СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ-2-4кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы финансовой грамотности-2,3,4 год обучения.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ-2-4кл.»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

на уровень начального общего образования 2-4 класс


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

*Личностные и метапредметные результаты сформулированы в целевом разделе ООП ООО.

Предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1.

Выпускник научится:

  • правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

  • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

  • объяснять проблемы, возникающие при обмене;

  • приводить примеры товарных денег;

  • объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;

  • описывать виды и функции денег;

  • объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

  • производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

  • называть основные источники доходов;

  • приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

  • называть основные направления расходов семьи;

  • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

  • различать планируемые и непредвиденные расходы;

  • считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

  • объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

  • объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

  • называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

  • объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать свойства товарных денег;

  • сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

  • понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчеты, бюджет, финансовый план);

  • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

  • планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Модуль 2.

Обучающиеся будут знать:

  • что изучает экономика;

  • что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;

  • отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;

  • для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;

  • что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;

  • что такое маркетинг;

  • выделять физиологические и духовные потребности;

  • виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;

  • что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;

  • что такое сделки и посредники; доля посредника;

  • для чего нужен график; виды графиков;

  • что такое аренда; виды аренды;

  • крупные банки страны; функции банков; виды вкладов. Должны уметь:

  • выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;

  • пользоваться деньгами;

  • классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;

  • определять цену товара;

  • определять по формулам, чему равен доход и прибыль;

  • чертить элементарные графики доходов и расходов;

  • отличать настоящие деньги от фальшивых;

  • решать простейшие экономические задачи.

Модуль 3.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;

  • что такое акционерное общество, как оно создается;

  • почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;

  • виды рекламы, правила рекламы;

  • как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;

  • налоги, виды налогов, кто собирает налоги. Должны уметь:

  • различать качественный и некачественный товар,

  • чертить кривую развития экономики,

  • определять вид ценной бумаги,

  • составлять рекламный текст;

  • решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. Обучающиеся должны знать:

  • какие бывают потребности;

  • каковы источники удовлетворения потребностей;

  • почему все потребности нельзя удовлетворить;

  • что такое деньги; их роль в жизни человека;

  • что такое доходы и расходы;

  • где можно приобрести товары и услуги;

  • что такое «источники доходов»;

  • что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;

  • о взаимоотношениях продавца и покупателя;

  • значение труда в удовлетворении потребностей;

  • о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.

Должны уметь:

  • анализировать свои потребности;

  • выделять основные и особые потребности;

  • определять источники удовлетворения различных потребностей;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Форма организации: групповые занятия

Виды деятельности: познавательная деятельность, исследовательская деятельность; коммуникативная деятельность; проблемно-ценностное общение.

Модуль 1.

Введение в экономику.Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Потребности. Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Источники удовлетворения потребностей. Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Товары и услуги. Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

Деньги.. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Маркетинг. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Задачи с экономическим содержанием (2часа)

Модуль 2.

Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия. Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия. Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,

«копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия. «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия. Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия. Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами. Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия. Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия. Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Как появились деньги и какими они бывают. Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Представление результатов исследования. Валюты.

Основные понятия. Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты.

Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

Основные понятия. Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать. На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.

Основные понятия. Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




Раздел

Темы

Электронные (цифровые) образовательные

ресурсы

Количество часов

1 год обучения

Раздел 1

Экономика



Раздел 1

Тема 1 Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?


1

Раздел 1

Тема 2 Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.


3

Раздел 1

Тема 3 Источники удовлетворения потребностей

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9872997?menuReferrer=catalogue

6

Раздел 1

Тема 4 Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и

«расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7721485?menuReferrer=catalogue

4

Раздел 1

Тема 5 Товары и услуги

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.


5

Раздел 2

Деньги. Маркетинг.



Раздел 2

Тема 6 Деньги. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690?menuReferrer=/catalogue

8

Раздел 2

Тема 7 Маркетинг Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.


4

Раздел 2

Тема 8 Задачи с экономическим содержанием. Решение задач с экономическим содержанием.


4

2 год обучения

Раздел 1

Что такое деньги и откуда они взялись.



Раздел 1

Тема 1 Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами». Решение задач с денежными расчетами. Тест.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/341913?menuReferrer=catalogue

4

Раздел 1

Тема 2 Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.


5

Раздел 1

Тема 3 Какие деньги были раньше в России. Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты. Банки. Безналичные и электронные деньги. Доллар и евро. Тест. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные».


9

Раздел 2

Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги.



Раздел 2

Тема 4 Откуда в семье деньги. Инсценировка сказки «Заработанный рубль». Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2031578?menuReferrer=/catalogue

5

Раздел 2

Тема 5 На что тратятся деньги. Необходимые расходы. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин». Игра «Я – предприниматель». Игра «Распредели семейный бюджет». «Путешествие в страну Капиталия». Итоговый урок. Тестирование по курсу

https://uchebnik.mos.ru/material/app/327147?menuReferrer=/catalogue

12

3 год обучения

Раздел 1

Как появились деньги и какими они бывают



Раздел 1

Тема 1 Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» Бумажные деньги Безналичные деньги Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности» Представление результатов исследования Валюты Интерактивная викторина «Деньги» Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»


14

Раздел 2

Доходы. Расходы. Бюджет. Сбережения. Долги. Монополия.



Раздел 2

Тема 1 Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2009637?menuReferrer=catalogue

8

Раздел 2

Тема 2 Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать. На что семья тратит деньги? Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2013408?menuReferrer=catalogue

5

Раздел 2

Тема 3 Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Товары и услуги. Игра «Древо решений». Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!