СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности чтения лирических и сюжетных стихотворений.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности чтения лирических и сюжетных стихотворений.

Просмотр содержимого документа
«Особенности чтения лирических и сюжетных стихотворений.»

Чтобы воспитать у детей любовь к поэтическому слову, пробудить у них желание слушать и заучивать стихи, учитель должен сам любить стихи и уметь их выразительно читать.

Содержание стихотворения, замысел поэта всегда неразрывно связаны с формой стихотворения, со звуковой организацией поэтической речи.

Поэтому, читая стихи, учитель должен не только донести до сознания детей основную мысль произведения, словесно нарисовать образы, раскрыть внутренний мир поэта, но и передать особенность стихотворной формы, дать слушателям почувствовать звучность, поэтичность и музыкальность стиха.

Чтобы осуществить эту задачу, он должен знать особенности стихотворной формы.

Строение стиха принципиально отличается от строения прозы тем, что строки стих.-я имеют обычно определённое число слогов и пишутся «столбиком» (реже – «лесенкой»; в этом случае число слогов в строке произвольно).

Стихотворная речь ритмически организована.

Ритм – повторяемость в стих.-ой речи однородных звуковых особенностей.

«Ритм – равномерное повторение каких-либо однородных явлений», в данном случае закономерное повторение ударных и безударных слогов (стихотворный размер), а часто и сходных по звучанию звукосочетаний в конце строк (рифма) или в середине (внутренняя рифма).

Сочетание ударного слога с безударным или с группой безударных называется стопой. Чаще всего в русской поэзии используется двусложные и трёхсложные стопы: четырёх- и пятисложные стопы встречаются очень редко.

Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог.

_/ _

Обла/ ком во/ лнистым/

Пыль вста/ ет вда/ ли... (А.А.Фет)

Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.

_ _/

По до/ му бро/ дит при/ виде/ нье,

Весь день/ шаги/ над го/ ловой/... (Б.Л.Пастернак)


Дактиль (от греческого – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов.

_/ _ _

Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.

_ _/ _

Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.

_ _ _/


Для стихотворной речи характерно деление на определённые ритмические отрезки. Эти отрезки называются стихотворными строками.

Стихотворная строка (или стих) является ритмической единицей стихотворной речи.

Стихотворные строки не всегда имеют одинаковое количество слогов. Многие авторы считают, что чтение каждой строки (независимо от числа слогов в ней) должно занимать одинаковое время.

Этого можно достигнуть или более медленным произнесением короткой строки, или удлинением ритмической паузы между короткой и длинной строками.

Однако чтец должен помнить, что чтение стихотворных строк зависит прежде всего от их смысла и той задачи, которую он ставит перед собой.

Независимо от совпадения конца стихотворной строки с окончанием синтаксической фразы в конце каждого стиха обязательно должна быть слделана ритмическая пауза.

Ритмическая пауза обычно непродолжительна. Однако, делая её, нужно учитывать смысл предложения.

Помимо ритмических, может быть сделана ещё дополнительная пауза – цензура (рассечение, разрез) – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишья – равные или неравные.

Миг вожделенный настал: │окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть │ тайно тревожит меня? (А.Пушкин)

Наличие цензуры в приведённом отрывке подчёркнуто владением безударных слогов (в третьей стропе).

Соблюдение цензурной паузы помогает соблюдать ритмичность стихотворной речи, ярче воспроизводить то, о чём рассказывает поэт, облегчает чтение длинных стихотворных строк.

Наконец, в трёхсложных размерах встречаются короткие паузы в различных местах строки, там, где выпадает неударный слог.

Стихотворные строки как правило объединяются рифмой (исключение белые стихи)

Рифма имеет большое значение для правильного и выразительного чтения стихотворных произведений. Она усиливает ритм.

Поэтому, чтобы правильно передать созвучие стиха, необходимо понимать, что такое рифма и каковы её особенности. Рифмы бывают четырёх видов:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

чем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

Различают следующие основные способы рифмовки:

Парная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.


Поскольку рифма объединяет стихотворные строки, «возвращает вас к предыдущей строке, при чтении к ней нужно относится очень внимательно.

Её не следует выделять, если эти слова не имеют важного смыслового значения. Такое выделение рифмы вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие. Стихотворение утратит свою музыкальнось, каждая строк будет звучать отрывочно.

В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, главное, его при чтении необходимо подчеркнуть, выдвинуть на первый план. Тогда рифма будет не просто связывать стихотворные строки, но и нести определённую смысловую нагрузку.

Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы, которые называются строфами.

Строфа представляет собой законченное синтаксическое целое. Поэтому при подготовке к чтению стихотворения надо относиться очень внимательно к делению его на строфы и использовать их для выразительной передачи как части стихотворения, так и всего его в целом.

Большое внимание при чтении стихотворения надо обращать на заключительную строку. Каждую строфу надо так выделять продолжительной паузой, чтобы дать возможность детям почувствовать законченность или продолжительность стихотворения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!