Особенности инклюзивного образования
Инклюзивное образование -одна из важнейших проблем современной школы. С чего же надо начинать, как вводить ребенка с ОВЗ в общество и что нужно делать для его развития. Каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и дети с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы, оно направлено на развитие у всех детей способностей учитывая их возможности.
Система инклюзивного образования охватывает всех учащихся, независимо от их способностей и требований, и на всех уровнях - дошкольном, начальном, среднем и высшем. Инклюзивное образование – это развитие системы общего образования, доступности всех детей к образованию и приспособлению к особым нуждам школьников с «ограниченными возможностями» и «особенными потребностями». Такая система развивает методику, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума с особенными потребностям в процессе образования . Инклюзивное образование учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку ученика. Следует понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании , а на эффективности обучения .
Для того, чтобы процесс обучения давал положительные результаты, желательно , что бы «особенные» дети начинали свою адаптацию в обществе с детского сада. В детском саду детей с ОВЗ готовят к общению с их сверстниками, а так же , что немаловажно, помогают обычным детям быть более терпимыми к детям с «особенностями» . Пока дети с ОВЗ находятся в детском саду, для них создают специальные адаптивные программы, проводятся различные мероприятия по физкультуре, музыке и др. . Но далеко не всё зависит от детей и воспитателей, важную роль в жизни малышей играют их родители. Необходимо подготовить родителей, рассказать им об эффективных способах общения с детьми, дать знания из области педагогики и психологии, что бы дети смогли интегрироваться в общество.
Следующей ступенью обучения является школа, где дети продолжают своё обучение, а так же учатся дальше общаться с окружающим миром. Для того, чтобы любой ребенок с «особенностями» мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом или удобна для ее посещения ребенком, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для обычной школы. Для более эффективной работы нужно разработать адаптационную программу для каждого ребенка. План должен быть индивидуальным и обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания , при разработке программы необходимо учитывать особенности ребенка и его образовательных потребностей.
Инклюзивное образование включается в себя:
• Посещение детьми школ в которых учатся их братья и сёстры
• Нахождение детей в одном классе с их сверстниками
• Обеспечиваются необходимой поддержкой
• Имеют индивидуальные, которые соответствуют потребностям , а так же возможностям детей, учебные цели.
В наше время обучение детей с ОВЗ осложняют несколько важных факторов:
• Отсутствие нормативных документов по инклюзивному образованию
• Слабая подготовленность педагогического состава , который работает по модели инклюзивного образования
• Недостаточное финансирование образовательных учреждений
• Неготовность общества к принятию особенных детей
С детьми имеющими ограничения здоровья должны работать не просто ряд специалистов по инклюзивному образованию , а люди, которые готовы и хотят развиваться и изменяться вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья . Учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью
«как любых других ребят в классе»;
2) включать их в те же активности, хотя
ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;
4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Даже, у самих учащихся могут быть различные существенные трудности, которые не всегда отражают их познавательные способности. Необходимо подготовить учителей к внедрению инклюзивного подхода в школе. Присутствие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одновременно и расширяет педагогическую ситуацию, и требует больших затрат времени и сил.
У детей с ОВЗ могут быть разные дефекты, например: эмоционaльные, поведенческие и речевые трудности, проблемы психического здоровья, нaрушение слуха и нaрушение зрения, опорно-двигательные проблемы и сложные нарушения, аутизм и т д. Так как мы видим все эти трудности, необходимо учитывать при обучении «особенного» ребенка, проводить в школе: психологический осмотр, социальное обследование, медицинское обследование, педагогическое обследование, интеллектуальное тестирование, наблюдение дефектолога или логопеда. Необходимо работать не только с детьми с ОВЗ, учителями и родителями , но и одноклассниками особенных детей и часто с их родителями для налаживания взаимоотношений и воспитания толерантности. К сожалению стране существуют стереотипы по поводу детей с ОВЗ, некоторые ученики и их родители против обучения в классе детей с ограниченными возможностями . Но по наблюдениям специалистов работающих в школах , где учатся дети с ОВЗ , многие дети без ограничений здоровья становятся добрее , начинают понимать, что в мире есть люди, которые отличаются от большинства людей, поэтому дети привыкают относится ко всем людям одинаково, толерантно .
В России на данном этапе прoисходит мнoжествo изменений в сфере oбразoвания в лучшую сторону. Пoнятие инклюзивное oбразование обсуждают и применяют на практике. Что же может помочь лучше интегрировать инклюзивное образование в общеобразовательные школы:
• Создание нормативно-правовой базы;
• Создание барьерной среды (это туалеты, пандусы и т.д.);
• Поддержка психологов и родителей, так как детям необходима забота и внимание со стороны старших;
• Профессиональная переподготовка кадров.
Инклюзивное образование – это перспективный способ обучения, который нужно постоянно развивать. Дети с ОВЗ такие же обычные дети, только требуют большего внимания и особенного подхода, им необходима наша поддержка, что бы они смогли уверенно чувствовать себя в социуме и общаться со своими сверстниками .Инклюзивное образование дает детям с особенностями развития полноценную жизнь в обществе и возможность реализовать себя как личность.