Особенности специальной школы интерната для обучающихся с нарушениями интеллекта.
Одной из особенностей специальной школы является то, что часть контингента (особенно в 1-2 классах) состоит из учеников, переведенных из общеобразовательной школы, в которой они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников (а иногда и учителей) выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед коллективом учителей специальной школы в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями.
Первым этапом является восприятие. Психология определяет восприятие как целенаправленный познавательный процесс, который носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся нужно сообщить то, что они будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.
Второй этап - осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснении характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.
Третий этап запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Этот этап в дидактике специальной школы имеет особое значение. Проблемам запоминания и закрепления посвящены работы X. С. Замского. На этом этапе учащиеся должны уметь использовать усвоенный теоретический материал для выполнения упражнений, решения задач, построения простейших умозаключений.
Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности. Этот этап особенно важен для специальной школы, так как учащимся с нарушением интеллекта очень сложно даже имеющиеся знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем более в самостоятельной работе. Здесь важна не только учебная деятельность во время общеобразовательных уроков, но и все виды трудового и профессионально-трудового обучения, общественно полезный и обслуживающий труд, работа на пришкольном участке и т. п. Большие возможности имеет в этом отношении внеклассная и внешкольная работа. Участие школьников в работе различных кружков, в спортивных, художественных секциях учит детей использованию учебных умений и навыков в различных видах практической деятельности.
В обучении реализуются три функции:
1. образовательная - составляет процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений;
2. развивающая - заключается в умственном развитии учащихся( формирования умственных сил и способностей ученика). Учение должно постоянно повышать уровень развития учащихся;
3. воспитывающая - состоит в том, что учебная деятельность формирует личность учащихся: патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплинированность, трудолюбие.
Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.
В специальной школе, как и в массовой, процесс обучения и воспитания един и неразделим и в конечном счете подчинен основной цели - подготовке выпускников к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Однако, поскольку в специальной школе обучаются дети с нарушениями высшей нервной деятельности, постольку, естественно, процесс обучения и воспитания в ней реализуется своеобразно.
Это своеобразие выражается прежде всего в том, что в специальной школе в процессе обучения необходимо всемерно компенсировать последствия мозговых заболеваний, корригировать аномалии умственного развития ребенка. Поэтому конкретные методы и приемы работы с детьми должны не только обеспечить сообщение определенной суммы общеобразовательных знаний и профессиональных умений и навыков в объеме, доступном усвоению умственно отсталым учеником, но и одновременно оказать корригирующее влияние на ход умственного развития ребенка.
Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения
Основные дидактические принципы специальной школы.
Принцип развивающего обучения. Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка. В специальной школе такое развитие личности учащегося понимается как развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных педагогических условиях.
Для активизации умственного и физического развития своих учеников специальная школа создает следующие условия:
1. Обеспечивает на протяжении довольно длительного пропедевтического периода (по сравнению с массовой школой) подготовку своих учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессионально-трудовых навыков. С первых дней поступления умственно отсталого ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной целенаправленной учебной деятельности. Поэтому на первых годах обучения коррекционно-воспитательная работа с ребенком является ведущей, основной. У детей воспитываются навыки поведения в школе, коллективе, а также навыки самообслуживания.
Используя разные приемы, у учеников развивают фонематический слух, исправляют недостатки произношения, пополняют и формируют элементарные представления об окружающем мире, расширяют пассивный и активный словарный запас.
2. Мощным средством в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие детей, в специальной школе является трудовое обучение и воспитание. Ручная предметная деятельность на ранних годах обучения как более конкретная и более доступная для понимания предшествует включению умственно отсталого ребенка в процесс обучения. Между общеобразовательной работой школы и профессионально-трудовым обучением должна быть тесная взаимосвязь, стимулирующая умственное и физическое развитие учащихся.
Принцип воспитывающего обучения. Реализация этого принципа включает несколько направлений:
1. формирование мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
2. воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированности, упорства и трудолюбия. Учебный материал способствует формированию положительной направленности личных качеств ученика;
3. коррекция умственного развития. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных индивидуальных умственных возможностей учащихся.
На каждом уроке в большей или меньшей степени учитель создает условия, способствующие коррекции и развитию умственной деятельности, стремясь к обобщениям, формируя у учащихся представления об общей картине мира, не замкнутой рамками учебника и стенами класса. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями, потребностями;
4. каждый урок должен быть включен в систему коррекционно-воспитательной работы.
Прочность усвоения учебного материала зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысленности понимания, познавательной активности учащихся, мотивации учения, качества учебных книг, мастерства учителя. К учебному процессу, построенному в соответствии с этим принципом, предъявляются следующие требования.
Первое. Выделение главной мысли в данном учебном материале. Объяснение на уроке, закрепление, повторение, практические работы включают определенный объем материала, который состоит т теоретических положений и суммы фактов, описаний, разъяснений. Теоретическая часть, в свою очередь, состоит из глубоких, второстепенных или дополнительных сведений. Фактическая часть также неоднородна по структуре: одни факты известны ученикам, встречаются в повседневной жизни. Другие являются новыми, ранее неизвестными детям. Третьи возникают в результате наблюдения и экскурсий. Фактический материал может иметь разную степень обобщенности, быть более конкретным или более абстрактным.
Дидактические принципы специальной коррекционной школы:
1. обучение должно всесторонне развивать личность каждого учащегося - принцип развивающего обучения;
2. обучение должно быть воспитывающим - принцип воспитывающего обучения;
3. обучение должно быть систематическим и системным - принцип систематичности и системности в обучении;
4. все сообщаемые в школе знания должны быть строго научными - принцип научности в обучении;
5. обучение строится на основе учета возрастных особенностей детей и доступности для них учебного материала - принцип доступности в обучении;
6. в обучении должна широко использоваться наглядность - принцип наглядности в обучении;
7. обучение должно основываться на сознательности и активности учащихся - принцип сознательности и активности в обучении;
8. обучение должно обеспечивать прочность усвоения знаний, умений и навыков - принцип прочности усвоения;
9. обучение обеспечивает индивидуальный подход к ребенку при коллективных формах обучения - принцип индивидуализации в обучении;
10. весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика.
Методы обучения в специальной школе. Определение и классификация методов обучения.
Наиболее простая классификация методов обучения - по методам работы учителя и ученика.
К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать логике рассуждений, понять излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести.
Ко второй группе относятся способы учения: упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, контрольные работы.
Наиболее распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.
В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;
учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;
материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;
устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.
Урок в специальной школе. Основные методические требования к уроку
Урок - это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. Каждый урок осуществляет какую-то часть общих задач учебно-воспитательного процесса, является этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положительных качеств у учащихся, осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей. И в то же время каждый урок должен отличаться целостностью и завершенностью, решать вполне конкретную образовательную задачу, соответствовать основным дидактическим принципам обучения.
В этой связи урок представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:
1. содержания, проявляющегося через различные источники - слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, материалы периодики, художественную литературу, средства наглядности и т.д;
2. различных звеньев обучения - формирования новых знаний (усвоения нового материала); закрепления, проверки усвоения; повторения; использования новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;
3. различных методов и приемов обучения;
4. коррекционной направленности урока.
Следовательно, на каждом уроке решаются три задачи (дидактическая триада) - обучающая, воспитательная и коррекционная. Решение этих задач предъявляет к уроку следующие требования:
правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу на основе действующей программы и планирования, связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего;
достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;
доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;
создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке;
учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обучения;
научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в оптимальной организации труда учащихся и выборе форм и методов, адекватных поставленным на данном уроке задачам;
оборудование урока, соответствующее его дидактической цели, рациональное использование средств наглядности и ТСО;
соответствие общей структуры и внутренней логики урока поставленным образовательной, воспитательной и коррекционной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей.
Особое значение в специальной школе на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматическое развитие организма - на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия - на уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки.
Любой урок активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной деятельности. Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки самостоятельной работы; настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других - на уроках производственного и сельскохозяйственного труда, требующих совместной деятельности, и т. д.
В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы (естественно, с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).
На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся. Ученикам легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными особенностями. При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.
Типы и структура уроков
Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т. д.
Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:
1. вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала.
2. урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;
3. обобщающий (повторителъно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;
4. контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;
5. урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;
6. комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.
По своей организации от традиционных форм отличаются уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.
В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.
Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.
1. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на уроке в специальной школе уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока.
Действительно, учитывая трудную переключаемость умственно отсталых учащихся с одного вида деятельности на другой, но время оргмомента необходимо снять у них излишнюю возбудимость, например, после перемены, уроков физкультуры и т.п. и переключить их внимание на данный урок. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. В организации начала урока все имеет значение: как учитель вошел в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, даже то, как он идет от двери до своего стола. Учитель проверяет готовность к уроку: наличие у учащихся тетрадей, учебников, дневника, ручки, специального оборудования для данного урока, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов. Кстати, это же требование относится к столу учителя. Это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд. Некоторым учащимся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок или подготовить к уроку рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за него.
2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) - традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы учитель прежде всего сосредоточивает внимание учащихся на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.
Если к данному уроку не было домашнего задания, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будут использованы в процессе объяснения. От этой части урока непосредственно зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.
3. Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.
4. Объяснение - научное изложение содержания учебного материала - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для умственно отсталых школьников логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.
5. Закрепление - этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала.
В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифференцированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это может быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и т. д.
6. Повторение - это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность этого этапа урока в специальной школе заключается в том, что умственно отсталым учащимся в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.
Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).
7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.
Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности учащихся, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание их определяется учителем.
Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ во избежание перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым директором или завучем школы по согласованию с преподавателем. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в I классе не проводятся, но начиная со второго полугодия с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков проводятся отдельные проверочные письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т. п.
Используя оценку как стимул учебной деятельности, в порядке исключения, работы некоторых учеников можно оценивать более высоким баллом.
8. Домашнее учебное задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.
Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков.
Во II периоде (5-8 классы) учащиеся овладевают профессиональными умениями и навыками.
Лев Семёнович Выго́тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Выдающийся советский ученый-психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.
Ведущий рубрик: Психология развития, Научная жизнь, Психология образования
Мари́я Семёновна Пе́взнер (14 апреля 1901, Сенно — 3 августа 1989, Москва) — советский психиатр, психолог, дефектолог, кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор.
Основные труды[править | править код]
Певзнер М. С. Клиника психопатий в детском возрасте. — М.: «Учпедгиз», 1941.
Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М.: «Издательство Академии педагогических наук РСФСР», 1963.
Певзнер М. С., Лубовский В. И., Пекелис Э. Я., Зислина Н. Н. Дети с отклонениями в развитии. Отграничение олигофрении от сходных состояний. — М.: «Просвещение», 1966.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: «Просвещение», 1973.
Певзнер М. С., Лебединская К. С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение. — М.: «Педагогика», 1979.