МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
Выступление на педсовете
« Отчет классного руководителя
по итогам адаптации
обучающихся 5 класса»
Подготовила: классный руководитель 5 класса
Капустина В.И.
26 октября 2020 года
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. Переход в 5 класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Переход в пятый класс очень важный период в жизни детей. Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. В этом учебном году я стала классным руководителем пятого класса. Количество детей в классе – 3 человека: 2 девочки и 1 мальчик. Задачи, которые я ставлю перед собой:
Создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников .
Оказание психологической помощи и поддержки ребенку.
Формирование у обучающихся позитивного отношения к школе.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Разговор с учителем начальных классов Набережных Н.П. о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности. Получила подробную информацию от Нины Петровны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
3. На начало учебного года я, как классный руководитель, ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
4. Была написана характеристика класса.
5. Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
6. Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проведение классных часов по изучению коллектива:
«Первый раз в пятый класс», «Безопасный путь домой» ,«Наше здоровье – наша жизнь»
7. Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
8. Сотрудничество с учителями – предметниками.
9. С родителями проводились беседы по телефону. Родительское собрание
« Адаптация ребенка к обучению в 5 классе»
. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
1 четверть окончили на «4» и «5. Успеваемость 100%, качество знаний 100%.
Произвольность психических процессов. Учащиеся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Дети активны, доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу.
Все ученики стараются обсуждать, решать поставленные задачи. Работа в классе дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5 класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию, знают основные правила общения.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами.
Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
По физическому развитию :у всех детей 1 группа (основная).
По социальному статусу:
Все дети посещают занятия.
На уроках обучающиеся стараются быть активными. Домашние задания выполнены.
Имеются предметы, к которым у учеников при подготовки возникают затруднения -. Возможно это связано с:
Возросшим темпом работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
Возросшим объёмом работы, как на уроке, так и дома;
Новыми требованиями к оформлению работ;
Необходимостью находить самостоятельно дополнительную информацию ( литературу) и работать с ней.
Ученики вовлечены во внеклассную работу - кружок
« Родничок» ( руководитель: Потапенко Н.М.)
Дети активно участвуют в школьной жизни:
в течение 1 четверти участвовали в конкурсах « Урок цифры», в массовом мероприятии «Фестиваль национальных культур «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (презентация), фотоконкурсе « Туризм в объективе», международном детском конкурсе рисунков « Гуманность внутри войны», в региональном конкурсе « Стиль жизни-здоровье».
Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, можно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На мой взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы и, конечно, родителей.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно, у большинства учащихся 5 класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4 класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой.