СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация предметно - развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Просмотр содержимого документа
«Организация предметно - развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Организация предметно - развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решению этих задач способствует предметно-развивающая среда в ДОУ.

ППРС Доу – это все пространство, прилегающая к нему территория. Сегодня мы с вами коснемся ППРС группового помещения.

Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для выполнения этой задачи ППРС должна соответствовать следующим принципам:

  • Принцип активности,самостоятельности, творчества(позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком)

  • Принцип динамичности(позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.)

  • Принцип гибкого зонирования (позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).

  • Принцип учета половых и возрастных различий детей(позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.)

  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов(визуальное оформление предметной среды)

  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого (позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.)

  • Принцип открытости - закрытости (позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.)




Модель развивающей среды нашего сада создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

  1. Наша работа начинается с утреннего приёма детей. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей, что способствует соблюдение принципа индивидуальной комфортности.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация, регулярно сменяемая, консультации и советы родителям; выставки детского творчества.Всё это соответствует принципу открытости.

  1. Группа.

В групповом пространстве немалую роль играет цвет интерьера. Постарались подобрать теплый зеленый цвет.

Столы размещены во время ОД так, чтобы свет падал с левой стороны.

Всё это влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье детей.

Важным моментом также является создание безопасной обстановки в помещении. Вся мебель в нашей группе закреплена, соответствует возрасту детей, промаркирована. Занавески на окнах и располагающиеся на подоконниках цветы не загораживают свет, проникающий в пространство группового помещения.

Всё расположено на уровне глаз детей!

Все пространство в группе разделено на определенные зоны и центры.

  • Здесь расположена зона для сюжетно-ролевых и режиссерских игр. Она соответствует принципу активности, самостоятельности, творчества, гибкого зонирования, гендерный подход.

(Наш театрализованный уголок помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.)

  • Содержимое строительного уголка соответствует принципу активности, самостоятельности, творчества, гендерного развития.

(Здесь располагаются конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек. Это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре ,либо на столе. Дети, как мальчики, так и девочки, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде) .

  • Центр книги «Книжкин дом» соответствует принципу гибкого зонирования.

Он представляет собой полочку для книг. На ней располагаются:

- книги по сезону;

- книги о самих детях;

- авторские книги и портрет автора;

- одно произведение с разным оформлением;

- энциклопедии;

- книги с различными жанрами (стихи, сказки, былины, рассказы и т.п.);

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Все книги и иллюстрации обновляются по мере необходимости,выставляются в соответствии с программой.

  • Выше вы можете увидеть краеведческий центр, который соответствует принципу активности, динамичности, гибкого зонирования.

Сюда мы поместили портреты президента России, губернатора нашей области, символику, книги и иллюстративный материал о нашем родном крае, а также всевозможные карты области и города Пскова.

  • Центр безопасности дорожного движения соответствует принципу гибкого зонирования, динамичности, гендерного подхода. (Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, ОД,для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки).

  • Центр экологического воспитания расположен непосредственно у окна. Он соответствует принципу гибкого зонирования, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

(Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, обучаем детей правильному уходу за ними.Нами был проведён опрос родителей об отсутствии аллергии у детей и с их согласия установлен аквариум.

В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, типичных для нашей области).Также здесь расположен календарь наблюдений за погодой, настольно-печатные игры для экологического развития детей, энциклопедии.)

  • Неизменной популярностью у воспитанников пользуется центр науки или исследовательский центр., который соответствует принципу гибкого зонирования, динамичности, активности, самостоятельности и творчества. (На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, вода, камни, ракушки, перья и т. д.– все это вызывает у детей особый интерес.Для познавательного развития мы подбираем специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.)

  • Для центра искусства соответствует принцип гибкого зонирования, динамичности, творчества и активности.

Ему отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место.

(Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, трафареты, раскраски.)

  • В центре гигиены располагается уголок дежурства, который соответствует принципу гибкого зонирования, активности, гендерного воспитания. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

  • Для предупреждения детского утомления и организации двигательного режима в группе оборудован физкультурный уголок, соответствующий принципам открытости-закрытости, гибкого зонирования, динамичности.

Расположен он в спальне, в связи с ограничением места в групповом помещении.

Так как зонирование гибкое, то дети могут взять то, что им необходимо для игры.

(Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояниездоровья детей.)

  • Помещение спальнивыполнено в спокойных, теплых тонах лимонного цвета. Всё затенено с помощью тюлей из органзы, чередующихся синим и белым цветами, чтобы не было очень темно в помещении. На стенах изображены феи сна, которые создают настрой для приятных, волшебных снов.

Всё это способствует комфортному состоянию детей во время дневного отдыха.

  • Наша программа специфична, поэтому у нас существует и такой центр, как кабинет. Дети используют его как во время ОД, так и совместной деятельности для закрепления. Доска расположена на уровне глаз детей. Плакаты, размещённые по обе стороны от доски, постоянно сменяются по мере изучения того или иного вопроса. Например, сейчас у нас проходит неделя ПДД, поэтому данные плакаты сейчас рациональны.


Каждый из центров плавно переходит из одного в другой. Дети берут для игровой деятельности то, что им необходимо. ППРС создается именно для комфорта ребенка. Для соблюдения порядка во всем пространстве имеются обозначения, которые ребенок знает и применяет.

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!