СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности математического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков.

Просмотр содержимого документа
«Особенности математического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллиона таких детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) наблюдаются у значительной части детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Контингент детей с НОДА крайне неоднороден как в клиническом, так и психолого-педагогическом отношении. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития. Особенно задержаны в развитии те высшие функции, которые тесно связаны с двигательными анализаторами: пространственные представления, способность узнавать предмет на ощупь, соотносить размеры и форму предметов.

Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе обучения математике. Математика является ведущим общеобразовательным предметом в школе. Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики учителю, важно владеть знаниями особенностей их психического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом, обусловленным ведущим дефектом. У детей, страдающих заболеваниями ДЦП, наблюдаются различные тяжелые нарушения движения рук, ног, головы, туловища, обусловленные спазмом мускулатуры, что приводит к задержкам общего развития. Моторные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности. Это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются.

У детей с ДЦП обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, счетных операций, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик, соблюдением орфографического режима. При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной чувствительности. Необходимо чтобы содержание математики как учебного предмета и его структура для различных категорий детей с ограниченными возможностями были ориентированы с учетом не только диагноза, но и динамики общего и математического развития каждого ребенка в процессе обучения.

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей с НОДА. Трудности обучения таких детей обусловлены целым рядом причин: нарушениями моторной координации, зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций. Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитывая разный уровень подготовленности учащихся. На уроках математики, обучающиеся с НОДА испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпом выполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью. Некоторые не могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений. Авторский педагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков используется комплекс педагогических методов, приемов и средств:

устные разминки-вычисления, обсуждение готовых решений, комментирование с места для формирования умения применения алгоритма действий, использование правил и формул как опорной наглядности на доске, многократное повторение правил, карточки с рисунками, поиск ошибок;

тетради с печатной основой или задания с рисунком, плакаты и т.д.;

дидактический материал, для контроля усвоения теоретического материала после изучения темы или при проведении обобщающих уроков в игровой форме;

опорные конспекты выдаются всем обучающимся, применяются для обобщающих уроков как справочный материал.

Проведение на уроках небольших самостоятельных работ (1-2 задания) с обязательной проверкой в классе с помощью готовых ответов или полных верных решений способствует формированию рефлексивных навыков по нахождению места и причины ошибок. Одной из особенностей работы с учащимися с НОДА является то, что им необходимо предоставлять дополнительное время для выполнения заданий. В целях экономии времени на уроке задания даются в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, - например, напечатано условие, начало решения, которое следует закончить.

Использование мультимедийных средств способствует повышению уровня понимания задания, особенно при построении графиков функций с учётом их свойств и способов преобразования графиков функций; мотивации к учению за счёт использования нетрадиционных форм проведения урока и современных технологий. К примеру, обучающиеся самостоятельно создают презентации после пройденной темы, описывая свойства и практическое их применение. Ребёнку с ДЦП проще выполнить чертёж на компьютере нажатием клавиш, чем это сделать с помощью карандаша и линейки.

Для учащихся с моторными нарушениями средней и высокой степени применение обычной клавиатуры затруднительно. Поэтому на уроках дети пользуются клавиатурами с клавишами увеличенного размера, расположенными далеко друг от друга, а также с клавиатурами, в которых каждая кнопка расположена в специальной углубленной полости – все это облегчает работу на клавиатуре и позволяет исключить возможность одновременно нажатия разных клавиш. Разработанные специально для инвалидов устройства подключаются к компьютеру стандартным способом или через ресивер.

При организации самостоятельной учебной деятельности используются не только индивидуальная форма работы, но и групповая, работа в парах, в микрогруппах, которая помогает в общении и социализации этих детей. На основе наблюдений за обучающимися с НОДА можно отметить о динамике развития социальных компетентностей.

Литература:

  1. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1988.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!