СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация повторения учебного материала

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья даст возможность учителю правильно организовать повторение на уроке.Здесь подобраны упражнения,которые можно использовать на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Организация повторения учебного материала»

Организация повторения учебного материала

Повторение играет очень большую роль, как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка. Повторение пройденного материала - предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, - содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем быстро движется вперед. В зависимости от целей и содержания повторение может быть:

1) в начале учебного года;

2) текущее (ежедневное);

3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);

4) итоговое (повторение материала, пройденного в течение учебного года).

Каждый из этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.

Повторение в начале учебного года.

Цель: восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

Особенности организации: каждый учитель должен планировать материал повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний.

Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году в процессе обобщения и систематизации знаний.

Методические требования к организации повторения:

не рекомендуется при повторении использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.

Задания, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;

творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.

Текущее (ежедневное) повторение.

Цели: - закрепить материал; - тренировать, развивать и закреплять умения и навыки, - увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их причины.

Особенности организации: текущее повторение дает возможность осуществлять сопоставление новых знаний с явлениями известными, устанавливать между ними сходство и различие, способствует формированию навыков при успешном использовании различных заданий как на уроке, так и дома.

Методические требования к организации повторения:

1) правильно распределять материал повторения во времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться к нему слишком долго;

2) повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока;

3) осуществление дифференцированного подхода в обучении.

Тематическое повторение.

Цель: систематизировать знания, полученные детьми при изучении определенной темы или раздела.

Особенности организации: важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности, которая дала бы возможность представить полученные по теме сведения в системе, в их взаимосвязи. Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц или схем не затруднит детей, если они составляли их постепенно, в течение всех уроков повторения.

Тематическое повторение – заключительный этап работы над темой, поэтому тематическое повторение должно стать началом итогового повторения.

Итоговое повторение (в конце учебного года).

Цель: за сравнительно короткое время - повторить большой объем материала; - привести в систему сведения, полученные учащимися в течение года; - закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся.

Особенности организации:

итоговое повторение принесёт пользу и будет успешным только при условии, если учитель в течение всего года уделял серьезное внимание и текущему повторению, и повторению тематическому.

Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по содержанию и форме заданий .

Учитель, используя различные задания при повторении, опирается на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует формированию навыков у школьников. Знания закрепляются и углубляются путем повторения действий. В ходе выполнения заданий осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи, знания углубляются, конкретизируются, осмысливаются и преодолеваются трудности, обусловленные применением правил, происходит упрощение способов оперирования знаниями.

Эффективность упражнений определяется рядом действий:

1) проводиться систематически, способствовать условиям и этапам формирования навыков;

2) велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий, понимания этих действий;

3) упражнения должны быть посильными для учащихся и в то же время включать трудности, постепенно их увеличивая;

4) эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их выполнение активизирует познавательные способности младших школьников.

Задания различаются по назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности работы над дидактическим материалом, по форме речи выполняемых работ и другим признакам.

Рассмотрим классификацию упражнений, которую описывает М. Р. Львов.

1) По цели, назначению: обучающие и контрольные. Данные классификационные наименования являются условными. Контрольные упражнения также являются обучающими: они выполняются при максимальном внимании.

2) По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические. К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение примеров с последующим объяснением орфографии и другое; к синтетическим – описывание приложений со вставкой пропущенный букв, подбор предложений на данное правило и так далее.

3) По дидактическому материалу.

Дидактический материал может состоять из отдельный слов, отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал дается в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический материал не прилагается, а даются указания для его составления (написание изложений, сочинений).

4) По характеру работы над дидактическим материалом. Для одних упражнений дидактический материал не меняется (орфографический разбор), для других в дидактический материал вносят разного рода изменения (творческий диктант).

5) По степени самостоятельности. Могут выполняться по образцу и требовать самостоятельного решения.

6) По форме речи: письменные и устные.

