Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, оказавшихся по результатам СПТ в группе «явного риска».
Педагог-психолог МБОУ СШ№9:
С.В.Кислякова
Единая методика социально-психологического тестирования
Проходит обязательную апробацию в регионах Российской Федерации:
Единая методика СПТ используется
с 2019 года
А-110 для обучающихся 7 – 9 классов
В-140 для обучающихся 10-11 классов
С-140 для обучающихся ПОО и ВО
Проходит обязательную апробацию в регионах Российской Федерации
А-130 для обучающихся 7 – 9 классов
В- 170 для обучающихся 10 – 11 классов
С- 170 для обучающихся ПОО и ВО
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся
Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах» ст.53.4 Раннее выявление незаконного потребления
Раннее выявление незаконного наркопотребления в
2 этапа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 15.1 пункта 3 ст. 28)
Федеральный закон от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (пункт 7 ст.14)
Порядок проведения социально-психологического тестирования
Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 №59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического»
Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 №59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического»
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 21.09.2023г. № 1901-р «Об организации социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Ульяновской области, в 2023/2024 учебном году»
Цель проведения СПТ - Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте (в презентации Н.Ю Патьковой)
Сроки проведения – 02.10.2023-02.11.2023 (Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области № 1901-р от 21.09.2023г.)
Основные принципы проведения СПТ : добровольность (с согласия родителей 13 до 15 лет; с согласия обучающегося – с 15 лет) и конфедициальность.
Факторы риска – условия повышающие угрозу
вовлечения в зависимое поведение
Изменения в методике в соответствии с рекомендациями:
Обновленная методика СПТ:
1. Плохая приспособляемость, зависимость
2. Потребность во внимании группы
3. Принятие ассоциальных (аддиктивных установок)
4.Стремление к риску
5. Импульсивность
6. Тревожность
7. Фрустрированность
8. Склонность к делинквентности
- Потребность в одобрении
- Принятие ассоциальных установок социума
- Подверженность влиянию группы
- Склонность к риску
- Импульсивность
- Тревожность
- Фрустрация
- Наркопотребление в ближайшем окружении
Дата
Мероприятие
01.09.2023 – 13.10.2023
Проведение информационно-разъяснительной кампании с родителями и мотивационной работы с обучающимися
13.10.2023 – 13.11.2023
Проведение социально-психологического тестирования в образовательных организациях
До 15 декабря 2023
Направляют списки обучающихся для проведения медицинских профилактических осмотров
Январь – май
Оказывают содействие в организации профилактических медицинских осмотров
Январь – май
На основании полученных результатов разрабатывают мероприятия по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся «группы риска»
План проведения СПТ в 2023/2024 учебном году ( согласно презентации от Н.Ю.Патьковой)
Описание групп вероятности рискового (в том числе аддиктивного) поведения
- У обучающегося сформированы механизмы защиты от рисковых форм поведения и вероятность рискового поведения минимальна. Обучающийся относится к группе социально-нормативных лиц, отличается позитивной социализацией
- У обучающегося сформированы механизмы защиты от рисковых форм поведения и вероятность рискового поведения минимальна. Обучающийся относится к группе социально-нормативных лиц, отличается позитивной социализацией
Обучающиеся с низкой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения
- Механизмы защиты могут противодействовать формам риска, но защита работает на пределе. Это обучающиеся с формирующимся рисковым (в том числе аддиктивным) поведением, которое может проявиться ситуативно
- Механизмы защиты могут противодействовать формам риска, но защита работает на пределе. Это обучающиеся с формирующимся рисковым (в том числе аддиктивным) поведением, которое может проявиться ситуативно
Обучающиеся со средней вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения
- Механизмы защиты слабы, давление факторов риска доминирует. Отсутствует эффективная защита и реализуются рисковые формы. У обучающихся присутствуют устойчивые, регулярно повторяющиеся паттерны рискового поведения.
- Механизмы защиты слабы, давление факторов риска доминирует. Отсутствует эффективная защита и реализуются рисковые формы. У обучающихся присутствуют устойчивые, регулярно повторяющиеся паттерны рискового поведения.
Обучающиеся с высокой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения
Обучающиеся с высочайшей вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения
- Данная группа отличается устойчивым доминированием факторов риска над факторами защиты. Рисковые формы поведения привычны и типичны для данного обучающегося. Нормативные ценности, правила поведения отрицаются. И игнорируются.
