СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОБЖ для 7-го класса "Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование системы знанийй обучающихся по теме "Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению" при усвоении основных понятий, рекомендаций специалистов по соблюдению безопасных действий.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОБЖ для 7-го класса "Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению".»

Технологическая карта урока в 7 классе.

Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению. (15.09. 2023 г.)


Цель урока: сформирование системы знаний обучающихся по теме: «Наводнение. Рекомендации по безопасному поведению» при усвоении основных понятий, рекомендаций специалистов по соблюдению безопасных действий во время прохождения природной стихии.

Задачи:

- образовательные: сформировать понятие о наводнении, его поражающих факторах, о последствиях наводнения; обеспечить усвоение правил действий и безопасного поведения населения при угрозе возникновения и во время наводнения; формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, научить делать выводы; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение найти аргументы при доказательстве; активизировать познавательную деятельность обучающихся.


- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи посредством наблюдательности, мышления; приводить примеры, как устно, так и письменно; формировать умение работать с материалом учебника, научных и художественных источников, а также в коллективе.


- воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; воспитывать положительное отношение товарищеской поддержки.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Применяемые технологии урока – коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникативные, педагогики сотрудничества, игрового обучения.

Методы, используемые на уроке – словесные, наглядные, практические.

Способ проверки знаний и оценивания – устный и письменный опросы.

Оборудование: учебник по ОБЖ 7 кл. под ред. А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», хрестоматия по литературному краеведению 5-8 классы, журналы: «Свирель», «Муравейник», «Гражданская оборона», книга «Петергоф», компьютер, мультимедийный проектор, экран, схемы и опорные иллюстрации обучающихся по теме урока.

Этапы урока.

Технологии/ методы обучения.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Организационный момент.

Информационно-коммуникативные технологии.

Словесные методы обучения (беседа).

- Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас и мне хотелось бы начать урок со следующих строк:

Будь капитаном ты по жизни,

Штурвал уверенно крути,

И никакие бури, грозы

Пускай не сломят на пути.

Будь же сильным и здоровым!

- Поддержку от своего товарища вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас всё сегодня получится.

  • Итак, начнем наш урок.

Обучающиеся класса приветствуют учителя.

Ребята предварительно разделены на группы.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


Актуализация знаний.

Информационно-коммуникативные технологии.





Использование практических методов обучения.

- Письменная самостоятельная работа (по карточкам).























Технология критического мышления.

Использование наглядных и практических методов обучения.

- Работа у доски (задание на соответствие).



2 класс





5 класс





1 класс



4 класс



0 класс



Использование словесных методов обучения.

- Работа у доски (беседа, ответы на вопросы).




- Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Повторим материал по теме «Смерч».

- Начнем опрос домашнего задания. Двое ребят будут работать по заданиям карточек.

1. Письменный опрос.

Ответьте на вопрос карточек.

КАРТОЧКА №1.

- Серьёзные повреждения, разрушена часть вертикальных стен домов, перевёрнутые поезда и машины, разорваны конструкции, деревья в лесу повалены - относятся к:

а) пятому классу шкалы разрушений;

б) ко второму классу шкалы разрушений;

в) к первому классу шкалы разрушений;

г) к третьему классу шкалы разрушений.


- Опишите характеристики смерча:

а) длина пути смерча;

б) ширина;

в) напор воздуха при возникновении смерча.


КАРТОЧКА №2.

- Укажите цифры, которые относятся к действиям населения при получении сигнала о штормовом предупреждении:

1. Делают запасы воды и продуктов;

2. Если Вы на улице, то постарайтесь держаться подальше от рекламных щитов;

3. Укрепляют балки и заделывают окна на чердаках щитами из досок и фанеры;

4. Закрывают газовые краны;

5. На просёлочной дороге укрыться в кювете, плотно прижавшись к земле, закрыв голову руками, чтобы защититься от летящих предметов;

6. Освобождают балконы от пожароопасных предметов;

7. Переждать в убежище.


2. Творческое задание «Соедини стрелками».















Классы разрушений, вызываемых смерчем:

- Значительные повреждения: разрушены ветхие здания, крупные деревья вырваны и унесены, опрокинуты товарные вагоны, сорваны крыши с домов;

- Потрясающие повреждения: каркасы домов сорваны с фундаментом, железобетонные конструкции сильно повреждены, воздушные потоки понимали огромные предметы;

- Средние повреждения: сорваны крыши, перевёрнуты автоприцепы, движущиеся автомобили снесены с дороги, некоторые деревья вырваны и унесены;

- Опустошительные повреждения: каркасы домов повалены, автомобили и поезда отброшены;

- Слабые разрушения: небольшие повреждения антенн, повалены деревья с неглубокими корнями.









  1. Устный опрос.

- Опишите начало возникновения смерча.

(На горизонте появляется грозовое облако, заливающее окружающую местность зеленоватым светом, нарастает влажный зной, становится тяжело дышать. Поднимается несильный ветер и начинает моросить дождь. Из нависших туч к земле опускается «воронка» воздуха, вращающаяся с огромной скоростью…).


- Дайте определение смерча, как опасного природного явления и расскажите о поражающих факторах и последствиях его.

(Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз до поверхности Земли.

Удар смерча способен разрушить строения и здания; восходящий поток воздуха поднимает и переносит частицы почвы, а также людей, животных, автомобили и деревья).

Обучающиеся класса повторяют домашнее задание прошлого занятия.





2 человека работают самостоятельно, выполняя задания карточек.







































Обучающийся работает письменно у доски, выполняя задание.























Обучающиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.




Первоначальное знакомство с новым материалом.

Технология игрового обучения.

Использование словесных методов обучения.

- Беседа;

  • просмотр фрагментов видеофильма и обсуждение основных вопросов, касающихся изучению новой темы.



















Технология коллективных способов обучения.

Использование словесных и наглядных методов обучения.


































Технология обучения в сотрудничестве (метапредметные связи).

Наглядные методы обучения.

Звучит музыка, которая передаёт мощь и величие грозной стихии.

Использование словесных методов обучения.

- Беседа.



Технология развивающего обучения.

Использование словесных и практических методов обучения.

















Информационно-коммуникативные технологии.

Использование словесных и наглядных методов обучения.



















































Информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления.

Использование словесных и наглядных методов обучения.

Учитель: Сегодня наш урок будет не совсем обычным, так как речь пойдёт о поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», которая познакомит нас с историческим Петербургом, расскажет о стихии, как об одном из главных героев поэмы. Поэтому вы на уроке будете и литераторами, и историками и спасателями.

- Мы с вами отправляемся в морское путешествие. Вести корабль по «Волнам знаний» предоставляется капитану Медведковой Марии и боцману Аношину Кириллу. СЛАЙДЫ 2-3.

- А о какой стихии идет речь, мы попытаемся узнать в ходе работы на уроке, когда будем проплывать мимо островов и останавливаться в бухтах для закрепления изученного материала.

- Начинаем морской путь с Острова «Мечты» и преодолеем бухту чтения. СЛАЙД 4.

- Первое слово предоставляется литератору (Дворницыной Д.). СЛАЙДЫ 5-6.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там...

- Итак, внимание на доску. Мы отправляемся в причал «Санкт-Петербург». СЛАЙДЫ 7-12.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Основание города Санкт-Петербург»; СООБЩЕНИЕ обучающихся.

Учитель истории: Петр I задумал построить величественный город, «Северную Венецию», город, который станет крепостью и центром культуры и торговли.

Историк (Аношин М.): Петербург, построенный великим человеком, Петром Первым – прекрасный и величественный город. Перед нами – великолепная панорама. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – всё создает ощущение великолепия, вечности, и прочности.

Учитель: Капитану корабля Медведковой М. и боцману Аношину К. приготовиться к отправлению по «Морю знаний».

Капитан судна (Медведкова М.): «Служит Флот в морях далёких… Жизнь – Волна…, но и Дорога…!»

СЛАЙД 13. (КОРАБЛЬ).

Боцман (Аношин К.): Итак, отдать швартове, поднять якорь и пусть нам в дороге сопутствуют попутные Ветра Знаний!

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы будете работать на эскизе Корабля. Перед началом работы вам предлагается раскрасить Паруса корабля зелёным цветом и это значит, что в течение всего урока у вас будет спокойный, доброжелательный настрой на работу.

Учитель музыки: Вашему вниманию будет представлена картина стихии.

- Глядя на картину, вы попытаетесь словами отобразить то впечатление, которое она на вас произвела. Поможет представить вам водную стихию, силу природы, могущество и зависимость человека от неё музыка.

