МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
Организация работы и внеурочная деятельность с детьми ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Классный руководитель, учитель:
Гасанова Ольга Викторовна
2018-2020 гг
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации П 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1)создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья …
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
П 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность .
« Образование для всех»
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. .
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка 2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка 3) отслеживание динамики развития ребенка 4) взаимодействие со специалистами и родителями 5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка 6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно- развивающую
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсо- моторного развития 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 3. Развитие основных мыслительных операций 4 Развитие различных видов мышления 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 6. Развитие речи, овладение техникой речи 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работала два года как классный руководитель и учитель предметник. В данный период, после выхода из декретного отпуска, у меня обучается всего лишь один (вновь пришедший) ученик, остальные успешно выпустились из школы и пошли обучаться на профессию).
По заключению ПМПК 3.05.2017 года моим ученикам установлен был статус ребёнка с ОВЗ. Рекомендованы специальные образовательные условия, т.е. обучение в образовательном учреждении по АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мной, как педагогом, используются следующие методические приемы: Поэтапное разъяснение заданий; Последовательное выполнение заданий; Повторение учащемуся инструкции к выполнению задания; Близость к учащемуся во время объяснения задания. Перемена видов деятельности: Предоставление дополнительного времени для завершения задания; Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
Активная внеурочная и досуговая деятельность.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Индивидуальное оценивание ответов учащегося с ОВЗ:
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; Разрешение переделать задание, с которым он не справился; Оценка переделанных работ;
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Прочные знания - это знания осознанные. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с ребёнком ОВЗ применяю следующие подходы: индивидуальный подход; предотвращение наступления утомляемости; активизация познавательной деятельности; обогащение знаниями об окружающем мире; проявление педагогического такта.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда, взаимосвязь с родителями в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Внеурочная деятельность.
Наши успехи и достижения !
Награждения участников МКОУ «Усть-Ницинской СОШ»
в Слободо-Туринском муниципальном районе в первом этапе областного фестиваля творчества детей с ОВЗ «Мы всё можем!» в 2019 году
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!