- Данная группа отличается устойчивым доминированием факторов риска над факторами защиты. Рисковые формы поведения привычны и типичны для данного обучающегося. Нормативные ценности, правила поведения отрицаются. И игнорируются.
План индивидуальной работы педагога-психолога
№ п/п
Название мероприятия
1.
Сроки проведения
Консультирование родителей и обучающегося по результатам СПТ, получение согласие на психолого-педагогическое сопровождение по результатам СПТ
2.
3
отметка о выполнении
В течение 14 дней, после получения информации
Ознакомление с результатами СПТ
4
Консультирование родителей и обучающегося по результатам СПТ
В течение 14 дней, после получения согласия
5
В течение 14 дней, после получения согласия
Углубленная психодиагностика с целью выявления вероятности факторов проявлений рискового ( в т.ч. аддиктивного) поведения
В течение 14 дней, после ознакомления с результатами СПТ
Проведение индивидуальных тематических занятий с обучающимся с учетом углубленной психодиагностики
6
В течение реализации программы
Проведение иных форм работы психолого-педагогического сопровождения
При необходимости
1 шаг. Консультирование родителей и обучающегося по результатам СПТ, получение согласие на психолого-педагогическое сопровождение по результатам СПТ
Информационное письмо и информационное согласие
Директору МБОУ СШ №9 им.Г.Ф.Полнова
Уважаемые ______________________________!
Е.Н.Купряевой
Информационное согласие
Я ______________,являюсь родителем несовершеннолетнего ____________обучающегося (ейся) ___ класса ___, даю/ не даю добровольное согласие на ознакомление с результатами социально психологического тестирования педагогу-психологу МБОУ СШ № 9 им.Г.Ф.Полнова Кисляковой Светлане Владимировне и на дальнейшую работу с моим ребенком ________________________________________________________
Уведомляю вас, что в соответствии с распоряжением Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 21.09.2023 года №1901-р в октябре 2023 года, в МБОУ СШ № 9 им.Г.Ф.Полнова проводилось с вашего согласия, социально-психологическое тестирование.
Данное обследование позволяет выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической «устойчивости» личности. Тестирование проводилось с использование информационных технологий в онлайн формате, без разглашения результатов, конфиденциально.
Я получил(а) объяснения: о целях тестирования; о конфиденциальности проведения тестирования, его продолжительности, информацию об использовании результатов; о возможности получения информации и рекомендаций по результатам тестирования. Оператор тестирования имеет право на сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, а также обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Я полностью удовлетворен (а) полученными сведениями.
С результатами исследования вы можете ознакомится в личной кабине на сайте https ://73. armbos . ru , зная логин и пароль.
«___ » ____________202___ г
В настоящее время МБОУ СШ №9 располагает статистическими сведениями, о том, что по результатам диагностического исследования обучающийся находится в группе «Явный риск». Для входа в личный кабинет и доступа к результатам диагностики и на последующую работу педагогом-психологом Кисляковой С.В. требуется разрешения ребенка и родителя.
Подпись обучающегося ___
Подпись родителя________
Прошу Вас заполнить информационное согласие (отказ) на работу с результатами диагностики.
Директор МБОУ СШ №9 Е.Н.Купряева
2 шаг. Ознакомление с результатами СПТ
Факторы защиты – повышающие устойчивость
к факторам риска
Изменения в методике в соответствии с рекомендациями:
Обновленная методика СПТ:
- Принятие родителями
- Принятие одноклассниками
- Социальная активность
- Самоконтроль поведения
- Самоэффективность
- Адаптированность к нормам
- Фрустрационная устойчивость
- Дружелюбие, открытость
- Принятие родителями
- Принятие одноклассниками
- Самоконтроль поведения
- Самоэффективность
- Социальная активность
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся
Платформа
73.armbos.ru
3 шаг. Консультирование родителей и обучающегося по результатам СПТ
4 шаг. Углубленная психодиагностика с целью выявления вероятности факторов проявлений рискового ( в т.ч. аддиктивного) поведения
Углубленная психодиагностика с целью выявления вероятности факторов проявлений рискового ( в т.ч. аддиктивного) поведения включает в себя такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ анамнестических и биографических данных , диагностическая беседа. Могут быть использованы и специальные психодиагностики:
№
Шкала
1
Плохая приспособляемость, зависимость
2
Потребность во внимании группы
3
Принятие асоциальных, (аддиктивных) установок
4
5
Стремление к риску
импульсивность
6
Тревожность
7
Принятие родителями
8
Принятие одноклассниками
9
Социальная активность
10
Самоконтроль поведения
11
Адаптированность к нормам
12
Фрустрационная устойчивость
методики
-Т.Люшера
- Самооценка психических состояний Айзенк
Т.Люшера
СОП (А.Н.Орел)
-Т.Люшера, СОП (А.Н.Орел)
-Т.Люшера, рисуночные методики, СОП (А.Н.Орел)
- Т.Люшера, рисуночные методики, Самооценка психических состояний Айзенк
-Диагностика семейной адаптации ОЛСОН, Подростки о родителях (Шафер)
социометрия
-
- Самооценка психических состояний Айзенк, Стресс-тест
-Самооценка психических состояний Айзенк
-Т.Люшера, рисуночные методики,
- Самооценка психических состояний Айзенк
Высочайшая вероятность проявления рискового
(в том числе аддиктивного) поведения
устойчивое доминирование факторов риска над факторами защиты. Рисковые формы поведения привычны и типичны для данного обучающегося. Нормативные ценности, правила поведения отрицаются. И игнорируются.