К устным относят орфографический разбор, который может предшествовать записи текста или следовать за ним.

7) По степени закрепления материала упражнения могут проводиться по закреплению одной темы или нескольких; упражнения по орфографии могут не

У некоторых учеников существует недостаточная глубина и осознанность усвоения знаний, низкий уровень самостоятельности учащихся, слабая вычислительная техника, поэтому надо стараться начинать работу по привитию интереса к математике уже с 5 - го класса.

В течение учебного года надо постоянно в устный счет на уроке включать в задачи шутки, ребусы, шарады, задачи занимательного характера. Все это ученикам нравится, но они не для развлечения, а для того, чтобы будить их мысли весь урок, чтоб на уроке не было скучно. Главным в своей работе я считаю, что необходимо весь класс заставить целенаправленно трудиться, а урок строю так, чтобы слабым и сильным ученикам работа была по душе. Придумываю задания различной степени трудности, бывает, ответы слабых учеников поощряю удовлетворительной оценкой, провожу работу по активизации мыслительной и познавательной деятельности. При изложении материала учитываю возрастные особенности ребят. Например, в 5 - 8 классах речь простая, доступная, предельно лаконичная, привожу много примеров, подтверждающих ту или иную мысль, и требую того же от учащегося. За весь урок стараюсь опросить большинство.

В старших классах объяснение нового материала проходит лекционным методом с применением моделей, использую цветные мелки и другие подручные средства. Некоторые темы излагаю частично сама, а частично даю ребятам, например, при изучении темы "многогранники", в один из уроков темы были включены фрагменты сообщения ребят, которые работали с дополнительной литературой, тем самым все получили сведения, которых нет в учебнике. В своей работе я по некоторым темам даю дополнительные сведения, которые нужны в старших классах, например в 5 - м классе даю символику геометрических преобразований с которыми они встретятся в 7 классе. В 8 - 9 классах ребята знакомятся со схемой исследования функций. При изучении синуса, косинуса, тангенса они также знакомятся и с котангенсом.

Я поставила перед собой задачу: как мне систематизировать знания учащихся, как добиться того, что в процессе года изучено - превратить в некую базу знаний, чтобы ребята могли без проблем перейти в следующий класс или сдать экзамен. Поэтому, методическая тема, над которой я работаю это "Методика организации итогового повторения уроков". Уже при планировании уроков повторения учитываю и состав класса и степень подготовленности класса и уровень развития ребят. Главное, я добиваюсь, чтобы учебный процесс был ориентирован на усвоении учащимися прежде всего основного материала, а итоговое повторение - на качество усвоения этого материала и его проверку. Мой опыт показал, что четкая организация деятельности ребят на уроке, подбор задач, обучение общим подходом к выполнению различных по сложности и содержанию заданий дают лучшие результаты. Формы проведения таких уроков различны, однако задачи решаются почти на каждом уроке, а теоретический материал можно повторить в процессе решения задач или фронтальным опросом в начале урока.

Для обобщающего повторения в конце учебного года я отбираю самый важный материал. Если это выпускные классы, то учитываю необходимость в повторении тех тем, которые чаще всего используются на экзаменах, предлагаю ребятам выполнение домашних контрольных работ. В них включаю и легкие задания, которые они быстро могут решить и те, над которыми надо подумать, а учитывая то, что сейчас на экзаменах стали использовать открытый текст ( Открытый банк заданий по математике для ГИА(www mathege. ru, mathgia. ru) www fipi. ru) , то задания чаще всего беру оттуда, учитывая дифференциальный подход. Уроки, как правило, проходят в виде лекции, зачета, домашней контрольной. После этого предлагаю обобщающую контрольную работу, включающую в себя все главные темы. В остальных классах в конце года итоговое повторение идет по тем темам, которые нужны для создания определенной базы знаний для нового учебного года. В конце каждой темы провожу типы уроков:

