СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы и этапы работы с начинающими на уроках дирижирования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы и этапы работы с начинающими на уроках дирижирования»

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО





«Утверждаю»

Заместитель директора по УР КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО __Миськив О.Н.





Облыстық ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық /Специальность: 050402 – Инструментальное исполнительство

Біліктілігі /Квалификация: 4S02150102 – Артист оркестра, преподаватель

Пән атауы /Наименование дисциплины: Дирижирование

Курс: 2 ОДИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)


Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Основные принципы и этапы работы с начинающими на уроках дирижирования»

Оқытушы /Преподаватель: Токтаров Асхат Бейсембаевич














Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.


1. Общие сведения

Курс, группы: 2 ОДИ Куанышкызы Нурай

Дата: 27.10.2023г.

Время: 14.00

Аудитория: 338

Тип занятия: Комбинированный

2. Цель: Показать на практике основные принципы и этапы работы с начинающими в классе дирижирования

Задачи:

Образовательные:

• Знакомство с понятием дирижер, дирижирование и историей

• Постановка дирижерского аппарата

• Комплексный подход к формированию первоначальных навыков дирижирования.

Развивающие:

• Развивать свободное владение дирижерским аппаратом.

• Развивать образное мышление, воображение.

• Развивать творческую активность через различные виды деятельности.


Воспитательные:

• Воспитание усидчивости и трудолюбия.

• Воспитание культуры поведения перед оркестром; навыков самоконтроля, интереса и любви к музыке и созданию, выполнению художественных моментов в произведении.

• Воспитание осознанного подхода к обучению.


2.1 Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

1.Знать иноформацию об основных функциях дирижера, строении инструмента, основные формулировки музыкальной терминологии.

2. Освоить простейшие дирижерские сетки 2/4 и 3/4.

3.Уметь контролировать свободу аппарата.

4. Достич механической автоматики в движениях, дирижерской сетки

5. Уметь дирижировать произведение доступной сложности.


3. Необходимые ресурсы.

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом»


3.2 Техническое оснащение, материалы: фортепиано, тетрадь, ручка, карандаш.



4. Ход занятия:

4.1 Организационный момент

4.2 Вступительная часть

4.3 Проверка домашнего задания

4.4 Объяснение новой темы

4.5. Закрепление практических навыков.

4.6. Домашнее задание

4.7. Заключительная часть

4.1 Организационный момент. Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Основные принципы и этапы работы с начинающими на уроках дирижирования». Урок проводится со студенткой 2 курса отделения «Духовые и ударные инструменты» Куанышкызы Нурай.


Педагогические технологии, используемые на уроке:

- технология развития ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия;

- коммуникативная технология;

- технология развития сенсорно слухового представления (предслышания);

- модель коучинга GROW;

- оценка по шкале, рефлексия.


Критерии оценки

Ожидаемый результат

Критерии оценки



Знать дирижерские сетки и уметь их дирижировать;

Отлично – уметь дирижировать 2/4, 3/4 , знать и понимать всю теорию по уровню.

Хорошо - уметь дирижировать 2/4, ¾. Не менее 75% от поставленных задач.

Удовлетворительно – уметь дирижировать 2/4, ¾. Не менее 50% от объема поставленных задач.



Теоретические знания;

Отлично – точное понятие дирижерской сетки, точки, ауфтакта и дирижерского аппарата.

Хорошо - точное понятие дирижерской сетки, точки, ауфтакта. Не менее 75% от поставленных задач.

Удовлетворительно – приблизительное понятие дирижерской сетки, точки, ауфтакта. Не менее 50% от объема поставленных задач.




4.2Вступительная часть

Начальный этап обучения является главным и становится решающим в определении развития в музыке, создавая как бы еще одно направление в судьбе начинающего музыканта, это касается так же и данного предмета. Очень многие выдающиеся дирижеры современности, прошлых лет, являлись так же выдающимися музыкантами исполнителями, но все же делая свой выбор в сторону дирижирования. В связи с тем, что дирижирование как предмет вводится в учебный процесс только со 2го курса училища, средний возраст студента составляет 16-17 лет. Такой возраст имеет сформировавшееся мышление, сознание, осознанный подход, интеллект и развитие, что помогает ему быстрее усваивать полученные знания. Конечно бывает и такое что дирижерские способности преобладают над исполнительскими и по этому, перед педагогом возникают задачи и ответственность, как первого учителя и воспитателя будущего дирижера и музыканта, как и куда направить студента, показать правильный путь. "Вечные" вопросы: «Что делать?» и «С че­го начать?», «Что такое дирижирование?», «Кто такой дирижер?», «Какими качествами должен обладать дирижер?» и т.д. так же требуют определенного научного и доказательнго на практике ответа. Из этого следует, что педагогу важно воспитать, прежде всего, дири­жера-исполнителя. В какой-то степени педагог, закладывающий первоосно­вы дирижерской техники и чисто музыкантского облика студента, отвечает за конечный. Здесь огромное значение имеет мотивация, желание, стремление постигнуть что то новое и интересное.


4.3 Проверка домашнего задания.

На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием «дирижер», «дирижерский аппарат», его строением, что относится к дирижерскому аппарату, историей, а также основными понятиями, которые необходимы для первоначальных навыков дирижирования. Вспомним их.

Вопрос: «Нурай, на прошлом занятии мы с тобой проходили такие понятия как дирижирование, дирижерские сетки и т.д., расскажи, пожалуйста, кто такой дирижер?»

Нурай: «Дирижер – это человек, который руководит большим музыкальным коллективом, ему принадлежит трактовка произведения, воплощение художественного замысла, интерпретация произведения по своему видению. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев, мимики, жестов, головы руководит репетициями, выступлениями музыкальных коллективов, а так же доносит до них свое видение исполняемого произведения.

Само слово «дирижер» происходит от фр.слова dirigir, что означает «управлять», «направлять», «руководить». Дирижер отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные и слабые стороны инструментов, ключевые роли инструментов в оркестре. Общее звучание оркестра, произведения и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера. Именно по этому считается, что профессия дирижер считается одной из самых сложных музыкальных профессий. Кроме музыкальных способностей, профессия дирижер требует определенных качеств в характере. (планируемый ответ)

Вопрос: «Теперь расскажи о дирижировании, что это такое, из чего состоит, какие важные моменты?»

Нурай: «Если говорить об истории происхождения, то дирижирование как самостоятельный вид искусства появилось в первой половине 19 века, однако есть древние рисунки с изображением человека с жезлом, руководящим группой музыкантов, в основном египетские художественные изображения на папирусе. Таким образом можно считать что само ведение музыкальных групп появилось за долго до нашей эры.

Если говорить о самом дирижировании, то оно состоит из многих аспектов, к примеру, есть такое понятие как дирижерский аппарат. К аппарату относится положение рук, ног, пальцев, лица, головы и их движение, положение корпуса, по которым ориентируется музыкант при исполнении своей партии». (планируемый ответ)

Вопрос: «Расскажи мне пожалуйста, что такое сетка?»

Нурай: «Сетка – это тактирование, цикл движений руки дирижера, отражающий метрическое строение такта. Сетка определяет каждый отдельный такт произведения, она отражает 4 основных направления жестов: вниз, влево, вправо и вверх, а также сильные и слабые доли такта.

Вопрос: «Что такое ауфтакт?»

Ауфтакт - основной дирижерский жест, определяющий темп и характер исполнения дирижерской доли такта. Ауфтакт состоит из трех элементов: замаха, падения, отдачи. Таким образом ауфтакт играет ключевую роль перед началом произведения, благодаря чему музыканты имеют возможность одновременно, совершенно точно, в едином характере и настроении подать звуковую атаку. (планируемый ответ)

Вопрос: «Какие знаешь основные схемы дирижирования, расскажи про них?»

Нурай: «Существуют три универсальные дирижерские сетки, к основным схемам относятся такие размеры как двухдольная, трехдольная и четырех дольная. Двухдольная имеет два простейших движения, это вниз в сторону и вверх в обратном направлении. Под такую схему попадает несколько размеров как 2/4, 2/8, 2/2, 2/16 и т.д.
Трехдольная имеет три комбинации – вниз внутрь, прямая линия в сторону, вверх, как бы замыкая треугольник. Размеры попадающие под такую схему – ¾, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.

Вопрос: «Нурай, подскажи, что знаешь о точке, что это такое и на сколько это важно и для кого?»

Нурай: «Точка – это один из важнейших элементов в сетке, это особый дирижерский штрих, выражающий ритмическое течение музыки. Точка всегда должна быть ясной, видной, четкой, как и все движения в целом, чтоб при исполнении, музыкант имел возможность не смотреть постоянно на дирижера, а следить за сеткой как бы периферическим зрением (боковым зрением), отрывая свой взор только тогда, когда темп или размер начинает меняться. (планируемый ответ)

Преп: Молодец, наш урок подходит к своему завершению, и нам необходимо подвести небольшой итог сегодняшнего занятия. Сможешь мне рассказать свои ощущения, комфортно ли было тебе на уроке? Если оценивать по10 бальной шкале, какой был бы твой балл за комфортность на уроке?

Ответ студента

Хорошо, на сколько ты, оцениваешь свои знания исходя из прошедшего урока? Какую бы оценку ты поставила себе?

Ответ студента

Преп: Что нового и интересного ты сегодня узнала? Какие навыки успела приобрести за прошедший урок?

Нурай: Сегодня я узнала, каким образом можно показывать нюансы, то есть в основном, правая рука дирижирует, а левая показывает динамические оттенки, так же, левая рука дает какому либо инструменту пропеть тему, мелодию. Полное понятие точки дирижерской сетки (для начального уровня), важность точки, научилась смотреть на дирижирование как со стороны дирижера, так и со стороны оркестранта.

Преп: Как ты оценишь сам урок по 10 бальной шкале? Качество преподнесенных знаний? Доступно ли все было?

Нурай: Все было доступно, понятно. Получила много полезного, не только в плане дирижирования, но как музыканта-оркестранта. Думаю 10 баллов я бы поставила. (планируемый ответ)


4.6. Домашнее задание

Закрепить теоретическую часть темы, отработать пройденный материал, дирижировать стоя у зеркала, чтоб видеть все движения. Смотреть со стороны, понятна ли твоя сетка самой себе, комфортно ли смотреть на свою сетку если отражение это дирижер, а ты оркестрант. Довести сетки до автоматизма.

На этом можно завершить наш урок, спасибо за внимание.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!