СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентация педагога на субъективный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете (из личного опыта педагога)

Просмотр содержимого документа
«Ориентация педагога на субъективный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения»

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»















Выступление на педагогическом совете



Ориентация педагога на субъективный опыт учащихся

как один из принципов личностно-ориентированнного обучения

(из личного опыта учителя)

















Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Мишарова В.Н.

-2015-

Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.

Как уже было сказано, в основе современного опыта обучения лежит признание индивидуальности каждого ученика, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым «субъективным опытом». Включить индивидуальный опыт ученика в процесс познания - значит, организовать свою деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений детей. Содержание личностно-ориентированного образования должно помочь ученику выбрать значимые для него ценности, овладеть определенной системой знаний, освоить способы решения научных и жизненных проблем, открыть для себя свой внутренний мир, уметь его анализировать.

Ученик пропускает информацию через свой субъективный опыт и преобразует в индивидуальное знание, организуя свою деятельность на основе личных потребностей и интересов. И роль учителя в том, чтобы стать равноправным партнером.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка.

  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

  • Накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества.

  • Обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества и сотворчества.

Как эти основные положения реализуются на уроках русского языка и литературы?

В начале урока не просто сообщаю тему (это может быть и «мозговой штурм», и проблемная ситуация), но и представляю план действий, с тем, чтобы каждый ученик осознанно относился к материалу и был вовлечен во взаимодействие с другими учениками класса. Формулирую учебную цель на весь урок, а ученики при этом выдвигают личные образовательные цели. Они у всех разные и зависят от субъектного опыта учащегося.

На уроке должны быть созданы условия для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником. Поэтому учебный материал стараюсь подбирать с учетом объема знаний учащихся. Дифференциация важна, так как познавательные способности у всех разные. С этой целью на уроке применяю или специально подобранный дидактический материал, или разноуровневые задания. При использовании дифференцированных упражнений важно помнить, что применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. (5 кл. упр.575,574,573)

Существует множество методов, обеспечивающих создание на уроке личностно- ориентированной ситуации, например, метод творческого самочувствия ( это размышление «Что произойдёт в доме Фамусова после отъезда Чацкого?», «Как сложатся судьбы Онегина и Татьяны?»), игровые методы (КВНы), метод творческого самовыражения (сочинения-миниатюры, инсценировки ) и др. Они помогают ученику раскрыть свои возможности, укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал. Конечно, на уроках литературы такое самовыражение возможно прежде всего через литературное творчество (стихи, иллюстрации, загадки, послание писателю, письмо герою и т.д.) Например, изучая тему «Фольклор» в 5-6 классах, ребята составляют книжки загадок, показывают календарные обряды родного края. В старших классах это уже сочинения-рассуждения, так например, в 10 классе мы писали письмо Родиону Раскольникову и Соне Мармеладовой. Так ученики через личный опыт показывают знание литературных произведений. Стихи пробуем писать в 5 классе, начиная с синквейнов, переходя к более осмысленным в старших классах. Так, например, результат Пильщиковой Татьяны, начавшей писать стихи в 6 классе, стал виден в этом году на «Одарённых детях», на республиканской краеведческой конференции, а ещё её стихи войдут в сборник, выпускаемый у нас в районе под руководством Валерия Бирюкова.

На уроках русского языка важно не заучивание правил, а развитие языкового чутья, способности использовать выразительные средства языка, развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Воображение важнее знания», - говорил Эйнштейн. На уроках русского языка языковое мышление, чутье, зоркость развиваются с помощью раскрепощения фантазии учащихся – письмо самому себе или родителям, сочинения с формулировкой «Если бы я был….», тексты публицистического стиля по вопросам, соответствующим возрасту ребенка, коллективное создание текстов. Очень часто на уроках развития речи используются сочинения-рассуждения на свободную тему с приведением аргументов, основывающихся на жизненном опыте учащихся («Нужны ли в нашей жизни сострадание и милосердие?»).

Для того чтобы сформировать познавательный интерес к предмету, нужно показывать связь изучаемого с жизнью, соединять теоретический материал с пониманием его практического применения, создавать нестандартные ситуации при закреплении и отработке ранее изученного материала, создавать ситуацию успеха, работать в зоне ближайшего развития, использовать межпредметные связи.( Например, изучая тему «Числительные», мы решаем примеры , записывая их словами. И многим приятно не только записать пример, но и дать его правильный ответ). Большой интерес учеников вызывают нетрадиционные формы уроков: уроки – семинары, уроки – диспуты, практикумы, уроки самостоятельной работы исследовательского типа («Испытание Базарова любовью»), уроки – заочные экскурсии, интеллектуальные состязания, деловые игры и т. д.( Изучая в 11 классе тему о поэтах-бардах, учащиеся самостоятельно подбирают материал, составляют презентацию и исполняют песни любимых певцов.)

В системе личностно-ориентированного образования очень важным является использование на уроках диалогических форм общения. Диалог дает возможность ученику исследовать свой внутренний мир, выражать свои мысли и чувства. Но чтобы диалогическое общение состоялось, нужны определенные условия:

- вопросы для обсуждения должны быть важными для ребенка и соответствовать его развитию,

- должны присутствовать элементы ролевой игры,

- выражение учениками своего мнения должно быть свободным, без опасения критики.

Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Например, на уроке по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» у нас состоялся диспут о том, могут ли сейчас прожить люди подобные главному герою. Ребята 8 «А» показали свою эрудицию по данному вопросу, приведя в пример известных музыкантов и исполнителей песен, доказывая при этом свои точки зрения. А затем подтвердили это в сочинении – рассуждении.

Одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. Метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.(«Петербург на страницах художественной литературы»)

В целом же деятельность учащихся должна быть ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки). Важным представляется момент рефлексии на уроке. Ученики обсуждают не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому, где это может им пригодиться в жизни. Все это ведет к повышению степени самостоятельности в учебной деятельности, реализации стратегии сотрудничества, созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Если на уроке выполнены следующие требования:

  • Происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности

  • Серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями

  • Созданы условия для проявления познавательной активности учащихся

  • Применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности

  • Деятельность учащихся ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности

  • Повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализованы стратегии сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с классом с групповыми формами деятельности,

  • Используется дидактический материал, позволяющий учащимся выбирать наиболее значимые виды и формы учебного материала

  • Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса

  • На уроке созданы условия для достижения успеха каждым учеником

можно сказать, что это личностно-ориентированный урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс