3.Изучение нового материала 4. Рефлексия. Домашнее задание. | - Какую первую учебную задачу мы ставили перед собой? - Что вы знаете о нём? - Давайте попробуем дать определение понятию «храм». 1 группа – в словаре С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка 2 группа - словарь Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка 3 группа - учебник Православные христиане строят храмы чаще всего в форме кораблей. Посмотрите, вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. - После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (Слайд 5) - Какую задачу мы уже решили? (закрепить задачу на доску) - Давайте решим 2-ую познавательную задачу. Какую? -Изучение устройства храма. Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Мы совершим виртуальную экскурсию по храму. Но прежде чем отправиться, может быть кто-то назовет, из каких частей состоит храм? - Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. Давайте пройдем в притвор. Притвор-славянское слово, которое означает перед дверями. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Мы, с вами приходя в храм становимся прихожанами, цель нашего прихода помолиться, поставить свечку.( Слайд 7,8) Нас встречает священник. - Что в руках священника? (Слайд №9) Слово паникадило образовано из двух частей: пани — «много», кадило — «круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли». Дьякон или священник во время богослужения совершают каждение — обходят с кадилом храм и обдают этим благоуханием иконы и присутствующих в храме. Каждение на церковном языке означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию и возношение наших молитв к Богу. Таким образом, паникадило — большой светильник в центре храма со многими маленькими кадильниками-свечами (в наше время свечи заменяют лампами в виде свечи, но в старинных храмах и кадильники - свечи остаются). Паникадило символизирует в храме небо со звёздами. (Слайд 10) Мы с вами устали, давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазами. «Благословение» - пожелание добра, которое сочетается молитвой. При этом обычно говорят: «Именем Христа...», «Во имя Христа…» Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры. Молитвенная память называется «поминание», живых людей поминают в молитвах «за здравие», а умерших – «за упокой». (Слайд 12) Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. Молятся обращаясь к картине, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории, т.е. к иконе. Работа с понятием: Ико́на (от др.-греч.«образ», «изображение») — в христианстве изображение лиц или событий, являющееся предметом почитания. Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем). (Слайд 13) -Впереди вы видите целую стену икон. (Слайд 14). Она называется иконостас. В них есть двери – царские врата (ворота). Справа от царских врат всегда икона Христа. Слева всегда икона Марии, Божией матери… Люди часто говорят (Слайд 15) «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. Мария , Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой девой. Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: (Слайд 16) Задание: Какие непонятные слова встретились в молитве? Работа с учебником. Стр. 50. [3] Слайд № 17 Далее за иконостасом находится Алтарь. Священник обычно молится именно там. Какую задачу выполняли? Выполнили? Давайте вместе с вами составим свод правил поведения в храме. (Слайд 18) Церковный этикет. Выполнили вторую задачу? - Проверка усвоения нового материала. Работа на карточках Попробуйте оценить себя. Если вы уверены, что ответили правильно на: 7 вопросов –«отлично» 5-6 вопросов –«хорошо» 4-3 вопроса –«удовлетворительно» Оценочный лист(см.Приложение 1) № п/п | самооценка | самоконтроль | 1 задание | | | | | | | Самопроверка ответов по таблице, повторное оценивание своих результатов. (Презентация, слайд 19) (см.Приложение 2) № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | ответ | храм | икона | иконостас | кадило | | 5 | 6 | 7 | | | свеча | канун | царские врата | | - Кто допустил ошибки? В каких заданиях? - Какие задачи мы уже решили? (закрепить 2 задачу на доску) - Какую задачу осталось решить? На былинных смоленских просторах, Где теряются дали в лесах, Древний город раскинул соборы На сбегающих к речке холмах. Эти строки из стихотворения о нашем древнем городе Вязьме, с восьмисотлетней историей. Мы заочно познакомимся с некоторыми действующими Вяземскими храмами, полюбуемся их красотой. - Заочная экскурсия - Назовите главный храм нашего города? [2] Дина Корнеева, вяземская поэтесса, посвятила одно из своих стихотворений главному храму нашего города, которое так и называется «Троицкому собору». Троицкому собору. Белый храм на горе, Как корабль на заре Ярко красной плывёт. Ни векам, Ни ветрам Не сдавайся, мой храм, Всё плыви по меняющим Цвет облакам. -Церковь Вознесения Как называется эта церковь? (Слайд 23) -Церковь Одигитрии Как называется эта церковь? (Слайд 24) -Вот и подошла к концу наша экскурсия. -Давайте ещё немного полюбуемся красотой Вяземских храмов и повторим, как они называются. (Презентация, слайд 25) (см.Приложение 4) Название храма | № | Свято-Троицкий собор | | Церковь Одигитрии | | Церковь Вознесения | | Попробуйте оценить себя. Если вы уверены, что ответили правильно на: 3 вопроса –«отлично» 2 вопроса –«хорошо» 1 вопрос –«удовлетворительно» Оценочный лист(см.Приложение1) № п/п | самооценка | самоконтроль | 1 задание | | | 2 задание | | | | Самопроверка ответов по таблице, повторное оценивание своих результатов. Название храма | № | Свято-Троицкий собор | 3 | Церковь Одигитрии | 1 | Церковь Вознесения | 2 | - Кто допустил ошибки? В каких заданиях? -Какую задачу выполняли? (закрепить 3 задачу на доску) | -Получить знания о назначении храма. Здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон. (работа в группах) 1 группа- Здание для богослужения, церковь. [4] 2 группа- Здание для богослужения, церковь [5] 3 группа- ХРАМ – от слова «Хоромы»; Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний. [3] (Слайд 4) -Получить знания о назначении храма. -Познакомиться с устройством православного храма и правилами поведения в нем; (внутреннее убранство храма) (Слайд 6) - кадило. Работа с учебником стр. 48[3] Ответы учащихся…. Работа с понятием «кадило», «кадить». (проговаривание в парах) Гимнастика для глаз Работа с понятием «канун», «благословение» (Слайд 11) Работа с учебником стр.49 [3] Поэтическая страничка (уч-ся читают стихотворение в классе по цепочке) Поэзия небес Идут года, теряют люди близких. Старухи в церкви слабою рукой Выводят поминальные записки, Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе! Начнут с отца и матери своих, А дальше – муж, невыжившие дети, В войну пропавший без вести жених... Все имена спешат соединиться, Сплестись в одну незыблемую суть, - Растущий список длинной вереницей Среди листа прокладывает путь... За ним лежат бескрайние просторы, Туманной дымкой скрытые вдали... А сам он служит точкою опоры Общения умерших и земли. (Надежда Веселовская, 1990 г.) (звучит молитва) (чтение непонятных слов из молитвы) Познакомиться с устройством православного храма и правилами поведения в нем; Нет, не познакомились с правилами поведения. (Групповая работа.) 1.Вести себя тихо. 2.Не разговаривать. 3.Отключить сотовые телефоны. 4.Не смотреть по сторонам. 5.Внимательно слушать священника, все мысли и помыслы обращать к богу. да. (каждый ученик получает задание) Самооценка учащихся Самоконтроль учащихся (проверка с доской) (Слайд 20) Коррекция знаний учащихся 1и 2 Познакомиться с некоторыми Вяземскими храмами. (Слайд 21) (ответы детей) (Заочная экскурсия. ) (Рассказывает подготовленный ученик) (см.Приложение 3) Троицкий собор (Свято-Троицкий собор) (Слайд 22) На самой вершине высокого насыпного холма, который вязьмичи величают Соборной горой, в центре нашего города возвышается главный храм Вязьмы - Троицкий собор. Он был возведён в 1674-1676 годах по указу и на средства самого царя Алексея Михайловича, который несколько раз бывал в нашем городе. Троицкий собор виден из любой точки нашей Вязьмы. Но не все знают, что этот храм построен на месте более раннего Никольского собора. Нынешний белокаменный храм получил название «Троицкий» в честь заключения мира между Россией и Польшей, а произошло это событие в дни православного праздника Святой Троицы недалеко от города Вязьма. Поэтому именно в День Святой Троицы мы ежегодно празднуем День города. Архитектурные формы собора очень просты, но серебристые купола, многоярусная колокольня, возвышаясь на холме, как бы парят над городом, придавая храму удивительную красоту. В соборе находится чудотворная икона Иверской Божьей Матери, которая была привезена сюда из Москвы ещё в 1770 году купцами Калашниковыми и чтится всеми вязьмичами как покровительница нашего города. (ответы детей) (рассказывает ученик) (Учащиеся слушают) На территории Иоанно-Предтеченского монастыря находятся церковь Вознесения и церковь Одигитрии. Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь основан в1536 году преподобным Герасимом Болдинским. Очень сильно монастырь пострадал в отечественную войну 1812 года и в ходе боёв в 1941-1943 годах. В 1990 году здесь вновь открыт Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, в 1995 году он преобразован в женский. В храме Вознесения Иоанно-Предтеченского монастыря хранится его главная святыня - мощи Герасима Болдинского. (ответы детей) (рассказывает ученик) Церковь Одигитрии На территории Иоанно-Предтеченского монастыря на невысоком холме расположен храм, построенный в честь Божьей Матери Одигидрии и носящий её имя. После Спасской башни это было второе каменное здание, построенное в нашем городе. Собор был возведён в 1635-1638 годах по указу и на деньги самого царя Алексея Михайловича. Архитектура храма удивительна и неповторима - словно сказочные празднично одетые сёстры выстроились в одну линию три шатровые главы, а под ними - пышные ряды кокошников. При строительстве церкви зодчие использовали фигурный кирпич, резной белый камень, цветную керамику. На всей русской земле есть только один храм, похожий на этот - церковь Дивная в городе Устюге. Удивительно и внутреннее убранство храма. Только здесь можно увидеть голосники - специальные акустические устройства в виде крупных чёрных бусин, которые придают голосу особую звучность. Поэтому слова священника производят на молящихся в этом храме особое впечатление (каждый ученик получает задание) Самооценка учащихся Самоконтроль учащихся (проверка с доской) (Слайд 26) Коррекция знаний учащихся Познакомиться с некоторыми Вяземскими храмами. | Регулятивные: планирование Познавательные общеучебные (добывать новые знания разными способами (слушание, наблюдение) (информационные: поиск и извлечение информации) Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: логические (подведение под понятие). Коммуникативные (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Познавательные общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанного текста.) Коммуникативные (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Познавательные общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанного текста.) Познавательные общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанного текста.) Регулятивные: планирование Коммуникативные: (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Регулятивные: контроль, оценка и коррекция Регулятивные: планирование Познавательные общеучебные (добывать новые знания разными способами (слушание, наблюдение) Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: общеучебные (умение осознанно строить речевое высказывание.) Познавательные общеучебные (добывать новые знания разными способами (слушание) Коммуникативные доносить свою информацию до других, владея приемами монологической речи Регулятивные: контроль, оценка и коррекция Регулятивные: планирование Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |