Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р].
Объект: Панышев Марк ученик 9 класса, с дизартрией..
Цель: Постановка звука [Р].
Задачи.
Образовательные: - упражнять в определении наличия и места звука.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию ручной и артикуляторной моторики;
- создать условия для развития фонематических процессов;
- развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
Воспитательные: -воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: зеркало, профиль звука, предметные картинки в «волшебном мешочке»() слова со звуком [р] и [л].
Предварительная работа : Развитие мышц артикуляционного аппарата- заучивание стихотворений и упражнений артикуляционной гимнастики.
Организационный момент: 1.Логопед: - Доброе утро! Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
Правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
Основная часть занятия
2. Логопед: - Зарядку мы с тобой в группе сделали, а вот для язычка забыли.
(Артикуляционная гимнастика для языка и упражнение на силу голоса.)
Пропевание гласных
Открываем мы глаза,
Вдох и тянем долго АААА
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем :ОООО
Днем по горкам едем мы ЫЫЫЫ
Ночью смотрим на звезду-
Сверху вниз слетает УУУУ
Упражнение «Улыбка»
Волга река - широка
И улыбка у нас широкая.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Упражнение «Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Упражнение «Лошадка».
Быстро скачет лошадка – быстро и звонко цокаем язычком, устала «Лошадка», медленно скачет , тихо цокаем язычком.
Упражнение «Грибок»
Присасываем язычок к нёбу и удерживаем вверху, тянем подъязычную связку. Выполняем 5-6 раз.
3.Логопед: - Язычок сделал свою гимнастику, а сейчас нам надо сделаем упражнение «Фокус» - на дыхание. Для звука [р] нам нужен сильный спортивный язычок и сильное дыхание.
Упражнение фокус – сдуть ватку с носа. Ватка летит строго вверх. Молодец!!!
4.Игра: “Волшебный мешочек». Перед нами ребята Рома и Лада. Ладе мы подарим картинки, в названии которых есть звук [ л], а Роме – где звук [ р].
-Рассмотри картинки и раскладывай ребятам картинки из «Волшебного мешка» .
!Если ребенок затрудняется, то логопед проговаривает сам слово и ребенок опираясь на слух, определяет куда соотнести предмет.
5. Динамическая пауза берем массажный шарик Су – джок).
Все движения соответствуют тексту. После каждой строчки – смена рук. На последнюю строчку – переброс мяча из руки в руку.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу колшка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук!
5. Постановка звука по подражанию.
Логопед: - Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось! Теперь будешь тренироваться поднимать язычок вверх, к зубкам.
Логопед: -Посмотри на меня как я произношу звук [р]. Рассмотрим профиль этого звука:
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук [р], есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук? (согласный)
-Глухой или звонкий? (звонкий)
Смотрим в зеркало, обращаем внимание на органы артикуляции: на губы, язык. Делаем « Грибок» и дуем сильно на кончик языка….сбиваем язычок. Пробуем 3-4 раза, если не получается то постановка продолжается механическим способом, с помощью зонда.
Итог занятия: Логопед: - Скажи, над каким звуком мы работали? Ответ ребенка. Ты научился произносить звук [р]? Сможешь дома порычать? Покажи сегодня вечером родителям, как ты научился рычать.