СЛАЙДЫ 14-15. (НАВОДНЕНИЕ).

Учитель:

- Что может вызвать такое явление?

- Как Вы думаете, к какому природному явлению можно отнести данную стихию?


  • - Чем наводнение отличается от других природных явлений?

- Я вам предлагаю сформулировать первую часть темы урока по представленным словам, которые относятся к образу стихии: разлив, поток, подъём воды, затопление местности. СЛАЙД 16.

- ЗАПИШИТЕ ЗАГЛАВНЫМИ буквами на Флаге корабля начала темы урока.

(Наводнение)

- Прочитайте, как вы назвали первую часть темы урока.

- Предположите, что мы должны узнать сегодня на уроке при изучении материала о наводнении.

ЗАДАЧИ урока: СЛАЙД 17.

(1. Определение наводнения;

2. Виды наводнений;

3. Последствия наводнения).

- А сейчас причалим к бухте «Орск» и послушаем рассказы о начале наводнения, произошедшем в городе Орске в 1942 году.

- Слово предоставляется Капитану корабля, боцману и морякам дальнего плавания, которые расскажут информацию архивных материалов Орского Краеведческого музея о наводнении, произошедшем в городе Орске в 1942 году.

СЛАЙДЫ 18-19. НАВОДНЕНИЕ 1942 года в г. Орске.

Капитан судна (Медведкова М.): Воспоминания фронтовика: «В Орск я прибыл 7 апреля 1942 года. Поехал к монастырю узнать, можно ли проехать на железнодорожный вокзал, так как мост через Урал уже накрыло водой. Приехав туда, увидел, что там стояло много людей и все смотрели, как идёт вода. Потом кто-то крикнул: «Смотрите!» и мы повернулись в сторону железнодорожного моста и увидели, что в нашу сторону вода идёт стеной…»

Боцман (Аношин М.): Подъём реки Урал в районе Орска достиг 9,7 метра. В зоне затопления оказался госпиталь, расположенный в здании школы № 49. Многие очевидцы сходятся на том, что одной из причин катастрофического затопления было одновременное вскрытие всех рек. Несколько человек, пережившие наводнение, связывают это с Магнитогорской платиной.

- Мой рассказ дополнит одноклассница Пахомова Виктория.

Пахомова Виктория: Николай Филиппович Писарев в 1942 году вспоминал, что почти одновременно вскрылись Орь и Урал. Урал остановился, а затем лёд на реке пошел обратно. Вода встала, как на озере. Затем Магнитогорскую плотину прорвало или её открыли, и тогда вода шла стеной.

- Передаю слово Ливаненковой Ангелине.

Ливаненкова А.: «В августе 1942 года упоминается о том, что в Орске разрушено 1493 дома и 2508 требуют капитального ремонта. Среди предприятий, пострадавших от наводнения, была находившаяся на улице Энгельса швейная фабрика, затопленная со всем оборудованием. В воде оказался один из цехов завода, выпускавший детали боеприпасов. До 22 мая не было движения поездов из-за повреждения дамбы железнодорожного моста. Затопило не только Старый город. Под водой оказалась южная часть посёлка Первомайский, Никель».

- Итак, ребята, исходя из прослушанных вами сообщений и иллюстрирования материала, давайте назовем природную стихию, с которой мы сегодня и познакомимся.

(Учитель крепит на доску плакат со словами образа стихии). СЛАЙД 20.

Наводнение – опасное стихийное бедствие, которое может нанести большой материальный ущерб, стать причиной гибели людей.

- Эта проблема актуальна для нашего города.

- А как вы думаете, почему?

- Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока и докажем, что именно один из видов наводнений может часто происходить в городе Орске.

Обучающиеся смотрят видеосюжет, отвечают на вопросы учителя, выбирают путь следования по морским просторам.

















Обучающаяся выразительно читает стихотворение, психологически подготавливает одноклассников к изучению нового материала.



Обучающиеся смотрят презентацию «Величие города Санкт-Петербург».



Обучающиеся слушают сообщение одноклассника, подготавливаются к первичному знакомству с темой.





Капитан судна и боцман готовят ребят к плаванию по морю «Знаний», для изучения материала новой темы.

Ребята настраиваются на изучение нового материала.

Обучающиеся смотрят презентацию о наводнении, мысленно представляя данную природную стихию.







Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.





