СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируется особенности  инклюзивного  образования  в школах и детских садах.   Рассматривается вопрос  о   применения адаптационных программ для каждого ребенка с ОВЗ  для наиболее эффективной работы педагога,  о готовности работников образования и образовательных учреждений  к работе с детьми с ОВЗ и о подготовке  таких  детей  к работе в обычном классе и работе с   одноклассниками «особенных» детей для налаживания взаимоотношений, учитывая возрастные особенности .

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»



Особенности инклюзивного образования

Инклюзивное образование -одна из важнейших проблем современной школы. С чего же надо начинать, как вводить ребенка с ОВЗ в общество и что нужно делать для его развития. Каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и дети с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы, оно направлено на развитие у всех детей способностей учитывая их возможности.

Система инклюзивного образования охватывает всех учащихся, независимо от их способностей и требований, и на всех уровнях - дошкольном, начальном, среднем и высшем. Инклюзивное образование – это развитие системы общего образования, доступности всех детей к образованию и приспособлению к особым нуждам школьников с «ограниченными возможностями» и «особенными потребностями». Такая система развивает методику, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума с особенными потребностям в процессе образования . Инклюзивное образование учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку ученика. Следует понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании , а на эффективности обучения .

Для того, чтобы процесс обучения давал положительные результаты, желательно , что бы «особенные» дети начинали свою адаптацию в обществе с детского сада. В детском саду детей с ОВЗ готовят к общению с их сверстниками, а так же , что немаловажно, помогают обычным детям быть более терпимыми к детям с «особенностями» . Пока дети с ОВЗ находятся в детском саду, для них создают специальные адаптивные программы, проводятся различные мероприятия по физкультуре, музыке и др. . Но далеко не всё зависит от детей и воспитателей, важную роль в жизни малышей играют их родители. Необходимо подготовить родителей, рассказать им об эффективных способах общения с детьми, дать знания из области педагогики и психологии, что бы дети смогли интегрироваться в общество.

Следующей ступенью обучения является школа, где дети продолжают своё обучение, а так же учатся дальше общаться с окружающим миром. Для того, чтобы любой ребенок с «особенностями» мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом или удобна для ее посещения ребенком, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для обычной школы. Для более эффективной работы нужно разработать адаптационную программу для каждого ребенка. План должен быть индивидуальным и обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания , при разработке программы необходимо учитывать особенности ребенка и его образовательных потребностей.

Инклюзивное образование включается в себя:

• Посещение детьми школ в которых учатся их братья и сёстры

• Нахождение детей в одном классе с их сверстниками

• Обеспечиваются необходимой поддержкой

• Имеют индивидуальные, которые соответствуют потребностям , а так же возможностям детей, учебные цели.

В наше время обучение детей с ОВЗ осложняют несколько важных факторов:

• Отсутствие нормативных документов по инклюзивному образованию

• Слабая подготовленность педагогического состава , который работает по модели инклюзивного образования

• Недостаточное финансирование образовательных учреждений

• Неготовность общества к принятию особенных детей

С детьми имеющими ограничения здоровья должны работать не просто ряд специалистов по инклюзивному образованию , а люди, которые готовы и хотят развиваться и изменяться вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья . Учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью

«как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же активности, хотя

ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;

4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Даже, у самих учащихся могут быть различные существенные трудности, которые не всегда отражают их познавательные способности. Необходимо подготовить учителей к внедрению инклюзивного подхода в школе. Присутствие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одновременно и расширяет педагогическую ситуацию, и требует больших затрат времени и сил.

У детей с ОВЗ могут быть разные дефекты, например: эмоционaльные, поведенческие и речевые трудности, проблемы психического здоровья, нaрушение слуха и нaрушение зрения, опорно-двигательные проблемы и сложные нарушения, аутизм и т д. Так как мы видим все эти трудности, необходимо учитывать при обучении «особенного» ребенка, проводить в школе: психологический осмотр, социальное обследование, медицинское обследование, педагогическое обследование, интеллектуальное тестирование, наблюдение дефектолога или логопеда. Необходимо работать не только с детьми с ОВЗ, учителями и родителями , но и одноклассниками особенных детей и часто с их родителями для налаживания взаимоотношений и воспитания толерантности. К сожалению стране существуют стереотипы по поводу детей с ОВЗ, некоторые ученики и их родители против обучения в классе детей с ограниченными возможностями . Но по наблюдениям специалистов работающих в школах , где учатся дети с ОВЗ , многие дети без ограничений здоровья становятся добрее , начинают понимать, что в мире есть люди, которые отличаются от большинства людей, поэтому дети привыкают относится ко всем людям одинаково, толерантно .

В России на данном этапе прoисходит мнoжествo изменений в сфере oбразoвания в лучшую сторону. Пoнятие инклюзивное oбразование обсуждают и применяют на практике. Что же может помочь лучше интегрировать инклюзивное образование в общеобразовательные школы:

• Создание нормативно-правовой базы;

• Создание барьерной среды (это туалеты, пандусы и т.д.);

• Поддержка психологов и родителей, так как детям необходима забота и внимание со стороны старших;

• Профессиональная переподготовка кадров.

Инклюзивное образование – это перспективный способ обучения, который нужно постоянно развивать. Дети с ОВЗ такие же обычные дети, только требуют большего внимания и особенного подхода, им необходима наша поддержка, что бы они смогли уверенно чувствовать себя в социуме и общаться со своими сверстниками .Инклюзивное образование дает детям с особенностями развития полноценную жизнь в обществе и возможность реализовать себя как личность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!