ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Власенко Светлана Викторовна,
к.п.н., доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Маршакова Екатерина
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Для того, чтобы определить направления и содержание профилактики интернет-зависимости у подростков, необходимо уточнить факторы интернет-зависимости, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Факторы интернет-зависимости
№ | Факторы интернет-зависимости | % |
1 | Принадлежность к сетевой субкультуре | 68% (15 чел) |
2 | Изменение состояния сознания в результате использования Интернета | 79% (18 чел) |
3 | Восприятие Интернета как лучшего, по сравнению с реальной жизнью | 58% (13 чел) |
4 | Одушевленность Интернета | 89% (20чел) |
5 | Перенос нормы виртуального мира в реальный | 74% (17 чел) |
6 | Исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером | 100%(23 чел) |
7 | Изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или | 100%(23 чел) |
8 | Стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером | 100%(23 чел) |
9 | Раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером | 94%(21чел) |
10 | Возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах | 86% (18 чел) |
11 | Физиологические признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита) | 72%(16 чел) |
Таким образом, данные таблицы 1 позволяют составить социальный портрет подростка с интернет- зависимостью. Все указанные в таблице признаки выражены достаточно большими процентами. Каждый из интернет-зависимых подростков, определенных нами: одушевляет интернет; у них исчезает контроль за временем, проводимым в интернете; появляется состояние эйфории при контакте с компьютером; указанная категория подростков стремится увеличить время, проводимое за компьютером; 94% из указанной категории подростков испытывают раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером; в 86% возникают проблемы во взаимоотношениях в микросоциальных группах. Наглядно данные таблицы 1 представлены на рисунке 1.
Рисунок 1-Факторы интернет-зависимости
В таблице 2 отражены в основном факторы, касающиеся изменений в системе «подросток- компьютер».
Таблица 2 - Социальные отклонения подростков с интернет- зависимостью
№ | Изменения | %(чел) |
1 | Изменения в режиме сна. | 89% (20чел) |
2 | Потребность в скрытности. | 94% (22 чел) |
3 | Игнорирование домашних забот. | 100% (23 чел) |
4 | Очевидная ложь. | 76% ( 17 чел) |
5 | Изменения в характере | 100% (23 чел) |
6 | Общее безразличие | 71%(16 чел) |
Почти 90% интеренет-зависмых подростков проявляют негативное отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за компьютером. Как правило, первыми обращают внимание на избыточное времяпровождение в сети интернет окружающие (родители, учителя). У самого подростка критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Отметим субъективные ощущения интернет зависимых подростков за компьютером. Эти данные представлены в таблице 3.
Таблица 3- Субъективные ощущения интернет-зависимых подростков за компьютером
Ощущения | % (чел) |
Решительность | 76% (17 чел) |
Удовольствие | 100% (23 чел) |
Хорошее настроение | 100% (23 чел) |
Всесилие | 98% (22 чел) |
Азарт | 91% (21 чел) |
Восторг | 63% (14 чел) |
Заинтересованность | 100% (23 чел) |
Любопытство | 54% (12 чел) |
Взволнованность | 41% (9 чел) |
Радость | 52% (11 чел) |
Безразличие | 4% (1 чел) |
Отдых и другое | 86% (19 чел) |
Неудовлетворение | 8% (2чел) |
Интернет-зависимые подростки считают, что контролируют время и могут остановиться в любое мгновение. Но многие подростки сознаются, что «дают себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение часа и больше». Попытки ограничить время проведения за компьютером являются неуспешными для 43% подростков. Таким образом, большинство из интернет-зависимых подростков, находясь за компьютером, испытывают удовольствие, азарт, у них улучшается настроение.
Находясь вне компьютера, интернет- зависимые подростки чувствуют скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Подавленность исчезает, как только они возвращаются назад к компьютеру. Большая часть обследованных отмечала влияние компьютерной деятельности на домашние дела, обучение. Проводя много времени в интернете, у подростков не остается времени на что-то другое. Развитие интернет - зависимости постепенно приводит к нарушению режимов сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В результате, это отражается на физическом здоровье. Специфическая нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы рук, особенно на правой верхней конечности, пренебрежение регулярностью питания, ночным отдыхом, адекватными физическими упражнениями -все это негативно отражается на физическом состоянии.
В результате нарушения психофизиологических нормативов и эргономичных требований к деятельности за компьютером появляется риск возникновения головной боли по типу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти. Подросток пренебрегает личной гигиеной, употреблением еды, сном, а со временем даже нормальный сон изменяется (часто просыпается ночью, не может долго заснуть, видит кошмары). Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки программы социально-педагогической профилактики, направленной на улучшение социальной адаптации подростков, межличностных отношений, ознакомление с особенностями развития интернет- зависимости и возможными ее последствиями.
Таким образом личностная сфера подростков с признаками интеренет-зависимого поведения претерпевает существенные изменения и нуждается в коррекции. Коррекция личностной сферы требует больших сил не только от социального педагога, но и от всего педагогического коллектива. Кроме того, интернет-зависимость подвергается коррекции с большим трудом. Поэтому гораздо целесообразнее не допускать признаков интернет-зависимого поведения и заранее, систематически осуществлять психолого-педагогическую профилактику интернет –зависимости уподростков.
Результаты предыдущего этапа исследования показали, что подросток, имеющий интернет- зависимость, обладает определенными признаками. Остановимся на них.
1. Изменения в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому человеку придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше, чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.
2. Потребность в скрытности - если кто-то начинает лгать в реальной жизни, то это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои виртуальные отношения от семьи. В первую очередь это может выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты, запираться на ключ. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.
3. Игнорирование домашних забот - с возрастанием времени, проведенного он-лайн, время отведенное на выполнение домашних обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными. Это не является автоматическим знаком кибер-зависимости, но должно послужить знаком, что внимание человека обращено на что-то другое.
4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.
5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета.
6. Общее безразличие к семье - эти подростки просто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей Интернет. Они выполняют свои обязанности как какие-то ритуалы безо всякого интереса. Они избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях. Подростки перестают стремиться к общению с противоположным полом, избегают всяких разговоров на эту тему.
На основании теоретического анализа проблемы компьютерной зависимости и результатов выявления у подростков компьютерной зависимости был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков.
Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арттерапевтические упражнения (групповой рисунок, «Прекрасный ужасный рисунок»), игры-испытания.
Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении.
Длительность занятия – 1 урок, два раза в неделю.
Общее количество часов – 10 (10 занятий).
Предполагаемый результат эффективности:
- повышение информированности подростков об опасной компьютерной зависимости;
- профилактика компьютерной зависимости подростков.
Целевая группа: подростки с различным уровнем развития компьютерной зависимости.
Данный комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на коррекцию компьютерной зависимости подростков, состоял из 10 занятий, которые были разбиты на три этапа: организационный, основной и заключительный.
В основное содержание занятия входили разработанные упражнения, приемы мозгового штурма, ролевые игры.
Упражнения, использованные на занятиях, способствовали: созданию в группе оптимального уровня эмоционального напряжения; включению участников группы в процесс самосовершенствования; улучшению взаимоотношений между участниками группы.
Кроме того программа ориентирована на формирование средств самопознания участников, на увеличение представлений о личной значимости, на формирование мотивов межличностных взаимоотношений, уверенности в собственных силах, а кроме того возможности наиболее благополучно осуществлять себя в действии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить участника средствами, дозволяющими ему более результативно входить во взаимодействия, разрешать поставленные перед ним ежедневные задачи
Тематический план комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на профилактику компьютерной зависимости подростков представлен в таблице 4.
Таблица 4- Тематический план комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на профилактику компьютерной зависимости подростков
№ п/п | Тема и цель занятия | Содержание и форма проведения | Материалы |
Организационный этап |
1. | Цель: установления контакта и сплочение коллектива, создание доверительных отношений | Знакомство. Упражнение «Неужели это я?» «Подъем». «Паутина» Рефлексия. «Свечка» | – примерные правила - бумага - ручка |
2. | Цель: продолжать знакомится, устанавливать контакт, закрепить знакомство друг с другом. | «Представь друга» «Живой шрифт» «Круг». «Ниточка и иголочка». Упражнение на завершение: Аплодисменты» | - макет вопросника - бумага - ручка |
Основной этап |
3. | Цель: снижение уровня компьютерной зависимости, снятие напряженности, развитие самосознания. | Упражнение на снятие напряженности : «Колечко». «Что важнее» «Самогипноз». Рефлексия | - бумага - ручка - сердечник от изоленты |
4. | Цель: формирование личного отношения к жизни, к конкретной ситуации, избавление от негативных эмоций | Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок». «Я и мой жизненный путь» | - бумага - ручка |
5. | Цель: устанавливать контакт, разрядить обстановку, снижение уровня стрессового состояния | Упражнение «Бумажные мячики» «Снежки». «Создание линии времени». «Работа с беспокойством». | -Старые газеты -ручка -бумага |
6. | Цель: проявление интереса к сверстнику и желание найти у него хорошие черты, снижение уровня компьютерной зависимости. | Упражнение: «Конкурс хвастунов» «Работа с привязанностью» «Интернет-склад» | - бумага - ручка |
7 | Цель: помочь выявить скрытые желания, тайные мечты, сформировать точные образы и составить план действия по его выполнению. | Упражнение «Черепаха» «Круг субличностей» «По следам субличностей» Рефлексия | - бумага - ручка -цветные карандаши -фломастеры |
8 | Цель: осознание участниками последствий состояния зависимого поведения; развитие у подростков навыков, способствующих положительному восприятию реальности | Ролевая игра «Свобода от зависимости» Упражнение «Избавляемся от негативных слов» | - бумага - ручка -цветные карандаши -фломастеры -мяч |
9 | Цель: учить подростков держать положительный настрой; снятие эмоционального напряжения, повышение настроения | Упражнения: «Мой идеальный день» «Умение благодарить» «Визуализация» «Дождик» | -бумага -ручка -цветные карандаши -фломастеры |
Заключительный этап |
10 | Цель: формирование умения эмоционального контроля, выявление и закрепление наиболее эффективных способов контролирования компьютерной зависимости. | лекции-беседы круглый стол Рефлексия Подведение итогов | - бумага - ручка -цветные карандаши -фломастеры -тексты ролей |
На основании проделанной работы мы смогли составить методические рекомендации родителям по профилактике интернет- зависимости детей и подростков.
Часто причиной возникновения интернет- зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.
Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка.
При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.