5
НЕ ПРИВЫКАЙТЕ К ЧУДЕСАМ …( Необыкновенные птицы земли)
Подготовила: учитель начальных классов МКОУ «ТСОШ № 2 имени ученого В.З. Власова», Бондаренко Ольга Владимировна
Целевые установки:
- Обобщить, расширить, закрепить знания учащихся о многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.
Задачи:
- продолжить работу по различению птиц, имеющих разное строение клювов, лап, крыльев;
- ввести сведения о необыкновенных птицах земли;
- учиться отличать зимующих птиц от перелётных;
-формировать навыки, умение действовать самостоятельно и работать сообща в команде;
-совершенствовать познавательные способности, развивая умение оценивать свою работу;
- развивать интерес к природе, ее изучению, способствовать экологическому воспитанию и образованию.
Планируемые результаты:
Предметные: - систематизировать знания детей о птицах разных экологических групп; продемонстрировать примеры необыкновенных птиц земли.
Личностные: - прививать у учащихся уважительное отношение к природе;
уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные:
а) регулятивные УУД: - применять и сохранять учебную задачу при выполнении творческих заданий;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
оценивать свою деятельность и её результат.
б) коммуникативные УУД: вести диалог при работе в группе;
аргументировать свою точку зрения;
принимать чужое мнение, участвовать в дискуссии и обсуждении
В) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу; обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал;
выделять существенные признаки изучаемых объектов.
Межпредметные связи:
Литературное чтение, изобразительное искусство, технология.
Организация пространства: групповая
Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Поприветствуйте их (дети дарят свои улыбки гостям)
Речевая разминка
-Ребята, хочу вам прочитать замечательные слова Вадима Шефнера
Не привыкайте к чудесам-
Дивитесь им, дивитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
(Вадим Шефнер)
- Давайте хором прочитаем эти слова.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Знакомство с необыкновенными птицами мы начнем чуть позже. А пока посмотрите и послушайте. (1 слайд)
Вы, конечно, узнали этих птиц?
Какие птицы остаются зимовать?
Какие прилетают на зиму? А весной?
Кто же пел красивее всех?
Чтение детьми сказки «Аист и Соловей» В. Берестова
(по мотивам узбекской легенды)
Понравилась легенда?
Чему же учит легенда?
Чтобы чего-то добиться, каким нужно быть?
Дома вы писали сочинение.
Давайте послушаем отрывки.
(Чтение сочинений «О чем чирикал воробей?», 2-3 ученика)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая цель нашего занятия? (обобщить знания о птицах, познакомиться с необыкновенными птицами земли)
- Каждой группе было дано задание: придумать рубрику про птиц ( вопросы, пословицы, фразеологизмы).
-Давайте проверим, как вы с этим заданием справились.
( группы задают друг другу вопросы)
1 группа рубрика «Угадай-ка»
Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.
В воде купался – сухим остался.
На шесте дворец, во дворце певец.
Днем слепа, а ночью зряча, мышей ловит, а не кот.
Мать-отца не знаю, но часто называю.
Он серенький на вид, но пеньем знаменит.
2 группа рубрика «Знаете ли вы?»
Какую птицу называют лесной газетой?
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
Какая птица выводит птенцов зимой?
У какой птицы самый красивый хвост?
Какая птица слаба на слух?
Какая птица складывает свой улов в клюв?
3 группа рубрика «Когда так говорят?»
Писать как курица лапой.
Считать ворон.
С гулькин нос.
4 группа рубрика «Дополни пословицы и поговорки.»
Слово не воробей, вылетит ……..
Лучше синица в руке, чем ………
Ласточка день начинает, а соловей ……
( результатами работы групп являются сборник пословиц, поговорок, загадок, фотокнига птиц, выставка рисунков и поделок)
Словарь настроений.
-Ребята, на столе у вас лежит словарь настроений, выберите из списка те слова(1-2), которые охарактеризуют ваш душевный настрой, эмоциональное настроение.
4. Открытие нового знания
-Молодцы, можно продолжать. Вы проделали большую работу, чтобы узнать о необыкновенных птицах как можно больше: спрашивали у взрослых, читали статьи в энциклопедиях, почемучках, искали информацию в библиотеке, интернете и т. д.
Пришло время показывать свои рисунки и рассказывать о необыкновенных птицах.
Презентации учащихся. ( дети выходят рассказывают сообщение и показывают рисунки)
1. Страус
2. Тукан
3. Канюк
4. Павлин
- Дети оценивают. Система голосования
Просмотр на экране необыкновенных птиц.
А вот как выглядят эти птицы в живой природе (2 слайд)
Для чего птицам клюв?
Почему клювы разные?
А теперь поработаем в группах
(Задание группам: Распределить птиц по типу питания.
1гр) растительноядные: красногрудый попугай, клёст, тукан
2гр) насекомоядные: соловей, бананоед, синица
3гр) насекоморастительноядные: дятел, колибри, скворец,
4гр) хищные: ястреб, пеликан, канюк
Можно ли по лапам и когтям определить, как передвигается птица, как добывает пищу?
Все ли птицы летают?
Приведите примеры
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление
-А теперь немного поиграем
Игра «Верите ли вы?» (3 слайд)
-А чтобы лучше запомнить, кто же такие птицы, послушайте внимательно Песню птички (4 слайд)
6. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы много говорили о птицах, какой можно вывод сделать, обобщив все наши знания.
Птицы бывают: летающие, плавающие, бегающие, ползающие.
Птицы бывают: поющие и не поющие.
Птицы вьют гнёзда.
Птицы несут яйца.
« Дерево успеха»