Обучающиеся самостоятельно пытаются сформулировать первую часть темы урока из предложенного им задания.

Обучающиеся читают первую часть темы урока.





Обучающиеся формулируют задачи первой части темы урока.





















Обучающиеся слушают сообщения одноклассников и смотрят презентацию.









































Обучающиеся совместно с учителем знакомятся о природном стихийном явлении - наводнение.

Обучающимся предлагается подумать над проблемным вопросом урока.

Изучение новой темы.

Информационно-коммуникативные технологии.

Использование словесных и наглядных методов обучения.

- Беседа;

- ответы на вопросы;

- чтение лирических произведений.







Емелин Д.







Свердоненко А.







































Технология развивающего обучения.

Использование практических методов обучения.



















































Использование словесных методов обучения.

































- Разбор стихийного природного явления «наводнение», которое описывается в поэме и по подготовленным СООБЩЕНИЯМ обучающихся.























Разбор материала учебника.







































Технология коллективных способов обучения.

Использование словесных методов обучения.









Использование практических методов обучения.




Учитель истории: (СЛАЙД 21) На Острове «Спокойствия» нам представится картина северного города Санкт-Петербурга.

СЛАЙДЫ 22-24. (г. Санкт-Петербург).

- Не всё так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Нелегко строился Петербург, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось среди болот построить величественный город.

- Нева… она бунтует против учиненного над ней насилия. Поэтому и в Петербурге часто случаются наводнения.

- Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года.

- Предлагаю вам послушать отрывки из стихотворения А. Гаврюшкина «Наводнение» и текста поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», которые прочитают Емелин Д. и Свердоненко А. 

СЛАЙДЫ 25-26. (Наводнение).

А. Гаврюшкин «Наводнение».

Однажды в городе одном
Беда случилась, наводненье!
Водой  залило всё кругом,
Казалось: нет нигде спасенья.

Народ шёл в горы, если мог,
Сидел на крышах и на трубах...

А.С. Пушкин

поэма «Медный всадник».

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.

- Послушаем, как произошло описанное наводнение А.С. Пушкиным. О нём нам расскажет Мертиков Д.

СООБЩЕНИЕ:

- День 6 ноября, предшествовавший наводнение, был дождливым; с самого утра дул юго-западный ветер, сырой и пронзительный. К ночи ветер усилился. 7 ноября вода поднялась. Ветер перешел в бурю. В 10 часов утра уже было затоплено 2/3 города. В полдень по улицам города неслись бурлящие потоки воды; по Неве, каналам и улицам носились баржи, плоты, крыши домов, вырванные с корнем деревья. Следующий день, 8 ноября, выдался ясным, солнечным.

Учитель: Думаю, что теперь у вас больше информации для того, чтобы дать более полный ответ на вопрос: что же такое наводнение и каковы его причины. 

- И мы с вами подплываем к Острову «Испытаний». СЛАЙД 27.

- Давайте дадим определение такому стихийному природному явлению, как наводнение. СЛАЙД 28.

(Наводнение – значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или на море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.)

- Найдем в учебнике на странице 85 формулировку определения «наводнение» и поработаем с ней.

- Ваши предположения по прочитанному.

 - В данном определении прочитаем главный фактор (конкретное действие).

(- Затопление водой местности).


– Дополним Парус судна главным фактором наводнения.


Учитель: Кто прочитал внимательно и заметил, чем еще мы можем дополнить Корабль?


(Учитель слушает ответы ребят, их предположения о причинах наводнений).


- Какие причины затопления названы в определении?


(подъем уровня воды в реке, озере или море).


- Из-за чего происходит подъем?


(из-за обильного притока воды).


- Откуда же образовался этот приток?


(Снеготаяние, ливни, ветровые нагоны, прорывы плотин).


- Нельзя исключать и деятельность человека.


Учитель: Впишите причины наводнения в Каюту Корабля.


(Снеготаяние, ливни, ветровые нагоны, прорывы плотин).


- Что мы хотели выяснить? Удалось нам это сделать?


Учитель литературы: Давайте еще раз обратимся к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», в которой он увековечил наводнение 1824 года, происшедшем в городе Санкт-Петербург.

Чтение стихотворения учащейся Дворницыной Д.

(Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела…).

- Наш корабль подплывает к Острову Внимания. (СЛАЙД 29).

