Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и умственной отсталостью»
Баязитова Эльвира Мухаметовна, учитель
ГБОУ РЦДО
Организация профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и умственной отсталостью
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Реформа образовательной системы обнажила и проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными отклонениями. Дети с нарушением интеллекта – это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. [1]
Основной формой работы при дистанционном образовании является урок в режиме on_line с помощью Skype. Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей с умственной отсталостью эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание учащихся. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:
профессионально – ориентационные беседы;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах
Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.
Литература:
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2004;
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000;