Из 14 обучающихся МБОУ СШ№9 под данное описание может подойти только 1 человек (№9) ( с выраженной игровой зависимостью).
При этом, те или иные сложности социальной адаптации подтвердились у всех обучающихся, оказавшихся в рассматриваемой группе. Причем, 3 человека - «новички», недавно прибывшие в наш город; 10 – имеют какие-либо сложности в семье.
№ пп
Аддикция не выявлена / выявлена ( какая)
1
Аддикция не выявлена , но есть сложности социальной адаптации в связи с высокой ранимостью, коммуникативной незрелостью, неумением вести себя в конфликтных ситуациях
2
Аддикция (рисковое поведение) не выявлена, но есть потребность высокая в получении социального признания (в семье, школе, городе, стране, мире)
3
Возможно, есть умерено выраженная игровая зависимость; есть сложности социальной адаптации в связи с высокой ранимостью, коммуникативной незрелостью, неумением вести себя в конфликтных ситуациях. К тому же семья осенью 2023 переехала из Крыма, идет адаптация в целом к новой среде.
4
Аддикция не выявлена , но выявлена выраженая ведомость в поведении
5
Аддикция не выявлена , но свойственна высокая ранимость и острое ощущение недостатка внимания и тепла со стороны родителей
6
Аддикция требует дальнейшего уточнения. Есть сложности социальной адаптации . Ребенок с ОВЗ.
7
Аддикция не выявлена , но есть сложности социальной адаптации в связи с высокой тревожностью ( летом из села в город семья переехала, адаптация в целом к новой среде)
8
Аддикция не выявлена, но есть сложности социальной адаптации в связи с двуязычием и принадлежности к иной культуре (таджики)
9
Аддикция – выраженная игровая зависимость
10
Аддикция не выявлена , но в ряде случаев подросток имеет сложности социальной адаптации в связи с высокой тревожностью и коммуникативной незрелостью
11
Аддикция не выявлена , но есть выраженная зависимость от референтной группы и высокая ранимость.
12
Аддикция не выявлена , но есть сложности социальной адаптации в связи в том числе с семейной ситуацией: отец –мусульманин, придерживающийся строгих традиций, мать с отчимом – сторонники обычных, нерелигиозных традиций. При этом, у подростка есть потребность в признании референтной группы . Двойственность положения.
13
Аддикция не выявлена , но есть сложности социальной адаптации в связи со сниженным адаптивным ресурсом ( у мамы инвалидность недавно установили) , высокой тревожностью, фрустрационной неустойчивостью
14
Аддикция не выявлена , но есть сложности социальной адаптации в связи со сниженным адаптивным ресурсом ( недавно ее мать была ЛРП, подросток привыкает жить с опекуном, осенью 2023 девушка в связи с изменением в семье – переехала из Тольятти в Димитровград,
С одноклассниками на момент проведения СПТ подружиться еще не успела.
5 шаг. Проведение индивидуальных тематических занятий с обучающимся с учетом углубленной психодиагностики
6 шаг. Проведение иных форм работы психолого-педагогического сопровождения
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающие занятия, консультирование психопрофилактика
ИНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ - взаимодействие с системой здравоохранения -взаимодействие с правоохранительными органами - посещение по месту жительства - вовлечение обучающихся в различные занятия по допобразованию (кружки, студии, секции и пр) - привлечение к школьным мероприятиям по внеучебной деятельности; - представление на ППК; - рассмотрение на Совете профилактики.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!