- Капитан корабля и боцман представят картину страшной водной стихии в Санкт-Петербурге, какой представлялась река Нева и видение наводнения великий русским поэтом А.С. Пушкиным. СЛАЙДЫ 30-31.

СООБЩЕНИЕ (Медведкова М.)

Так описывает наводнение А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник».

– Нева в поэме являет собой украшение города. 

- Это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется. Город во власти ветра, дождя. Он превращается в крепость, осаждённую Невой.

- Пушкин создает страшную картину с помощью такого средства выразительности, как сравнение: река сравнивается со зверем и вором, шайкой злодеев; нагромождение глаголов подчеркивает стремительность стихии; использование восклицательных предложений выражает эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия.

СООБЩЕНИЕ (Аношин М.)

- Наводнение 1824 года произвело огромное опустошение. «Гавань представляла вид ужаснейших развалин: большие суда лежали по улицам и дворам; поперек улиц стояли и лежали снесенные дома и крыши; разными обломками были завалены улицы, почти не было возможности пройти».


Учитель: Стихия любуется своим возмущением. 

- Нас впереди ждёт Страна Знаний, где вы поработаете с материалом Учебника. СЛАЙД 32.

- На страницах 85-86 учебника изучим материал об основных типах наводнений, связанных со стоком воды в устье реки: половодье, паводок, затор и зажор.

- Перечислим эти виды наводнений и заполним Мачту корабля. А поможет нам в этом Соколов М.

(Половодье – это...

Паводок - это...

Затор - это...

Зажор - это…).

Учитель географии: Кроме основных 4-ех видов наводнения, различают и другие виды этой стихии, в зависимости от масштаба их прохождения.

- Обращаемся к материалу Учебника на страницах 86-87 и рассмотрим следующие виды такого природного катастрофического явления, как наводнение.

- Продолжаем заполнять Мачту корабля видами наводнений, о которых нам расскажет Аношин М. СЛАЙДЫ – 33-34.

(Низкие (малые) наводнения – это…

Высокие (большие) наводнения – это...

Выдающиеся наводнения – это…

Катастрофические наводнения – это…).

Учитель: Чтобы узнать о последствиях наводнений, нам необходимо познакомиться с их поражающими факторами.

- Далее вы поработаете в парах. Используя материал Учебника на стр. 87, вам необходимо будет найти информацию о поражающих факторах наводнения.

- Но перед тем как вы приступите к выполнению этого задания, вспомним правила работы в парах.

(а) работать должны оба;

б) один говорит, другой слушает;

в) своё несогласие высказывай вежливо;

г) если не понял – переспроси).

Учитель: Обратимся к КОРАБЛЮ. Ваша задача: узнать, какие виды наводнений вписаны вами в Канат Корабля. Будем перечислять их, сравнивая свои ответы с ответами, которые спрятаны в Сундуке Сокровищ. СЛАЙД 35.























Двое обучающихся выразительно читают отрывки из стихотворений.

Обучающиеся слушают чтение отрывков лирических произведений одноклассниками.



















Обучающиеся слушают выступление одноклассника с сообщением.

























Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию «наводнение».

Обучающиеся читают определение в Учебнике и разбирают его совместно с учителем.

Обучающиеся делают предположения, дополняя их материалом Учебника и работают письменно по разбору определения «наводнение» на эскизе корабля, заполняя Парус судна информацией о главном факторе наводнения.









Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, разбирая материал темы.







Обучающиеся записывают в Каюту корабля причины наводнения.





Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.







Один из учеников выразительно читает отрывок из поэмы, где идет речь об описании наводнения.



























Обучающиеся разбирают картину наводнения, выступая с сообщениями.



























Обучающиеся работают с материалом учебника, слушают ответы одноклассников и заполняют Мачту корабля, вписывая в неё виды наводнений.

















































Обучающиеся проговаривают правила работы в парах.





Обучающиеся работают на эскизе Корабля, читают поражающие факторы наводнения, написанные на Канате и спрятанные в сундуке сокровищ.

Физкультминутка.

Технология здоровьесбережения.









Работа над укреплением своего здоровья.

Учитель физкультуры: А сейчас вместе встанем и немного отдохнём, ведь дальнейший путь наш будет сложным и нам надо успешно справиться со всеми заданиями, чтобы преодолеть морской путь. (показывает упражнения)

СЛАЙДЫ 36-38.

