Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3» города Армянска
Республики Крым
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
| Подготовила: ______________Нестеренко Е.И. педагог-психолог МКОУ «Школа-гимназия №3» г. Армянска |
г. Армянск
2016 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
1. Запрос, его суть и источник. Исследование адаптации учащихся 5-х классов.
2. Цель исследования. Определить уровень адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе.
3. Использованные методы. Методика «Диагностика мотивационной сферы учащихся» (Л. П. Уфимцева). Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено (социометрия). Тест школьной тревожности Филлипса.
4. Результаты исследования.
5-А класс.
Было опрошено 24 учащихся класса с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности. 88% имеют познавательный мотив учебной деятельности. 79 % - широкий социальный мотив учебной деятельности, состоящий в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учится и в чувстве ответственности. К широким социальным мотивам также относится желание хорошо подготовиться к избранной профессии. 21 % - узкий социальный мотив, состоящий в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 25 % - ориентация на одобрение. Мотивы учебной деятельности присутствуют у учащихся в комбинированном виде.
По результатам социометрического исследования в классе «Звезды» -14% обучающихся класса. «Предпочитаемые» - 10% обучающихся класса. «Принятые» - 40% обучающихся класса. «Приближающиеся к отвергаемым» - 10% обучающихся класса. «Отвергаемые» - 24% обучающихся класса.
Было опрошено 25 учащихся класса с целью выявления уровня и характера тревожности, связанной со школой. 36 % учащихся имеют общую тревожность в школе (общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы). У 36 % обучающихся наблюдается переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками). У 20 % обучающихся отмечается фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата). 68 % обучающихся имеют страх самовыражения (негативные эмоции переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей). 64 % испытывают страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, особенно публичной). 48 % испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок). 28 % обучающихся имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды). 48 % обучающихся имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка). Синдромы (факторы) школьной тревожности присутствуют у учащихся в комбинированном виде.
5-Б класс.
Было опрошено 27 учащихся класса с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности. 85 % имеют познавательный мотив учебной деятельности. 89 % - широкий социальный мотив учебной деятельности, состоящий в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учится и в чувстве ответственности. К широким социальным мотивам также относится желание хорошо подготовиться к избранной профессии. 15 % - узкий социальный мотив, состоящий в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 15 % - ориентация на одобрение.
Мотивы учебной деятельности присутствуют у учащихся в комбинированном виде.
По результатам социометрического исследования «Звезды» - 3% обучающихся класса. «Предпочитаемые» - 13% обучающихся класса. «Принятые» - 44% обучающихся класса. «Приближающиеся к отвергаемым» - 16% обучающихся класса. «Отвергаемые» - 16% обучающихся класса.
Было опрошено 27 учащихся класса с целью выявления уровня и характера тревожности, связанной со школой. 48 % учащихся имеют общую тревожность в школе (общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы). У 7 % обучающихся наблюдается переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками). У 4 % обучающихся отмечается фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата). 70 % обучающихся имеют страх самовыражения (негативные эмоции переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей). 81 % испытывают страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, особенно публичной). 22 % испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок). 18 % обучающихся имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды). 40 % обучающихся имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка). Синдромы (факторы) школьной тревожности присутствуют у учащихся в комбинированном виде.
Заключение. Адаптация учащихся 5-х классов проходит на среднем уровне, так как в обоих классах есть пренебрегаемые дети. У некоторых учащихся проявляется школьная тревожность. Но большинство учащихся имеют познавательный мотив и широкий социальный мотив учебной деятельности. Поэтому с учащимся будет проводится работа педагога-психолога (согласно плана психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе) и классных руководителей, направленная на сплочение ученического коллектива и снятие школьной тревожности.