СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности лексического запаса и грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации описаны особенности словарного запаса умственно отсталых детей, особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта. А также описана коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи у детей данной категории.

Просмотр содержимого документа
«Особенности лексического запаса и грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи.»

Особенности лексического запаса и грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи .   Выполнила: Анисимова Е. В. Учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 4», г.Коркино, Челябинская область

Особенности лексического запаса и грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи .

Выполнила:

Анисимова Е. В.

Учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 4»,

г.Коркино, Челябинская область

Изучаемые вопросы: 1.  Особенности словарного запаса умственно отсталых детей. 2.  Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта. 3.  Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи.

Изучаемые вопросы:

1. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.

2. Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.

3. Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи.

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев. Исследователи отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов

  • В. Г. Петрова,
  • Г. И. Данилкина,
  • Н. В. Тарасенко,
  • Г. М. Дульнев.

Исследователи отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

 У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Причины бедности словаря: низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, слабость вербальной памяти.

У умственно отсталых выявляется

  • бедность словарного запаса,
  • неточность употребления слов,
  • трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме,
  • преобладание пассивного словаря над активным,
  • несформированность структуры значения слова,
  • нарушения процесса организации семантических полей.

Причины бедности словаря:

  • низкий уровень умственного развития,
  • ограниченность представлений и знаний об окружающем мире,
  • несформированность интересов,
  • снижение потребности в речевых и социальных контактах,
  • слабость вербальной памяти.
Особенности активного словаря детей с нарушениями интеллекта: преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера; отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает); умственно отсталые дети редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека; количество наречий в словаре весьма ограничено; неточное употребление слов, парафазии; замены слов по семантическому сходству; смешения слов одного рода, вида. Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.

Особенности активного словаря детей с нарушениями интеллекта:

  • преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера;
  • отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает);
  • умственно отсталые дети редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека;
  • количество наречий в словаре весьма ограничено;
  • неточное употребление слов, парафазии;
  • замены слов по семантическому сходству;
  • смешения слов одного рода, вида.

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.

Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта. Исследованиями грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта занимались многие авторы: В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. Ф. Феофанов, А. П. Федченко, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаева У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.

Исследованиями грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта занимались многие авторы:

  • В. Г. Петрова,
  • М. Ф. Гнездилов,
  • М. Ф. Феофанов,
  • А. П. Федченко,
  • Е. Ф. Соботович,
  • Р. И. Лалаева

У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Особенности грамматического строя : недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения; искажения в употреблении падежей; неправильное употребление предлогов; нарушения в словосочетании наречия много и существительного, согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного; замены полной формы прилагательного краткой формой («красны цветок»); крайне редко в самостоятельной речи употребляется средний род глаголов прошедшего времени; несформированность словообразования; простые нераспространенные предложения; в самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого; чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений.

Особенности грамматического строя :

  • недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения;
  • искажения в употреблении падежей;
  • неправильное употребление предлогов;
  • нарушения в словосочетании наречия много и существительного, согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного;
  • замены полной формы прилагательного краткой формой («красны цветок»);
  • крайне редко в самостоятельной речи употребляется средний род глаголов прошедшего времени;
  • несформированность словообразования;
  • простые нераспространенные предложения;
  • в самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого;
  • чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений.
Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи. Особенности логопедической работы по развитию лексики Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на: -обогащение словарного запаса; -уточнению значения слов; -формирование лексической системности и семантических полей.  Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.  Работа ведется в следующем порядке: расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр; проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов; продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря; уточнение представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов; работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Коррекционная работа по преодолению нарушений словарного запаса и грамматического строя речи.

Особенности логопедической работы по развитию лексики

Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на:

-обогащение словарного запаса;

-уточнению значения слов;

-формирование лексической системности и семантических полей.

Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

Работа ведется в следующем порядке:

  • расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр;
  • проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов;
  • продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря;
  • уточнение представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов;
  • работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи  В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм. Логопедическая работа ведется в следующих направлениях: работа над падежными формами; развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени, затем в прошедшем времени и, наконец, в будущем времени; работа по формированию формы словообразования; формирование структуры предложения; последовательная работа над предложениями (простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения) Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • работа над падежными формами;
  • развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени, затем в прошедшем времени и, наконец, в будущем времени;
  • работа по формированию формы словообразования;
  • формирование структуры предложения;
  • последовательная работа над предложениями (простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения)

Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!