Основы программирования на языке Pascal
Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.
Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
Имя файла
Закрывающая кнопка
Номер окна
Кнопка масштабирования
Полосы прокрутки
Номер редактируемой строки
Номер позиции в строке
Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:
- формирование нового файла (New)
- открытие старого файла (Open), записанного на диске
- сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as)
- смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы
завершение работы в интегрированной среде (Exit)
Меню E d it предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ
В меню Search
собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам
Меню Run предназначено
для выбора режима выполнения программ
Меню Compile позволяет
задать способ компиляции и компоновки составных частей программы
Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся в окно наблюдения
Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику
Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы
Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого рабочей области (их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)
Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе
Program Имя программы;
Uses Подключаемые библиотеки (модули);
Label Список меток основной программы;
Const Введение констант;
Type Описание новых типов;
Var Описание переменных;
Определение процедур;
Определение функций;
Begin
Тело основной программы;
End .
Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться.
Константы вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;
В общем виде:
имя константы = выражение;
Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
Переменные имеют имя, тип и значение.
Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;
В общем виде:
имя переменной: тип переменной;
Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные типы (Real, Single, Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).
Тип
Byte
Диапазон
ShortInt
Формат
0..255
Беззнаковый
− 128..127
Размер в байтах
SmallInt
1
Знаковый
− 32768..32767
Word
1
Знаковый
0..65535
Integer
2
Беззнаковый
-32768..32767
Cardinal
Знаковый
2
LongWord
=LongWord
2
0..4294967295
Беззнаковый
LongInt
Беззнаковый
− 2147483648..2147483647
4
Int64
QWord
− 9223372036854775808..9223372036854775807
4
Знаковый
Знаковый
0..18446744073709551615
4
8
Беззнаковый
8
Тип
Real/Double
Диапазон
Количество значащих цифр
зависит от платформы
Real48
Single
???
???
Размер в байтах
Extended
1.5E-45..3.4E38
8
11-12
Comp
6
7-8
1.9E-4932..1.1E4932
19-20
4
− 2E64+1..2E63-1
Currency
10
19-20
− 922337203685477.5808..922337203685477.5807
8
19-20
8
переменная := выражение;
Общий вид:
Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.
Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и др.
Не может быть: константа, выражение.
Работа оператора : если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.
Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции.
Название
Знак
Сложение
Вычитание
+
Тип
операндов
-
Тип результата
Целое , вещ .
Умножение
Целое вещ .
Пример
Деление
Целое , вещ .
*
Целое вещ .
/
Целое частное от деления
Целое , вещ .
12.5 + 3 { =15.5}
Целое вещ .
Целое вещ .
15.5 - 3 {=12.5}
15 - 3 {=12}
div
Целый остаток
от деления
вещ .
mod
целое
3.5*2 {=7.0}
3*2 {=6}
3/5 {=0.6}
целое
целoе
цел o е
3 div 5 {=0}
3 mod 5 { =3 }
Оператор ввода:
read ( список переменных ) ;
Оператор вывода:
write (‘ сообщение ’ , список переменных ) ;
Отличие операторов read и write от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.
Для реализации ветвления можно использовать условный оператор:
if условие then
begin
оператор ; …
end
else
begin
оператор ; …
end;
Если условие выполняется, то выполняется ветвь then , если условие не выполняется – то ветвь else .
Где условие – это выражение логического типа .
f or параметр := нач_значение t o кон_значение d o
begin
оператор ; …
end;
Работа оператора:
1.Вычисляются начальное и конечное значения параметра и фиксируются;
2.Если нач_значение
3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу);
4.Если значение параметра кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3
5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.
Работа оператора:
Сначала проверяется условие, если оно верно, то выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.
w hile условие do
begin
оператор ; …
end;
Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.
Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.
r epeat
оператор ; …
until условие ;
Вопрос №3
Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №6
Вопрос №5
Вопрос №4
Вопрос №7
Завершить тест
Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы.
1) c = -11
3) c = 27
4) c = 33
2) c = 15
Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы.
1) a = 0, b = 18
3) a = 10, b = 18
4) a = 9, b = 17
2) a = 11, b = 19
Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.
3) c = -20
1) c = 20
4) c = 180
2) c = 70
Определить значение целочисленных переменных x , y и z после выполнения фрагмента программы.
3) x = 25, y = 5, z = 2
1) x = 55, y = 2, z = 5
4) x = 25, y = 2, z = 5
2) x = 22, y = 2, z = 5
Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.
1) b = 65
3) b = 29
4) b = 17
2) b = 67
Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.
1) b = 16
3) b = 28
4) b = 17
2) b = 8
Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.
1) b = -74
3) b = 47
4) b = -47
2) b = - 67
Верно
Список вопросов
Не верно
Список вопросов
Составить программу нахождения произведения двух чисел, значение которых вводится с клавиатуры, а результат произведения выводится на экран.
Написать программу которая будет считать среднее арифметическое 3-х любых чисел.