Отчет практического психолога
по результатам проведения исследования
особенностей адаптации учащихся 1–х и 5-хклассов .
I. Критерии адаптации первоклассников.
II. Критерии адаптации пятиклассников:
II. Результаты исследования по адаптации обучающихся .
Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года.
Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Одни адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика и с новым режимом – это высокая степень адаптации.
Другие имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. К концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям – средняя степень адаптации.
У третьих период адаптации растягивается на весь первый учебный год. Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций – низкая степень адаптации.
Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я - Школьник».
Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Были проведены коррекционно – развивающие занятия, в соответствии с программой, которые носят развивающий характер и направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.
На занятиях преобладал метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями обучающихся.
Конечно, о конечных результатах по адаптации первоклассников говорить рано. Но все, же из всего выше сказанного и обработав первичные данные можно сделать некоторые выводы.
II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В диагностике участвовали учащиеся 1-го класса в количестве 15-х человек: 7 мальчика и 8 девочка
Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
Диагностика проводилась по методике: «Домики» Автор О.А.Орехова
Анализ результатов опытно-экспериментального обследования.
Анализ результатов диагностики дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
1. По результатам методики можно отметить, что 25% первоклассников не осознают позицию школьника.
2. По полученным данным методики можно сделать вывод о том, что эмоциональное отношение детей к школе положительное - 75% и 25% свидетельствуют о неблагополучном и угнетенном состоянии.
Результаты свидетельствуют о высокой степени адаптации у 25%, средней степени адаптации у 50% и низкой- 25% детей.
Тот процент детей, которые медленно адаптируются к школе требуют дополнительной работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Разработать индивидуально – коррекционные программы для более глубокого обследования детей.
ЦЕЛЬ: выявление и устранение возникнувших трудностей в поведении, учебе.
2. Провести повторную диагностику в конце 2-й четверти у детей со средней и низкой степенью адаптации.
3. Взять под контроль учеников:
Настоящее обследование проводилось по плану психолого-педагогического сопровождения в пятых классах.
В 2022-23учебном году в 5-м классе обучается 19 человек. Из них 12 мальчиков и 7 девочки
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В связи с этим, целью диагностического минимума 5-м классе явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;
2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;
3. изучалась документация;
4.проводились консультации учителей-предметников, обучающих пятиклассников;
5. проводились консультации классного руководителя пятиклассников.
Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся:
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе».
Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.
1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:
Оценка мотивации учения 5 класса:
30 % - имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
36% - нормальный уровень мотивации.
7% - имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:
30% - нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
7% - имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, так и материальным.
Рекомендации:
Провести занятия, обучающие приемам снятия психо-эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения.
Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.
С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу.
Провести родительское собрание по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.
Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста».
Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.
Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.
Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.
Практический психолог Магомедова П.Б.