней:
Сверхизвестный, сверхискусный…
Но безызвестный, безыскусный
Ты пиши скорей.
•5. Задание:
Составьте 3 предложения на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх…нтересная игра, великолепно раз…граться, под…тожить результаты.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. Я думаю, все вы любите фокусы. В орфографической стране тоже есть свои фокусники. Они могут из 2 (иногда из 3) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.
•6. Игра «На вершине горы».
- Заполните таблицу словами.
•1. Путешественник по морям.
•2. Запас бензина.
•3. Помещение для совместного проживания людей.
•4. Человек, занимающийся пчелами.
•5. Аппарат, передвигающийся по луне.
- Вот мы и добрались до вершины горы. Как называются эти слова-«фокусники»?
- Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?
- В каких случаях пишется соединительная Е? А когда О?
7.У нас уже прошел Новый год. А у жителей страны этот праздник только начинается. И они также, как и мы, наряжают елку. Елка эта не совсем обычная – орфографическая.
(На доске укрепляется изображение елки; у каждого учащегося на парте – свое изображение. На веточках елки написаны названия орфограмм: а-о в корнях с чередованием, буквы ы-и после приставок, соединительные о и е в сложных словах, гласные в приставках пре- и при-).
Задание:
Учитель читает слова, а учащиеся прикрепляют цветные шары к веточкам елки. Один ученик работает на доске, остальные – на месте рисуют шарики карандашом на веточках своих елок.
Слова для «украшения» елки:
Приостановить, свежемороженый, сыграли, касаться, подгореть, прехорошенький, пылесос, сверхизобретательный, самолет, приуральский, прехорошенький.
(После окончания работы учащиеся сверяют количество шаров на веточках).
- Молодцы, ребята! Орфограммы нам сегодня преподнесли немало приятных сюрпризов. Но и мы прибыли к ним не с пустыми руками. Мы подарим им небольшой рассказ о нашем селе.
8.Задание:
Запишите текст, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания..
Гильчин пр…красное село. Село со сверх..нтересной историей. В селе живут добрые и веселые люди – зем…дельцы, животн…воды. Труд..любивые пахари работают на полях и ласковые лучи солнца к..саются их заг..релых лиц.
9.Домашнее задание: сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.
10.Подведение итогов.
- Посмотрите, как приветливо улыбаются нам часовые – наши Пятерки. Это говорит о том, что пора подвести итог урока – выставить оценки.
6