Учитель истории: (СЛАЙД 21) На Острове «Спокойствия» нам представится картина северного города Санкт-Петербурга. СЛАЙДЫ – 22-24. (г. Санкт-Петербург). - Не всё так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Нелегко строился Петербург, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось среди болот построить величественный город. - Нева… она бунтует против учиненного над ней насилия. Поэтому и в Петербурге часто случаются наводнения. - Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. - Предлагаю вам послушать отрывки из стихотворения А. Гаврюшкина «Наводнение» и текста поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», которые прочитают Емелин Д. и Свердоненко А. СЛАЙДЫ 25-26. (Наводнение). А. Гаврюшкин «Наводнение». Однажды в городе одном Беда случилась, наводненье! Водой залило всё кругом, Казалось: нет нигде спасенья. Народ шёл в горы, если мог, Сидел на крышах и на трубах... А.С. Пушкин поэма «Медный всадник». На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. - Послушаем, как произошло описанное наводнение А.С. Пушкиным. О нём нам расскажет Мертиков Д. СООБЩЕНИЕ: - День 6 ноября, предшествовавший наводнение, был дождливым; с самого утра дул юго-западный ветер, сырой и пронзительный. К ночи ветер усилился. 7 ноября вода поднялась. Ветер перешел в бурю. В 10 часов утра уже было затоплено 2/3 города. В полдень по улицам города неслись бурлящие потоки воды; по Неве, каналам и улицам носились баржи, плоты, крыши домов, вырванные с корнем деревья. Следующий день, 8 ноября, выдался ясным, солнечным. Учитель: Думаю, что теперь у вас больше информации для того, чтобы дать более полный ответ на вопрос: что же такое наводнение и каковы его причины. - И мы с вами подплываем к Острову «Испытаний». СЛАЙД 27. - Давайте дадим определение такому стихийному природному явлению, как наводнение. СЛАЙД 28. (Наводнение – значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или на море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.) - Найдем в учебнике на странице 85 формулировку определения «наводнение» и поработаем с ней. - Ваши предположения по прочитанному. - В данном определении прочитаем главный фактор (конкретное действие). (- Затопление водой местности). – Дополним Парус судна главным фактором наводнения. Учитель: Кто прочитал внимательно и заметил, чем еще мы можем дополнить Корабль? (Учитель слушает ответы ребят, их предположения о причинах наводнений). - Какие причины затопления названы в определении? (подъем уровня воды в реке, озере или море). - Из-за чего происходит подъем? (из-за обильного притока воды). - Откуда же образовался этот приток? (Снеготаяние, ливни, ветровые нагоны, прорывы плотин). - Нельзя исключать и деятельность человека. Учитель: Впишите причины наводнения в Каюту Корабля. (Снеготаяние, ливни, ветровые нагоны, прорывы плотин). - Что мы хотели выяснить? Удалось нам это сделать? Учитель литературы: Давайте еще раз обратимся к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», в которой он увековечил наводнение 1824 года, происшедшем в городе Санкт-Петербург. Чтение стихотворения учащейся Дворницыной Д. (Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Переграждённая Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела…). - Наш корабль подплывает к Острову Внимания. (СЛАЙД 29). - Капитан корабля и боцман представят картину страшной водной стихии в Санкт-Петербурге, какой представлялась река Нева и видение наводнения великий русским поэтом А.С. Пушкиным. СЛАЙДЫ 30-31. СООБЩЕНИЕ (Медведкова М.) Так описывает наводнение А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник». – Нева в поэме являет собой украшение города. - Это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется. Город во власти ветра, дождя. Он превращается в крепость, осаждённую Невой. - Пушкин создает страшную картину с помощью такого средства выразительности, как сравнение: река сравнивается со зверем и вором, шайкой злодеев; нагромождение глаголов подчеркивает стремительность стихии; использование восклицательных предложений выражает эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия. СООБЩЕНИЕ (Аношин М.) - Наводнение 1824 года произвело огромное опустошение. «Гавань представляла вид ужаснейших развалин: большие суда лежали по улицам и дворам; поперек улиц стояли и лежали снесенные дома и крыши; разными обломками были завалены улицы, почти не было возможности пройти». Учитель: Стихия любуется своим возмущением. - Нас впереди ждёт Страна Знаний, где вы поработаете с материалом Учебника. СЛАЙД 32. - На страницах 85-86 учебника изучим материал об основных типах наводнений, связанных со стоком воды в устье реки: половодье, паводок, затор и зажор. - Перечислим эти виды наводнений и заполним Мачту корабля. А поможет нам в этом Соколов М. (Половодье – это... Паводок - это... Затор - это... Зажор - это…). Учитель географии: Кроме основных 4-ех видов наводнения, различают и другие виды этой стихии, в зависимости от масштаба их прохождения. - Обращаемся к материалу Учебника на страницах 86-87 и рассмотрим следующие виды такого природного катастрофического явления, как наводнение. - Продолжаем заполнять Мачту корабля видами наводнений, о которых нам расскажет Аношин М. СЛАЙДЫ – 33-34. (Низкие (малые) наводнения – это… Высокие (большие) наводнения – это... Выдающиеся наводнения – это… Катастрофические наводнения – это…). Учитель: Чтобы узнать о последствиях наводнений, нам необходимо познакомиться с их поражающими факторами. - Далее вы поработаете в парах. Используя материал Учебника на стр. 87, вам необходимо будет найти информацию о поражающих факторах наводнения. - Но перед тем как вы приступите к выполнению этого задания, вспомним правила работы в парах. (а) работать должны оба; б) один говорит, другой слушает; в) своё несогласие высказывай вежливо; г) если не понял – переспроси). Учитель: Обратимся к КОРАБЛЮ. Ваша задача: узнать, какие виды наводнений вписаны вами в Канат Корабля. Будем перечислять их, сравнивая свои ответы с ответами, которые спрятаны в Сундуке Сокровищ. СЛАЙД 35. | Двое обучающихся выразительно читают отрывки из стихотворений. Обучающиеся слушают чтение отрывков лирических произведений одноклассниками. Обучающиеся слушают выступление одноклассника с сообщением. Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию «наводнение». Обучающиеся читают определение в Учебнике и разбирают его совместно с учителем. Обучающиеся делают предположения, дополняя их материалом Учебника и работают письменно по разбору определения «наводнение» на эскизе корабля, заполняя Парус судна информацией о главном факторе наводнения. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, разбирая материал темы. Обучающиеся записывают в Каюту корабля причины наводнения. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Один из учеников выразительно читает отрывок из поэмы, где идет речь об описании наводнения. Обучающиеся разбирают картину наводнения, выступая с сообщениями. Обучающиеся работают с материалом учебника, слушают ответы одноклассников и заполняют Мачту корабля, вписывая в неё виды наводнений. Обучающиеся проговаривают правила работы в парах. Обучающиеся работают на эскизе Корабля, читают поражающие факторы наводнения, написанные на Канате и спрятанные в сундуке сокровищ. |