Урок- тест, урок- улей, где ребята разбиваются на группы по уровню своих способностей. У каждой группы есть консультант, с которым я держу связь, и они решают определенные задания, после чего консультант их оценивает, а я контролирую. Урок - математический КВН, где класс разбивается на команды, и урок проходит в виде математического соревнования, урок - игра "Это полезно знать", где в процессе урока постоянная связь математики и литературы, или математики и географии, природы. После обобщающих уроков и уроков повторения я предлагаю контрольную работу. Провожу в младших классах и математическую зарядку, например: в 5 классе при изучении темы все действия с десятичными дробями были мной предложены упражнения:

Упражнение №1

Исходное положение - руки вдоль туловища; при правильном ответе руки вперед, а при не правильном ответе руки вверх.

a) 0, 2+0, 4=0, 6 б) 0, 3+0, 03=0, 06  в) 0, 7 - 0, 2=0, 5

Упражнение №2

Руки на поясе. При правильном ответе - поворот направо, а при не правильном ответе поворот налево:

a) 0, 8:80=0, 01  б) 18:0, 9=20 в) 0, 75*0=0, 75

При устном счете, отрабатываем правило сложения, вычитания, умножения и деление чисел разных знаков, использую забег по кругу (зрительный).

Кроме математики и алгебры я веду уроки геометрии. Не секрет то, что интерес к этому предмету упал, если по алгебре ребята с удовольствием выполняют те или иные задания, то геометрию, как правило, недолюбливают. В своей практике я поняла, что связь с жизнью на уроках алгебры, а особенно геометрии -это необходимая ступень к понятию и изучению геометрии. Уже в 5 - 6 классах веду пропедевтику той геометрии, которую они будут изучать с 7 класса, а в старших классах делаю упор на связь геометрии с другими предметами и на ее практическое применение. На некоторых уроках ставлю задачи проблемного характера, перед изучением какой - либо темы. Например, на уроках геометрии при изучении темы "Теорема Пифагора" после повторения основных сведений о соотношениях между сторонами и углами треугольника, других известных учащимся сведений о прямоугольном треугольнике были предложены задачи:

1) Стены крепости высотой 8 метров окружены рвом заполненным водой, шириной 6 метров. Какой длины должна быть лестница, по которой можно взобраться на крепостную стену?

2) Телеграфный столб, высотой 12 метров должен поддерживаться для устойчивости проволочной длинной 20 метров. На каком расстоянии от основания столба надо закрепить колышек, если другой конец проволоки закреплен у вершины столба?

Иногда предлагаю задачи смекалки. Например. Пруд формой квадрата у каждой вершины квадрата растут дубы. Неожиданно потребовалось увеличить площадь пруда в 2 раза, но оставить форму квадрата. Как это сделать, не трогая деревьев?

Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно. При изучении трудных тем, чтоб не упал интерес к предмету, я перед изложением новой темы даю задачи, содержащие элементы доказательства теоремы или наоборот задачи закрепляют изученный материал. Особенно ребятам нравиться задачи по готовым чертежам, мной разработаны карточки - задания по готовым чертежам.

Систематическое решение таких задач найдет применение в доказательстве некоторых теорем планиметрии и стереометрии. В своей работе я уделяю внимание изготовлению наглядных пособий - демонстрационных и каждым ученикам отдельно. Например, в младших классах учащиеся изготавливают модели треугольников, четырехугольников, и другие фигуры, которые после используют на уроке при решении задач. Например, при вычисление S фиг, нахождение каких - либо сторон, периметров и т. д. А при изучении темы "Теорема о сумме углов треугольника" ребятам было предложено нарисовать треугольник, и при помощи транспортира измерить его углы, практическим путем установили сначала, что сумма углов треугольника равна 180*, а только потом доказали теорему. А в старших классах ребята на урок приносят пластилин, спицы или проволоку, чтобы все это помогло развитию пространственного воображения, усвоения темы урока, в решении задач. А задачи подбираю так, чтобы мог справиться и сильный ученик и слабый, чтобы в одной задаче содержался материал, позволяющий повторить сразу несколько тем. Такие задачи встречаются в тестах ОГЭ в качестве задач повышенной сложности.

Результатом моего опыта можно считать рост мотивации к изучению предмета, увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических конкурсов, рост качества знаний.

Повторение изученного материала решает следующие задачи:

1. Предупреждает забывание изученного.

2. Помогает восстановить забытое.

3. Содействует формированию прочных З,У и Н.

В зависимости от целей и содержания изучаемого, повторение может быть следующих типов :

1) в начале учебного года;

2) текущее (ежедневное повторение, сопутствующее изучению нового материала);

3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);

4) итоговое (повторение пройденного в течение учебного года).

Каждый их этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.

Повторение в начале учебного года имеет целью восстановить в памяти учащихся после продолжительных летних каникул важнейшие сведения по пройденному материалу в предыдущем классе. Такое повторение проводится на специальных уроках, предусмотренных программой. Главное требование к его проведению – восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Положительную роль при этом играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем учебном году в процессе обобщения и систематизации материала.

При организации повторения необходимо опираться на следующие положения:

1. Не следует использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал, тексты, которые применялись предыдущем классе.

2. Упражнения и средства наглядности должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний.

3. Текстовой материал должен быть новым и усложненным.

4. Большее внимание уделять творческим речевым упражнениям.

5. теоретический материал (грамматические сведения и правила правописания) воспроизводится и закрепляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Текущее (сопутствующее) повторение К.Д.Ушинский называл ежедневным, «беспрестанным». Его цели:

· закрепить, углубить и расширить знания, на которые опирается сознательное усвоение нового материала;

· тренировать и закреплять умения и навыки письменной речи;

· своевременно выявить трудности усвоения и проблемы в знаниях учащихся, их причины и устранять их в процессе работы.

При организации текущего повторения учитель опирается на методические требования к нему:

1. Равномерное, систематическое распределение материала повторения по времени.

2. Связь повторяемого материала с содержанием урока, его целью и задачами.

3. Использование возможностей дифференцированного подхода в обучении.

Содержанием текущего повторения может быть:

- материал по изучаемой теме;

- материал по теме, сходной с изучаемой;

- давно изученный материал с целью предупреждения забывания;

- материал, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся;

- материал, предупреждающий появление ошибок;

- материал, содействующий устранению допускаемых ошибок.

Тематическое повторение проводится после изучения большой темы.

Его цель – систематизировать знания, полученные детьми при изучении определённой темы или раздела. На тематическое повторение отводится от одного до трех часов. В процессе обобщения знаний по теме нужно использовать схемы и таблицы, которые дают возможность представить полученные сведения в их взаимосвязи. Кроме этого можно использовать различные вопросники, которые даются в учебниках.

Итоговое повторение проводится в конце учебного года. На него отводятся специальные уроки. Однако оно будет успешным, если учитель уделял серьезное внимание текущему и тематическому повторению.

Задачи итогового повторения:

- повторить наиболее важный материал года;

- привести в систему многообразные сведения, полученные в течение учебного года;

- показать взаимосвязь между явлениями грамматики и орфографии;

- закрепить ЗУ и Н в соответствии с программными требованиями;

- ликвидировать проблемы в ЗУ и Н учащихся.

3. Контроль и учёт знаний, умений и навыков учащихся.

Одним из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:

1. Прочность знаний, выражающуюся в полноте и уверенности ответов учащихся, скорости выполнения практических заданий по всем разделам изученного программного материала.

2. Накопление в памяти ученика определенного объема сведений в соответствии с программными требованиями.