Волны плещут в океане. 

(Ученики машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? 

(Вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. 

(Вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! 

(Машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, 

(Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. 

(Сжимают кулачки.)

Чтоб по больше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. 

(Садятся за парты.)











Обучающиеся под руководством учителя проводят физкультминутку.


Открытие нового знания. Работа по теме урока.

Информационно-коммуникативные технологии обучения.

Использование словесных методов обучения.

- Беседа;

- Вопросно-ответная система работы;

- Работа по сообщениям обучающихся.









































ПЛАКАТ с названием 2-ой части темы урока крепится на доску.















Технология критического мышления.

Использование наглядных и практических методов обучения.

Передается сигнал ОПОВЕЩЕНИЯ «Внимание всем!».













Технология критического мышления.

Использование словесных, наглядных и практических методов обучения.

ПЛАКАТЫ с заданием крепится на доску (+ ОТВЕТЫ).






























СЛАЙДЫ 39-40.

Учитель истории: Так выглядел Орск, а именно Старый город при наводнении в 1957 году.

- По прогнозам специалистов при разрушении плотины на Ириклинском водохранилище вода затопит большую часть города и может дойти до Комсомольской площади.

(Учитель истории ставит перед обучающимися проблемный вопрос урока).

- Давайте подумаем, почему именно эта проблема актуальна и интересна для нас, как жителей города Орска? Почему нормальная жизнь будет нарушена при внезапном наводнении?

(- г. Орск очень часто подвержен наводнениям. Вода прибывает быстро. Вследствие этого, происходят разрушения коммуникаций, дорог; нарушение снабжения товарами, загрязнение окружающей среды.).

Учитель географии: Как вы думаете, какой из этих видов наводнения может произойти в нашем городе? Как называется такое наводнение?

(- ПОЛОВОДЬЕ)

- Почему именно это наводнение опасно для г. Орска? И чем оно может быть вызвано?

(- Такой вид наводнения опасно тем, что ежегодно может повторяться в один и тот же сезон из-за ливневых дождей или таяния снегов).

Учитель географии: Уже почти заполнен весь корабль, и как вы видите, вода – это грозная стихия, страшное бедствие. Затонувшие города, разрушенные строения и гибель людей, разбитые человеческие судьбы – вот последствия наводнения. Человечество страдает от наводнений, но до сих пор не может защититься от водной стихии.

- А сейчас попытаемся узнать, с чем мы познакомимся, изучив дальнейший материал темы.

- ПРОЧИТАЕМ вторую часть темы урока.

- Предположите, что мы должны далее узнать сегодня на уроке.

ЗАДАЧИ урока: (СЛАЙД 41).

(- Какие меры принимали люди, когда наступала угроза наводнения?

- Что делать, если вы попали в зону затопления?

- Что делать, если начался резкий подъем воды?)

- Вот почему каждый должен знать, как действовать при угрозе и во время наводнения.

- Как происходит оповещение населения?

- Прочитайте, что говорится в сигнале оповещения «Внимание всем!», который передается при возникновении ЧС природного характера. (СЛАЙД 42).

(В оповещении называются: ожидаемое время затопления, границы затопляемой территории, рекомендации о действиях и порядок эвакуации.)

- Предоставим слово спасателям: Свердоненко А., Соколову М.

СЛАЙДЫ 43-45.

Спасатель (Свердоненко А.):

- При угрозе наводнения необходимо выполнить следующие действия: …

Спасатель (Соколов М.).
- Если начался резкий подъем воды, нужно: …

- А как вы думаете, после спада воды, мы можем сразу же зайти в дом и начать заниматься своими делами?

(Нет).

Учитель: А почему? На этот вопрос мы ответим и узнаем, как нужно действовать после наводнения, если выполним задание «Закончи фразу».

- После наводнения ваши действия будут следующие:

1. При возвращении в жильё следует опасаться оторванных и разрушенных (водопроводов, газопроводов и электропроводов);

2. Попавшие в воду продукты (нельзя использовать без проверки и обработки);

3. Запасы питьевой воды (проверить на чистоту);

4. Перед входом в здание проверить его (прочность, открыв двери и окна);

5. При осмотре для освещения не пользоваться (спичками);

6. Источниками электроэнергии пользоваться (нельзя до проверки специалистами).

