Особенности лексического запаса и грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи .
Выполнила:
Анисимова Е. В.
Учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 4»,
г.Коркино, Челябинская область
Изучаемые вопросы:
1. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.
2. Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.
3. Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи.
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов
- В. Г. Петрова,
- Г. И. Данилкина,
- Н. В. Тарасенко,
- Г. М. Дульнев.
Исследователи отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.
У умственно отсталых выявляется
- бедность словарного запаса,
- неточность употребления слов,
- трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме,
- преобладание пассивного словаря над активным,
- несформированность структуры значения слова,
- нарушения процесса организации семантических полей.
Причины бедности словаря:
- низкий уровень умственного развития,
- ограниченность представлений и знаний об окружающем мире,
- несформированность интересов,
- снижение потребности в речевых и социальных контактах,
- слабость вербальной памяти.
Особенности активного словаря детей с нарушениями интеллекта:
- преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера;
- отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает);
- умственно отсталые дети редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека;
- количество наречий в словаре весьма ограничено;
- неточное употребление слов, парафазии;
- замены слов по семантическому сходству;
- смешения слов одного рода, вида.
Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.
Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.
Исследованиями грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта занимались многие авторы:
- В. Г. Петрова,
- М. Ф. Гнездилов,
- М. Ф. Феофанов,
- А. П. Федченко,
- Е. Ф. Соботович,
- Р. И. Лалаева
У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.
Особенности грамматического строя :
- недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения;
- искажения в употреблении падежей;
- неправильное употребление предлогов;
- нарушения в словосочетании наречия много и существительного, согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного;
- замены полной формы прилагательного краткой формой («красны цветок»);
- крайне редко в самостоятельной речи употребляется средний род глаголов прошедшего времени;
- несформированность словообразования;
- простые нераспространенные предложения;
- в самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого;
- чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений.
Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи.
Особенности логопедической работы по развитию лексики
Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на:
-обогащение словарного запаса;
-уточнению значения слов;
-формирование лексической системности и семантических полей.
Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.
Работа ведется в следующем порядке:
- расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр;
- проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов;
- продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря;
- уточнение представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов;
- работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи
В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.
Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
- работа над падежными формами;
- развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени, затем в прошедшем времени и, наконец, в будущем времени;
- работа по формированию формы словообразования;
- формирование структуры предложения;
- последовательная работа над предложениями (простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения)
Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.