СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина:  Анатомия, физиология и гигиена.

Тема урока: Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития.

Просмотр содержимого документа
«Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития.»

Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена(2ч)


Тема урока: Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития.

Тип урока: КУ

Цель занятия: изучить основные закономерности роста и развития, углубить знания по системам органов; развить представление темпах и характере роста и развития детского организма; воспитывать бережное отношение к организму; дать представление об акселерации и ретардация развития;

формировать целостное представление о строении и уровнях организации живой системы - организма;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Опрос

  4. Актуализация знаний по новой теме

5. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

6.Закрепление материала

7.Задание на дом. [ 1 ] c. 14-22

3.Опрос

3.1 Ткани, виды тканей особенности строения.

3.2 Характеристика 6 видов тканей.

3.3. Органы и системы органов.

3.4. Что понимается под ростом

3.5. Что понимается под развитием

4. Актуализация знаний по новой теме

4.1. На каком уровне происходит формирование тканей;

4.2. Как вы думаете, почему темпы роста постепенно замедляются

5. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.1.1. Темпы роста на 1-м, 2-м и 3-м годах.
5.1.2. Характеристика физиологических особенностей преддошкольного периода.

5.1.3. Акселерация, как тенденция

5.2.1. Ретардация.


5. Закрепление материала

? Дать краткую характеристику 1-года развития

? Оценочные механизмы темпов роста ребенка

? Чем объясняется акселерация

? Особенности роста и развития детского организма

?Роль режима питания и физическое воспитания в преддошкольном и дошкольном возрасте

5.1.Рефлексия.

Рассмотрите рисунок и отметьте основные изменения пропорций тела

Материал к занятию

Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития.

 Темпы роста Для оценки физического развития используются формулы расчета, центильные, перцинтильные таблицы и т. д.

На первом году жизни ведущими показателями физического развития ребенка являются: масса тела длина тела, окружность головы, грудной клетки,живота.

Окружность головы

При рождении окружность головы в среднем равна 34 36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5 2 см. Темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 см к 43 см. К году окружность головы должна равняться 46 см.

Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.

Родничок

В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков. Малый родничок закрывается к двум-трем месяцам жизни, размеры большого родничка начинают уменьшаться с 6 месяцев. Сроки его закрытия сугубо индивидуальны, обычно между 9 и 18 месяцами. Они удлиняются при гидроцефалии и рахите. Более раннее закрытие родничка не зависит от введения витамина D и не является препятствием к проведению профилактики рахита. На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка.


Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5 5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 месяцам.

В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет:

1-й месяц. – 600 г,

2-й и 3-й месяцы. – по 800 г,

в последующие месяцы – на 50 г меньше (3-й месяц 750 г, 4-й месяц – 700 г и т.д.).

Развитие ребенка от зачатия до завершения роста во многом определяется питанием его матери.

Особенно важно следить за прибавкой массы и длины тела ребенка и пропорциональным соотношением размеров. Этот показатель отражает сложные процессы, происходящие в организме, и в какой-то мере, уровень его зрелости.

Недоношенные дети за 1-й год жизни набирают, как и доношенные, 6-7 кг, но удвоение и утроение веса происходит раньше, к году вес увеличивается в 4-8 раз. следить и за увеличением длины тела. В детской поликлинике длину тела измеряют с помощью ростомера, дома для этого можно воспользоваться обычной сантиметровой лентой. В первые 3 месяца жизни длина тела в норме увеличивается примерно на 3 см ежемесячно (9 см за квартал). Во втором квартале увеличение становится менее интенсивным – 2,5 см в месяц, т. е. 7,5 см за квартал, в третьем – 1,5-2 см в месяц, т. е. 5 6 см, в четвертом квартале – 1 см в месяц, т. е. 3 см за квартал. Длина ребенка за весь первый год увеличивается на 25 см и должна составлять к году не менее 75 см.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка. К концу второго года жизни прорезываются все молочные зубы.

      На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2—2,5 кг, в длине — 7—8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.
      Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10—15 мин. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас.
      Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86—90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.
      Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20—25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.
      Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.
      Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз     

       Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.
      Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни.
      Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
      Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.
      Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы — аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ).
            Преддошкольный возраст — период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда — особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам.      Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении по двум взаимосвязанным направлениям:
      • здоровье ребенка от 1 года до 7 лет;
      • три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание.

Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.


После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!