СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профилактики интернет зависимых подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанные методические рекомендации для психологов, педагогов и родителей по коррекции личностных особенностей интернет зависимых подростков могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Организация профилактики интернет зависимых подростков»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ


Власенко Светлана Викторовна,

к.п.н., доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Маршакова Екатерина

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Для того, чтобы определить направления и содержание профилактики интернет-зависимости у подростков, необходимо уточнить факторы интернет-зависимости, приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Факторы интернет-зависимости

Факторы интернет-зависимости

%

1

Принадлежность к сетевой субкультуре

68% (15 чел)

2

Изменение состояния сознания в результате использования Интернета

79% (18 чел)

3

Восприятие Интернета как лучшего, по сравнению с реальной жизнью

58% (13 чел)

4

Одушевленность Интернета

89% (20чел)

5

Перенос нормы виртуального мира в реальный

74% (17 чел)

6

Исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером

100%(23 чел)

7

Изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или

100%(23 чел)

8

Стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером

100%(23 чел)

9

Раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером

94%(21чел)

10

Возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах

86% (18 чел)

11

Физиологические признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита)

72%(16 чел)


Таким образом, данные таблицы 1 позволяют составить социальный портрет подростка с интернет- зависимостью. Все указанные в таблице признаки выражены достаточно большими процентами. Каждый из интернет-зависимых подростков, определенных нами: одушевляет интернет; у них исчезает контроль за временем, проводимым в интернете; появляется состояние эйфории при контакте с компьютером; указанная категория подростков стремится увеличить время, проводимое за компьютером; 94% из указанной категории подростков испытывают раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером; в 86% возникают проблемы во взаимоотношениях в микросоциальных группах. Наглядно данные таблицы 1 представлены на рисунке 1.



Рисунок 1-Факторы интернет-зависимости


В таблице 2 отражены в основном факторы, касающиеся изменений в системе «подросток- компьютер».


Таблица 2 - Социальные отклонения подростков с интернет- зависимостью


Изменения

%(чел)

1

Изменения в режиме сна.

89% (20чел)

2

Потребность в скрытности.

94% (22 чел)

3

Игнорирование домашних забот.

100% (23 чел)

4

Очевидная ложь.

76% ( 17 чел)

5

Изменения в характере

100% (23 чел)

6

Общее безразличие

71%(16 чел)


Почти 90% интеренет-зависмых подростков проявляют негативное отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за компьютером. Как правило, первыми обращают внимание на избыточное времяпровождение в сети интернет окружающие (родители, учителя). У самого подростка критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Отметим субъективные ощущения интернет зависимых подростков за компьютером. Эти данные представлены в таблице 3.


Таблица 3- Субъективные ощущения интернет-зависимых подростков за компьютером


Ощущения

% (чел)

Решительность

76% (17 чел)

Удовольствие

100% (23 чел)

Хорошее настроение

100% (23 чел)

Всесилие

98% (22 чел)

Азарт

91% (21 чел)

Восторг

63% (14 чел)

Заинтересованность

100% (23 чел)

Любопытство

54% (12 чел)

Взволнованность

41% (9 чел)

Радость

52% (11 чел)

Безразличие

4% (1 чел)

Отдых и другое

86% (19 чел)

Неудовлетворение

8% (2чел)


Интернет-зависимые подростки считают, что контролируют время и могут остановиться в любое мгновение. Но многие подростки сознаются, что «дают себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение часа и больше». Попытки ограничить время проведения за компьютером являются неуспешными для 43% подростков. Таким образом, большинство из интернет-зависимых подростков, находясь за компьютером, испытывают удовольствие, азарт, у них улучшается настроение.

Находясь вне компьютера, интернет- зависимые подростки чувствуют скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Подавленность исчезает, как только они возвращаются назад к компьютеру. Большая часть обследованных отмечала влияние компьютерной деятельности на домашние дела, обучение. Проводя много времени в интернете, у подростков не остается времени на что-то другое. Развитие интернет - зависимости постепенно приводит к нарушению режимов сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В результате, это отражается на физическом здоровье. Специфическая нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы рук, особенно на правой верхней конечности, пренебрежение регулярностью питания, ночным отдыхом, адекватными физическими упражнениями -все это негативно отражается на физическом состоянии.

В результате нарушения психофизиологических нормативов и эргономичных требований к деятельности за компьютером появляется риск возникновения головной боли по типу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти. Подросток пренебрегает личной гигиеной, употреблением еды, сном, а со временем даже нормальный сон изменяется (часто просыпается ночью, не может долго заснуть, видит кошмары). Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки программы социально-педагогической профилактики, направленной на улучшение социальной адаптации подростков, межличностных отношений, ознакомление с особенностями развития интернет- зависимости и возможными ее последствиями.

Таким образом личностная сфера подростков с признаками интеренет-зависимого поведения претерпевает существенные изменения и нуждается в коррекции. Коррекция личностной сферы требует больших сил не только от социального педагога, но и от всего педагогического коллектива. Кроме того, интернет-зависимость подвергается коррекции с большим трудом. Поэтому гораздо целесообразнее не допускать признаков интернет-зависимого поведения и заранее, систематически осуществлять психолого-педагогическую профилактику интернет –зависимости уподростков.

Результаты предыдущего этапа исследования показали, что подросток, имеющий интернет- зависимость, обладает определенными признаками. Остановимся на них.

1. Изменения в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому человеку придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше, чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.

2. Потребность в скрытности - если кто-то начинает лгать в реальной жизни, то это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои виртуальные отношения от семьи. В первую очередь это может выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты, запираться на ключ. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.

3. Игнорирование домашних забот - с возрастанием времени, проведенного он-лайн, время отведенное на выполнение домашних обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными. Это не является автоматическим знаком кибер-зависимости, но должно послужить знаком, что внимание человека обращено на что-то другое.

4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.

5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета.

6. Общее безразличие к семье - эти подростки просто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей Интернет. Они выполняют свои обязанности как какие-то ритуалы безо всякого интереса. Они избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях. Подростки перестают стремиться к общению с противоположным полом, избегают всяких разговоров на эту тему.

На основании теоретического анализа проблемы компьютерной зависимости и результатов выявления у подростков компьютерной зависимости был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков.

Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арттерапевтические упражнения (групповой рисунок, «Прекрасный ужасный рисунок»), игры-испытания.

Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении.

Длительность занятия – 1 урок, два раза в неделю.

Общее количество часов – 10 (10 занятий).

Предполагаемый результат эффективности:

- повышение информированности подростков об опасной компьютерной зависимости;

- профилактика компьютерной зависимости подростков.

Целевая группа: подростки с различным уровнем развития компьютерной зависимости.

Данный комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на коррекцию компьютерной зависимости подростков, состоял из 10 занятий, которые были разбиты на три этапа: организационный, основной и заключительный.

В основное содержание занятия входили разработанные упражнения, приемы мозгового штурма, ролевые игры.

Упражнения, использованные на занятиях, способствовали: созданию в группе оптимального уровня эмоционального напряжения; включению участников группы в процесс самосовершенствования; улучшению взаимоотношений между участниками группы.

Кроме того программа ориентирована на формирование средств самопознания участников, на увеличение представлений о личной значимости, на формирование мотивов межличностных взаимоотношений, уверенности в собственных силах, а кроме того возможности наиболее благополучно осуществлять себя в действии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить участника средствами, дозволяющими ему более результативно входить во взаимодействия, разрешать поставленные перед ним ежедневные задачи

Тематический план комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на профилактику компьютерной зависимости подростков представлен в таблице 4.


Таблица 4- Тематический план комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на профилактику компьютерной зависимости подростков


п/п

Тема и цель занятия

Содержание и

форма проведения

Материалы


Организационный этап

1.

Цель: установления контакта и

сплочение коллектива, создание

доверительных отношений

Знакомство. Упражнение

«Неужели это я?»

«Подъем». «Паутина»

Рефлексия. «Свечка»

– примерные

правила

- бумага

- ручка

2.

Цель: продолжать знакомится,

устанавливать контакт, закрепить знакомство друг с другом.

«Представь друга»

«Живой шрифт»

«Круг». «Ниточка и иголочка». Упражнение на завершение: Аплодисменты»

- макет

вопросника

- бумага

- ручка

Основной этап

3.

Цель: снижение уровня

компьютерной зависимости,

снятие напряженности,

развитие самосознания.

Упражнение на снятие

напряженности :

«Колечко». «Что важнее»

«Самогипноз». Рефлексия

- бумага

- ручка

- сердечник

от изоленты

4.

Цель: формирование личного

отношения к жизни, к

конкретной ситуации,

избавление от негативных эмоций

Упражнение

«Прекрасный ужасный

рисунок». «Я и мой жизненный путь»


- бумага

- ручка

5.

Цель: устанавливать контакт,

разрядить обстановку,

снижение уровня стрессового

состояния

Упражнение

«Бумажные мячики»

«Снежки». «Создание линии

времени». «Работа с

беспокойством».

-Старые

газеты

-ручка

-бумага

6.

Цель: проявление интереса к

сверстнику и желание найти у

него хорошие черты, снижение

уровня компьютерной

зависимости.

Упражнение:

«Конкурс хвастунов»

«Работа с

привязанностью»

«Интернет-склад»

- бумага

- ручка

7

Цель: помочь выявить скрытые

желания, тайные мечты,

сформировать точные образы и

составить план действия по его

выполнению.

Упражнение

«Черепаха»

«Круг субличностей»

«По следам субличностей»

Рефлексия

- бумага

- ручка

-цветные

карандаши

-фломастеры

8

Цель: осознание участниками

последствий состояния

зависимого поведения;

развитие у подростков навыков,

способствующих

положительному восприятию

реальности

Ролевая игра «Свобода

от зависимости»

Упражнение

«Избавляемся от

негативных слов»

- бумага

- ручка

-цветные

карандаши

-фломастеры

-мяч

9

Цель: учить подростков

держать положительный

настрой; снятие эмоционального

напряжения, повышение

настроения

Упражнения:

«Мой идеальный день»

«Умение благодарить»

«Визуализация»

«Дождик»

-бумага

-ручка

-цветные

карандаши

-фломастеры

Заключительный этап

10

Цель: формирование умения

эмоционального контроля,

выявление и закрепление

наиболее эффективных

способов контролирования

компьютерной зависимости.

лекции-беседы

круглый стол

Рефлексия

Подведение итогов

- бумага

- ручка

-цветные

карандаши

-фломастеры

-тексты

ролей


На основании проделанной работы мы смогли составить методические рекомендации родителям по профилактике интернет- зависимости детей и подростков.

Часто причиной возникновения интернет- зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка.

При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.




Скачать

© 2023, 68 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!