Особенности использования артпедагогических технологий в рамках
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Василькина Г. А.
«Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике»
Л.С. Выготский
АРТПЕДАГОГИКА
(по отношению к специальному образованию)
– это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую), включающая в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.
Искусство
Арт-терапия
Арт-педагогика
Психология
Медицина
Цель артпедагогики
Сущность артпедагогики
является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства
состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности
Основные функции артпедагогики:
- обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры
- обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры
Культуро-логическая
- направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности
- направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности
Образовательная
- формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства
- формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства
Воспитательная
- содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии
- содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии
Коррекционная
Деятельностно-творческий характер
Поддержка индивидуального развития ребенка
Формирование целостности личности
Коррекционный компонент
Использование
артпедагогических технологий
в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики
Э. Сеген Ж. Демор О. Декроли
а также отечественные ученые
Л. С. Выготский А. И. Граборов Т. С. Комарова
Они утверждают, что художественная деятельность детей с ОВЗ обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.
Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности.
Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, – с другой.
И тесно связанная с ней арттерапия,
которая имеет несколько значений:
рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
как комплекс
арттерапевтических
методик ;
как направление психотерапевтической и психокоррекционной
как метод
практики;
Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.
Поэтому можно дать определение арттерапии, основываясь связи с артпедагогикой, такое:
Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !