СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия развития дополнительного образования требуют принципиально новых подходов при организации деятельности обучающихся, где педагог дополнительного образования является ключевой фигурой, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению квалификации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач.

Просмотр содержимого документа
««Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования»»

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования»

Современные условия развития дополнительного образования требуют принципиально новых подходов при организации деятельности обучающихся, где педагог дополнительного образования является ключевой фигурой, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению квалификации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач.

Семинар – практикум «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования» ориентирован на анализ востребованности внедрения в образовательную деятельность инновационных практик, тематическое изучение понятий: научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, проект, исследование, практическое освоение алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Цель:изучение основ организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования.

Задачи:

1.проанализировать отношение ПДО к внедрению в образовательную деятельность Учреждения инновационных практик;

2.изучить понятия: научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, проект, исследование;

3. освоить алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности через выполнение командных практических заданий.

Время проведения: 1 ч. 20 мин.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы с заданиями, ручки, фломастеры.

Форма проведения: семинар-практикум.

План семинара-практикума

1.Теоретическая часть

1.1. Анализ анкетирования по теме «Востребованность внедрения в образовательную деятельность инновационных практик»

1.2. Основы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования.

2. Практическая часть

2.1. Составление алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

2.2. Презентация командами составленных алгоритмов

3. Рефлексия

Ход проведения

Анализ анкетирования по теме «Востребованность внедрения в образовательную деятельность инновационных практик»

Анкетированиепроведено 6-8 сентября 2016 г. среди 15 ПДО объединений МБОУ ДО ДДиЮ № 2 с целью определения востребованности у педагогов к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик по 7 параметрам:

отношение к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик;

педагоги Учреждения имеют достаточный уровень подготовки для участия в внедрении в образовательную деятельность инновационных практик;

готовы к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик;

необходима дополнительна подготовка для внедрения в образовательную деятельность инновационных практик;

инновационные практики обеспечивают повышение уровня знаний, умений, воспитанности обучающихся;

инновационные практики предполагают изменения позиции педагога по отношению к обучающимся;

результат внедрения в образовательную деятельность инновационных практик.

Результаты анкетирования представлены в гистограмме:

Представленная гистограмма отображает:

позитивное отношение 93% (14) педагогов к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик;

готовность 87% (13) педагогов к внедрению в образовательную деятельность инноваций;

востребованность у 100% (15) педагогов дополнительной подготовки (через школу педагога, консультации, самообразование) для внедрения в образовательную деятельность инновационных практик;

убежденность 100% (15) педагогов в том, что инновационные практики обеспечивают повышение уровня знаний, умений, воспитанности обучающихся и становятся результативными при самообразовании педагога и обмене опытом с коллегами

низкий уровень у 80% (12) педагогов при оценке опыта своих коллег по внедрению в образовательную деятельность инноваций;

изменение у 33% (5) педагогов позиции по отношению к обучающимся при внедрении в образовательную деятельность инновационных практик.

Вывод:

- организовать практики по обмену опытом по внедрению в образовательную деятельность инноваций (в течение учебного года).

Основы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования

В соответствии с современными требованиями к дополнительному образованию и государственными стандартами нового поколения особое внимание уделяется применению педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у обучающихся универсальных умений ставить и решать задачи для разрешения проблем, возникающих не только при обучении, профессиональном самоопределении, но и в повседневной жизни.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность.

 Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение, развитие у обучающихся исследовательского типа мышления. 

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, адаптивности к современным условиям жизни.

В проектно-исследовательской деятельностипроект рассматривается как какой-либо замысел или план, а исследованиестановится процессом выработки новых знаний и одним из видов познавательной деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценки реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Формы организации проектно- исследовательской деятельности:

-индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

Учреждение дополнительного образования уникально тем, что обучающиеся могут реализовать как свой индивидуальный проект, так и раскрыть свои таланты в групповом или коллективном проекте. Здесь педагогу дополнительного образования важно вовремя помочь ребенку поверить в свои силы.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, поэтому правильно организованная проектно-исследовательская деятельность станет отличным вспомогательным инструментом для совершенствования личностных качеств, умений и навыков обучающихся, развития интереса к различным видам проектов, которые включают:

-исследовательские проекты - по своей структуре напоминают научные исследования и предполагают выдвижение гипотезы и осуществление эксперимента, результатами которого становятся: обсуждение, формулирование и оформление выводов;

-творческие проекты - различны по своей структуре, в зависимости от вида деятельности, которой занимается ребенок. При этом результат проекта зависит от жанровой составляющей конечного результата (выпуск газеты, постановка спектакля, инсценировка, составление эссе, создание видеофильма, музыкального произведения, организация праздника и др.);

-игровые проекты, где ведущим видом при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся становится ролевая игра, с обозначением проблемы и цели, с примерным перечнем результатов по обозначенным задачам игры (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием, где могут стать литературными персонажами или выдуманными героями, имитирующими социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях);

-информационные проекты - учат детей анализировать и синтезировать полученную информацию (анализ литературных и интернет-источников по изучаемой проблеме);

-практико-ориентированные проекты, результатом которых может стать изделие (поделка), которое удовлетворяет конкретную потребность обучающегося.

Алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся:

-выбор темы;

-постановка проблем, выработка гипотез;

-определение цели и задач по решению обозначенным проблемам;

-определение предварительных результатов;

-исследование: сбор материала, работа в объединениях (музеях, библиотеках, мастерских) по изучаемой проблеме;

-консультации и индивидуальная работа педагога с обучающимися;

- обобщение и формулировка выводов (классификация, систематизация);

-оформление и презентация обучающимися выполненных исследований;

-рефлексия.

В результате правильно организованной проектно - исследовательской деятельности обучающиеся:

расширят кругозор по интересующей теме, систематизируют исходные представления о по обозначенным проблемам;

овладеют основами практико-ориентированных знаний в различных областях деятельности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре взаимоотношений и поведения в различных ситуациях;

познакомятся с различными способами взаимодействия, освоят навыки наблюдения и проведения опытов, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире.

Практическая часть

Составление алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Педагогам предлагается разделиться на группы по 2 человека, и, в соответствии с темой «Семья. Воспитание. Здоровье», последовательно выполняя задания, составить алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся объединений на учебный год:

Задание 1. Выделите (подчеркните) вид проектно-исследовательской деятельности, которая будет использована в вашей практике:

-исследовательский проект;

- творческий проект;

-игровой проект (ролевая игра);

-информационный проект;

-практико-ориентированный проект.

Задание 2.Обозначьте не менее 5 подтем по изучаемой теме (названия проектов -например: «Семейные ценности», «Уроки воспитания в моей семье», «Культура традиций», «Мое здоровье» «Мама, папа, я - здоровая семья», «Подарок для мамочки»)

Тема 1______________________________________________________________________

Тема 2______________________________________________________________________

Тема 3______________________________________________________________________

Тема 4______________________________________________________________________

Тема 5______________________________________________________________________

Задание 3.Определите темы исследований, которые обучающиеся смогут провести по одной из обозначенных подтем.

Название проекта____________________________________________________________

Исследование 1_______________________________________________________________

Исследование 2_______________________________________________________________

Исследование 3_______________________________________________________________

Исследование 4_______________________________________________________________

Исследование 5______________________________________________________________

Задание 4. Пропишите механизм, краткий план организации проектно-исследовательской деятельности (последовательный набор действий по реализации проектов, что и в каком порядке, в какие сроки они будут реализовываться:

-подготовительный этап (мероприятия по подготовке, сроки)________________________

____________________________________________________________________________

- основной этап (перечень основных мероприятий, сроки)___________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-заключительный этап (подведение итогов, аналитика, обмен опытом, сроки)__________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 5. Опишите краткие результаты проектно-исследовательской деятельности(например: 30 обучающихся приняли участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях; 20 человек привлечены для организации праздника; 5 мастер-классов проведено по темам; 30 сувениров подготовлено ко Дню пожилого человека; 40 человек стали участниками мастер-классов; 5 информационных заметок опубликовано в СМИ)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Презентация командами составленных алгоритмов

Каждая группа озвучивает составленный алгоритм и отвечает на уточняющие вопросы других педагогов.

Рефлексия

Педагогам предлагается заполнить и озвучить карточки с вопросами:

-применимы ли представленные алгоритмы для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся?_________________________________

___________________________________________________________________________

-возможна ли организация взаимодействия обучающегося, педагога и родителей в проектно-исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

-насколько целесообразна и эффективна организация проектно-исследовательской деятельности в объединениях учреждения дополнительного образования?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература и Интернет-ресурсы

В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Волгоград. 2010.

https://infourok.ru/proektnoissledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-700153.html

http://www.menobr.ru/article/52502-qqe-16-m8-organizaciya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-ychashihsya-etapi-podgotovki

http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-ivanovna-sorokina/proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.html

http://gigabaza.ru/doc/164032.html

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/220069-organizacija-proektno-issledovatelskoj-dejate




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!