- Хочется добавить, что в Оренбургской области создана паводковая комиссия, которая входит в состав МЧС России и разрабатывает меры по защите от наводнений.

Учитель: Изучив материал темы: «Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению», чтобы вы хотели отметить для себя в нём главное?

(- При любой стихии могут возникнуть экстремальные ситуации и как нужно действовать во время них.)

- Наводнение может случиться практически везде, начиная от при­брежных городов и вплоть до горных поселений. Наводнение может быть внезапным, как результат продолжительных ливней или прорвавшейся дамбы, но может начинаться и постепенно, прибывая день за днем. Большинство наводнений являются результатом затяжных дождей или быстрого та­яния льдов.

























Обучающиеся пытаются ответить на проблемный вопрос, высказывая свои предположения.









Обучающиеся соотносят ответ проблемного вопроса с возможным бедствием для г. Орска, связанным с наводнением.









Обучающиеся самостоятельно пытаются сформулировать вторую часть темы урока и предположить задачи урока, то, что будут изучать.









Обучающиеся отвечают на вопросы, пытаются понять, как надо действовать во время наводнения.





Обучающиеся читают Сигнал Оповещения «Внимание всем!»













Двое обучающихся в роли спасателей дают рекомендации по безопасному поведению во время наводнения.

















Обучающиеся отвечают на вопросы, заканчивая фразу предложений.





















Обучающиеся отвечают на итоговый вопрос по теме урока.

Закрепление материала.

Технология критического мышления.

Использование словесных и практических методов обучения.

- Работа над ситуативными задачами в парах.



ПЛАКАТ с правильным ответом крепится на доску.











































Использование метода анализа конкретной ситуации.















































Использование словесных и наглядных методов обучения.













Технология обучения в сотрудничестве. Использование репродуктивных (упражнения на запоминание рассмотренного материала) и практических методов обучения.



Технология критического мышления.





Использование словесных и практических методов обучения.


































- Ребята, для преодоления трудностей, которые могут неожиданно возникнуть в пути по морям и океанам, а также обобщить знания, полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие практические заданиям.

- Поработаем в парах.

- Перед вами КАРТОЧКА 1. Каждой паре необходимо будет соотнести определение с понятием.

Определение

Понятие

Половодье










Стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, дождей.

Паводок

Ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объёма воды в реке, которое сопровождается выходом её вод из берегов и затоплением поймы реки.

Затор

Явление, сходное с … льда на реках в начале зимы. Образуется на реках в период формирования ледяного покрова.

Зажор

Скопление льда в русле реки, ограничивающее её течение. Образуется в конце зимы и в весенний период.



Учитель: Обменяйтесь тетрадями со своими одноклассниками и проверьте правильность выполнения задания, сверяя ответы в своих рабочих маршрутных листах с ответами, записанными на доске.

- Задание КАРТОЧКИ 2.

Определите порядок действий на случай возникновения наводнения.

- Каждому варианту будет предложена ситуативная задача, которую необходимо решить.

- Вы читаете ситуации-опасности, пытаетесь ответить на вопросы, после чего, весь коллектив класса перейдет к обсуждению ваших предположений, поработав с текстами.

Учитель: В тексте найдите причины возможной гибели людей и разрушения зданий во время наводнения, выпишите их.


СЛАЙД 46.


Текст 1

Первым смыло Андрея. У него не хватило сил, поток был просто сумасшедший. Дальше держаться не было сил и у нас. Под дождем мы из последних сил гребли против течения к верхушкам деревьев. Кажется, в движение пришло всё: деревья, обломки мебели, машины. Все это плыло, ударялось о дома, разрушая их. Мы пробыли в холодной воде около 8 часов, было холодно и страшно.

СЛАЙДЫ 47-48.


Текст 2

В период с 24. 00 часов - 1.00 часу ночи произошёл первый сильный выброс воды. Высота воды около 2,5-3 метра. Брус затопило полностью и понесло. Дочь ударилась головой о стойку, потеряла сознание. Я её придерживал над водой, через несколько минут она пришла в себя. Когда я начал выбираться через окно, меня чуть не унесло, успел схватиться за фонарь. Потом с Андреем вытащили всех на крышу. Вода, а скорее бурлящая каша из глины, досок, деревьев и веток. Было впечатление, что прорвало плотину. Ну не могла вода дважды за ночь прибавляться за считанные минуты по метру. Стены домов подмывало, они рушились.


