СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности употребления числительных в деловой речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности употребления числительных в деловой речи.»

Урок русского языка в 6 классе

Тема:   Особенности употребления числительных в деловой речи. 

Цели урока:   научить употреблять имена числительные в устной и письменной речи; развивать творческое начало в речи шестиклассников; способствовать воспитанию культуры речи.

Ход урока

I. 1.  Вступительное  слово учителя.

       Доброе утро, ребята!

2. Сообщение темы урока, его целей и задач.

– Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам?

– К какому стилю речи можно отнести мое вступительное слово?

– Назовите тип речи.

    Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

Подготовительная работа

- Вспомните, какие части речи мы знаем?

Опорная таблица по теме «Части речи». 

Имя существительное

Имя
прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

1. Часть речи.

1. Часть речи.

1. Часть речи.

1. Часть речи.

1. Часть речи.

2. Обозначает предмет.

2. Обозначает признак предмета.

2.Обозначает действие предмета

2.Указывает на предмет, но не называет его.

2.Обозначает признак действия.

3. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы какой?  какая? какое? какие?
чей?

3. Отвечает на вопросы что делать?

3. Отвечает на тот же вопрос, что и существительное, которое оно заменяет.

3. Отвечает на вопросы когда? где? куда? как?

Ученик,
парта.

Добрый, красивая, румяное, весёлые.

Читать, рисовать, шить.

Я - мы,
Ты - вы,
он, она, оно-они.

Завтра, впереди, налево, влево, звонко.

Повторение сведений об имени числительном.

Учитель:

- Ребята, вы уже изучили тему “Имя числительное”, опираясь на полученные знания, вы должны повторить изученное об имени числительном, углубить свои знания по данной теме урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать числительные, рассмотрим деловые бумаги, связанные с числами.

- Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

Стихотворение «Имя числительное».

Ученик

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

Учитель:

Какая часть речи называется именем числительным? 

Ученики:

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок предметов при счете.

Имя числительное отвечает на вопросы сколько? Или какой?

Творческий диктант. 

Количественные числительные обозначают количество предметов при счёте. Они отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные. Сколько?

  • Сколько тебе лет?

  • Сколько лет ты учишься в школе?

  • Сколько этажей имеет здание твоей школы?

  • Сколько человек учится в твоём классе?

  • Сколько уроков сегодня?

  • Сколько минут ты тратишь по дороге в школу?

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 

Порядковые числительные. Какой?

  • В каком году ты родился?

  • В каком классе ты учишься?

  • Какой год был для тебя удачным и памятным?

  • В каком году ты закончишь школу?

  • За какой партой ты сидишь?

Объяснение нового материала. Правописание имён числительных.

ЗАПОМНИ!

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.

Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить правила:

  • Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с мягким знаком(ь) на конце.

Пять, семнадцать, девятнадцать, тридцать.

  • Числительные 50, 60, 70, 80 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят.

  • Числительные от 500 до 900 пишутся с мягким знаком (ь) в середине.

Пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.

  • Запомни правописание числительных: 90, 200, 300.

ДевяностО, двестИ, тристА, четырестА.


Задание: спишите стихотворение, найдите в нём имена числительные.

Триста тридцать три жильца.

Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста  три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрёстка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли
И в детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали.
Шли гулять в аллеях сквера
Пять седых пенсионера.
Замечательный был дом – 
Дружно люди жили в нём.
(Ю.Коринец)

Задание. Запишите числа словами, орфограмму подчеркните.

6,7,8,9,10,11,13,19, 20, 60, 80, 600, 700, 800.

Проверка выполненной работы

Контроль: шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, тринадцать, девятнадцать, двадцать, шестьдесят, восемьдесят, шестьсот, семьсот, восемьсот.

Прочитайте зашифрованные слова.

Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, 100п, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, с3ж.

Задание: вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

  1. За лето прочитал двадцат….  пят…. книг.

  2. В школе сем…. сот  учеников.

  3. Напечатано восем..сот экземпляров книг.

  4. В продаже есть восем… надцать видов обоев.

  5. Объем бака – шест..десят литров.

  6. Выполнено тридцат … заданий.

  7. Вспахали девят..надцать гектаров земли.

  8. Заработано девят..сот  тысяч рублей.

  9. Построено восем…сот километров дороги.

  10. В здании восем..надцать этажей.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу (вставить пропущенные)1девяност…  девять, 2двен(нн)адцать, 3один(нн)адцатый, трист…, 

5четыр…мя, 6пят…надцатые, 7сорок…тысяч…, трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый

IIIЗнакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

    Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

- В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.

-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибкоопасные места (до тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов).

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители с. Дьяково!

Со 2  по 25 марта  аптека № 1 закрыта на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:

Г. Антрацит, ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 1

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.

       Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибкоопасные места, запоминают правописание слова.

 -  Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время…

 Автобиография имеет свою структуру. Поработав над следующим упражнением, мы сможем составить план её написания.

План.

1. Название документа.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения (число, месяц, год).

4. Место рождения.

5. Сведения о родителях (ФИО, место работы).

6. Сведения об образовании (где учится, когда и когда пошел учиться).

7.. Дата, подпись.

- С годами автобиография каждого человека пополняется, расширяется. В ней указываются сведения о трудовой деятельности (где, когда и кем работал), сведения о собственной семье (муже, жене, детях).

Составление собственной автобиографии по плану.

Я, _________________________________________

родил(ся)(ась) ___________________________ в _________________________________

Мой отец, _____________________________________________________

работает __________________________________________________

Моя мать, ___________________________________________

работает _____________________________________________

В 20__ году я пош(ла)(ел) в _________________________________________________

В данный момент обучаюсь в _____________________________________

     А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы. Текст называется «Предки».  Каково лексическое значение слова предки?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста). 

Предки

    Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?

- В каком значении употреблено слово «предок»?

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточи.).

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Сочинить сказку, в которой есть числительное. Для составления лингвистических сказок предлагаю такое начало: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова». Жили они счастливо и дружно, потому что Его Величество Числительное Три правил страной честно и справедливо. Слова были очень трудолюбивы, они охотно согласовались в словосочетаниях, выстраивались в роли разных членов предложения, составляли интересные рассказы, поучительные сказки и восхитительные стихи. В их нелегком труде помогали знаменитые ученые и строгие судьи Фонетика, Орфография, Морфология, Словообразование и Пунктуация. Казалось, что ничто не сможет помешать счастью слов, но хитрый Глагол Три решил примазаться к царю  и заполучить полцарства…»

- Вот вам речевая ситуация… Попробуйте разрешить судьбу царства.

- Как вы понимаете значение слова «примазаться»?                                              

- Это разговорное слово вносит в текст иронию.

V. Подведение итогов урока.

- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в своей речи числительные?

Итоги урока.

- Ребята, с какой частью речи мы сегодня с вами познакомились? (имя числительное)

- Какая часть речи называется именем числительным?

(Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок предметов при счете.

- Имя числительное отвечает на какие вопросы? (сколько? или какой?)

- Какие виды имени числительного вы знаете? (количественные – сколько? и порядковые – какой?)

- Как пишутся числа (от 5-20 и 30)? (от 5 до 20 и 30 пишутся с мягким знаком (ь) на конце)

- В каких числительных пишется Ь знак в середине слова? (50,60,70,80, от 500 до 900)

- Как пишутся числительные 90, 200, 300, 400? (ДевяностО, двестИ, тристА, четырестА)

 

Р.SВ случае, если темп урока очень высок и до звонка остается пара минут, можно запланировать небольшой конкурс исполнения строчек из песен, в которых есть имена числительные. Например, «Миллион, миллион алых роз…», «Три танкиста, три веселых друга…», «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…» и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!