«От поликультурного воспитания дошкольников к творческому и духовному развитию подрастающего поколения».
Мурая Изабелла Эргашевна -
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
«Каждое мгновение воспитания - это творение будущего».
В.А. Сухомлинский.
Каждое мгновение воспитания - это творение будущего...
И ключевыми моментами этого творения будущего остаются нравственное, экологическое и поликультурное воспитание подрастающего поколения.
Наша страна многонациональна, поэтому необходимо уже с раннего дошкольного возраста приобщать детей к основам национальной культуры, не только своей, но и культуры других национальностей, к особенностям быта, а также развивать у ребенка межличностные отношения.
Непосредственно овладевая с раннего дошкольного возраста родной и русской речью, происходит поликультурное становление мировоззрения подрастающего поколения, принятие моральных норм и ценностей поликультурного общества.
Именно дошкольный период является базовой платформой поликультурного воспитания детей и не только в дополнительном образовании. В этот возрастной период ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности как творческой, так и духовной.
И актуальным в данном процессе становления личности является определение роста национального самосознания, т.е. пререход от поликультурного воспитания к творческому и духовному развитию.
Жизнь в мире разных людей и идей возможна только благодаря воспитанию. Поликультурность и толерантность не передаются по наследству, поэтому каждое новое поколении необходимо воспитывать с этими качествами, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут в будущем. Вот только тогда в среде подрастающего поколения будет гармонизация межнациональных, межкультурных и межконфессиональных отношений.
Поликультурное воспитание детей - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
Очень важно, когда ребенок с раннего возраста будет стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать свой новый опыт в собственную культурную систему и измениться в соответствии с чужой культурой в будущем.
Поликультурность в дошкольном возрасте представляет собой развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, накопление им опыта взаимодействия с окружающим его миром.
Знакомство подрастающего поколения с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопониманию в будущем.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (знакомство и знание традиций, обычаев разных народов, специфику их культуры и ценности и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления; важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
С раннего возраста важно приобщать детей к национальной культуре и традициям, согласно приоритетным направлениям:
1. Предметы национального характера. Через окружение которыми происходит понимание своего «Я», как части великого народа.
2. Фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Именно его использование вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и уважении (все хорошее).
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Дополнительное образование создает для детей от дошкольного до старшего школьного возраста поликультурное пространство.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является:
- ознакомление с разнообразными народными играми;
- знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов, которое позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.
В ходе занятий дети знакомятся с народными обычаями и традициями.
Вовремя прогулок и экскурсий происходит знакомство детей с народными обычаями и привычными правилами: нельзя наносить вред природе, ловить птиц, рубить деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять воду в водоемах и реках.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.
Высшим показателем достижения поликультурного воспитания подрастающего поколения является открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию личности, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.
Постепенное приобретение внутренних качеств, начиная с дошкольного возраста, самовыражение через творчество, прокладывает дорогу к последующему правильному шагу, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Таким образом, воспитание поликультурного подрастающего поколения представляет собой непростой и последовательный ход - от поликультурного воспитания дошкольников к творческому и духовному развитию подрастающего поколения.
Список литературы:
Абакумова И.В., Ермаков Н.П. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопр. психол. 2003. №3. С. 78-82.
Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. -М., 2002. С. 188.
Балицкая И.В. Поликультурное воспитание и образование / И.В. Балицкая. -Южно-Сахалинск, 2003. С. 246.
Плаксина Е.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста /Е.С.
Плаксина// Проблемы и перспективы развития образования: материалы V
междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). -Пермь: Меркурий, 2014. С. 84-
85.
Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. -М., 2008. - №2.
Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодёжи: Методические рекомендации /сост./ под общей ред. д.-р экон. наук, проф. Н.Ф. Афанасьевой. -СПб., Изд-во СЗТУ, 2007. –С. 70.
Супрунова Л.Л. Поликультурный подход к использованию идей этнопедагогики в современной российской школе/Л.Л. Супрунова//Мир образования. Образование в мире. 2004. - № 4.
Шубина Н. Воспитание поликультурной личности. // Воспитание школьников. 2007. № 3. С. 7-15.
3