Учитель: Давайте проверим, как вы справились с этим видом работы. Первая группа обучающихся внимательно слушает ответ второй группы, дополняя и комментируя их предположения. Затем, вторая группа ребят проверит правильность выполнения задания первой группы.

Учитель: Переходим к следующему этапу преодоления морского пути, который называется «Занимательный рассказ».

- Вам будут представлены тексты, читая их, вы должны сказать, о каком виде наводнения идет речь в каждом из предложенных отрывков.

(Тексты представлены на СЛАЙДАХ 49-52).






- И завершим наше Морское путешествие ЧЕТВЁРТЫМ этапом «Алгоритм действий».

- Ребята, вам необходимо будет составить алгоритм действий при едином сигнале оповещения «Внимание всем!», выбрав из предложенного списка те действия, которые относятся к безопасному поведению при наводнении.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.



Учитель: Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Прошу представителей от каждой группы ознакомить нас со своими выводами. Первому предоставляется подвести итог по теме урока спасатель Свердоненко Артем.

Спасатель: Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке. Вода – это грозная стихия, источник многих чрезвычайных ситуаций.

- Со своим выводом по уроку нас познакомит историк Аношин М.

Историк: Наводнение с древних времен люди воспринимали как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

- Завершит подведение итога о наводнении, как стихийном бедствии, литератор Дворницына Д.

Литератор: Наводнение в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» – это художественный образ, бунт стихии. Последствия такого бунта страшны: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы. Мятеж водной стихии «возмущенной» Невы Пушкин сравнивает с народным бунтом.

- В заключение урока давайте подведем общий итог, сказав о том, что выполнение правил поведения при любых стихийных бедствиях природного характера позволит снизить (материальный ущерб) и сохранить (жизнь людям).

Учитель: Ребята, преодолев трудный и долгий путь по морям и океанам, обогнув мысы и острова, мы с вами причалили к острову «Дружбы», где и завершим наше морское путешествие. Сдайте, пожалуйста, тетради с эскизами Корабля для проверки вашей работы на уроке и выставления итоговой оценки. СЛАЙД 53











Обучающиеся письменно выполняют задание.

Обучающиеся сверяют правильность выполнения задания.























































Обучающиеся решают ситуативные задачи, письменно отвечая на вопросы.

























Обучающиеся проверяют, как справились с работой по текстам.













Обучающиеся читают тексты и узнают, о каком виде наводнения идет речь.





Обучающиеся самостоятельно работают в тетрадях, выполняя задание письменно.















Обучающиеся предварительно подводят итог урока.























Обучающиеся под руководством учителя подводят общий итог урока.





Обучающиеся сдают учителю тетради, в которых работали на уроке на проверку.

Домашнее задание.

Технология блочно-модульного обучения/ технология критического мышления.

Использование словесных (объяснительно-иллюстративных) методов.



СЛАЙД 54.



ИНТЕГРИРОВАННО.

Учитель: Ребята, вам будет предложено домашнее задание на выбор.

1. Подготовить пересказ параграфов 4.1, 4.3;

2. На выбор. Сделайте проект «Защита города Орска от возможного начала наводнения», представив его в виде схемы или рисунка с описанием;

3. На выбор. Подготовить сообщение «Районы Орска, подверженные затоплению и места эвакуации».

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Технология педагогики сотрудничества.

Использование методов рефлексии и самооценки.



СЛАЙДЫ 55-56.



ПЛАКАТ (ДОСКА).

Учитель: Перед вами лежат звездочки, с помощью которых вы оцените свою работу на уроке: выберите одного из моряков, которые поднимают паруса корабля для дальнейшего путешествия по морям и океанам знаний.

- При выходе из класса прикрепите звездочки на белый парус, если:

(- настроение у вас хорошее; - урок был интересным для меня;

- мне было всё понятно по теме урока.

Или на красный парус, если:

- настроение у вас грустное;

- урок был неинтересным для меня;

- остались какие-то вопросы по теме.)

Учитель: Ребята, вы все успешно справились с поставленными задачами, совершив морское путешествие по теме «Наводнения. Рекомендации по безопасному поведению».

- Благодарю всех за хорошую и плодотворную работу. До свидания! (СЛАЙД 57).

Обучающиеся прикрепляют звездочки на паруса, оценивая свою работу на протяжении всего урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!