3. Степень осмысления изученного материала: понимание взаимосвязи и взаимообусловленности изученных языковых фактов, самостоятельность суждений, умение обосновать и доказать при ответе или в письменной работе теоретические положения или правила, умение пользоваться важными логическими операциями (анализ, синтез, классификация, обобщение, вывод);

4. Умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий различной степени сложности.

5. Уровень культуры устной и письменной речи.

Проверка знаний помогает выяснить не только что освоили и поняли учащиеся, но и как, в какой степени.

Проверка осуществляется в различных формах и разными методами.

Различают методы фронтальной и индивидуальной проверки

Фронтальная проверка, т.е. опрос многих учащихся используется на этапах подготовки к изучению нового, а также при изучении нового материала, когда необходимо вспомнить изученный уже материал без малейших преобразований: определения частей речи, падежных вопросов, определения членов предложения, словарных слов и т.д.).

Однако такая проверка не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения материала. Для её эффективного проведения необходимо планировать вопросов, намечать конкретных учащихся, которые должны в процессе проверки ответить на 2-3 вопроса (с целью отметки).

Индивидуальная проверка (индивидуальный опрос) является наиболее объективным показателем правильности усвоения учебного материала, его полноты и глубины. При её проведении главное внимание обращается на объяснение, доказательство тех или иных грамматических явлений.

Индивидуальная проверка должна проводится на каждом уроке. Детей приучают к полному, обоснованному и последовательному ответу. Для этого предлагается пользоваться планом ответа:

1. О чем нужно сказать вначале?

2. О чем потом? Почему?

3. Какими примерами подтвердить свой ответ?

Индивидуальный опрос является хорошей практикой в связной литературной речи.

Оба вида проверки: фронтальная и индивидуальная, могут проводиться в устной и письменной форме.

Устная проверка:

-ответ по отдельному правилу;

- обобщение по какому-либо законченному разделу;

- приведение своего примера по изучаемому материалу;

- комментирование упражнения и др.

Устная проверка чаще всего связывается с ответом ученика у доски, при этом устное сообщение нередко дополняется выполнением небольшого письменного задания.

К фронтальным устным видам проверки, помимо беседы и опроса по правилам и формулировкам, относится работа с сигнальными карточками. Они используются на этапе первичного закрепления, при проверке домашнего задания или классной самостоятельной работы.

Сигнальные карточки: с безударными гласными, с названиями частей речи, частей слова, с падежами, со склонением, с указанием числа, спряжения глаголов и др. позволяют учителю оперативно получать сведения о степени усвоения материала всем классом в целом и каждым учащимся в отдельности.

Письменная проверка дает возможность убедиться в умении учащихся практически применять полученные знания.

Разновидности письменной проверки:

- списывание без каких-либо изменений;

- списывание со вставкой букв, слов;

- списывание с грамматическим заданием (подчеркнуть, указать род, число, падеж и др.);

- грамматический разбор;

- диктант без дополнительных заданий;

- диктант с грамматическими заданиями;

- работа с деформированным текстом;

- изложение.

Для быстрого получения сведений о степени изученности материала применяются перфокарты. Однако глубоких знаний такая работа не показывает.

Разновидности проверки знаний:

-текущий учет;

- тематическая проверка;

- итоговый контроль.

Текущий учет – основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения. К ней относится и проверка домашнего задания. Она проводится каждый день разными методами и формами (фронтально или индивидуально, устно или письменно).

Тематическая проверка предполагает охват одновременно 2-3 вопросов или целой группы вопросов по изученной теме. Такая проверка проводится 3-5 раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет проверить уровень орфографической грамотности.

Итоговая проверка тесно связана с тематической и предполагает проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, целого года. Итоговый учет направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и тесно связан с итоговым повторением пройденного.

Для проведения текущей и итоговой проверки следует отводить специальные уроки, о которых учитель предупреждает учащихся заранее.

Действенность всех форм проверки знаний, умений и навыков учащихся зависит от характера и глубины анализа её результатов и использования этого анализа при планировании дальнейшей работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!