СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый тематический классный час в 10б классе «Подросток и Закон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять

Просмотр содержимого документа
«Открытый тематический классный час в 10б классе «Подросток и Закон».»

Открытый тематический классный час в 10б классе

«Подросток и Закон».

Цель:

Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять).

Задачи:

-формирование базисных знаний о правах и обязанностях гражданина;

-дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия;

-развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

-развивать коммуникативные способности учащихся.

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.


Ход мероприятия.

Эпиграф:

« Нет более вредного и страшного животного, чем человек, нарушающий законы» — Совонарол (настоятель монастыря во Флоренции).

-Прочитайте высказывание мудреца.

- Как вы понимаете это высказывание?

Тема нашего классного часа связана с этим высказыванием. Постарайтесь сами сформулировать ее. (высказывания детей).


Предупрежден, значит, вооружен», гласит латинская пословица, наверное, она может служить девизом обучения вас правовым знаниям. Знания о своих правах и обязанностях помогут избежать многих серьезных проблем как сейчас, так и в будущем.

Обратимся к словарю нашей темы и попробуем дать определение понятиям ПРАВО и ОБЯЗАННОСТЬ.

Право – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.

Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.

В чем отличие прав и обязанностей?

(Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять).


С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.


1 задание. Составление таблицы

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.





Ответы детей.


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал


Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение



  В повседневной жизни о правах и обязанностях чаще вспоминают тогда, когда возникает спорная ситуация или конфликт. Ежегодно подростками совершаются более 145 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. К сожалению, не каждый подросток осознаёт совершаемые им противозаконные действия, которые ведут к тяжёлым трудноисправимым последствиям.

-В чём причина столь неблагоприятной криминогенной обстановки, которая сложилась в подростковой среде?

-Что влечёт подростков на скользкий путь преступной жизни?

-В наших ли силах изменить что-то, предостеречь себя или кого-то от ошибки, способной сломать всю жизнь?


На эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.


Проступок, правонарушение, преступление.

-Что обозначают эти понятия?

-Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же?

Слушается мнения ребят.

(Проступок и правонарушение или преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.)


ПРОСТУПОК – это нарушение общепринятых правил поведения; вызывающее поведение.


ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.


ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.


А сейчас проведем с вами игру-тренинг «На приеме у юриста», где каждый из вас сможет показать свои способности, знания законов, выступить в роли юриста.

Вам предлагается рассмотреть несколько ситуаций и ответить на два вопроса.

1. О чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении?

2. Какое наказание предусмотрено?

СИТУАЦИЯ № 1.

Юноша приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по школе и на территории близлежащей к школе.

Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? Будет ли он как либо наказан?

Ответ:

Это проступок, т.к. ничего противозаконного не совершено. Но все-таки юноша нарушил устав школы (не посещал уроки), значит это проступок.

За такой проступок предусмотрено наказание – выговор, директор может вызвать в школу родителей.

СИТУАЦИЯ № 2

Старшеклассники систематически поджидают детей начальных классов за углом школы и отбирают у них сладости, фрукты, деньги.

Ответ:

Проступком эти действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление. Вымогательство – преступление, предусмотренной ст.163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

СИТУАЦИЯ № 3

Старшеклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили алкоголе содержащие напитки, которые они распили в аллее около Дома Культуры. Как можно расценить их поведение?

Ответ:

Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

СИТУАЦИЯ 4:

Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.

Ответ:

Это преступление. Грубое нарушение закона – грабеж.

СИТУАЦИЯ 5:

Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает. Это…

Ответ:

Это проступок.

СИТУАЦИЯ 6:

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч.

Ответ:

Это преступление. Разбой. Кража.



Все права, обязанности, законы по которым живут люди нашего государства прописаны в официальных документах. Перечислите их. (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека, Трудовой кодекс, Устав школы) Что представляют из себя эти документы?

(перечень статей). Я предлагаю вам составить проект Устава нашей школы.

В данном документы вы должны прописать основы школьного устройства, права и обязанности участников образовательного процесса. (задание выполняется по подгруппам 10 мин.)

По окончании отведенного времени зачитываются проекты Конституции Палехской СШ.



Большинство подростков свой преступный путь начинают в возрасте 9-11 лет.

Почему?

Каковы причины, толкающие подростков на преступление?

Работа по группам.

Учащиеся делятся своим мнением.

Социальные причины правонарушений:

-безработица

- невысокий материальный достаток многих семей

- жилищная проблема

Психологические причины правонарушений:

вспыльчивый характер

отсутствие сильной воли

страсть к азартным играм

жадность

нежелание работать

А теперь давайте сравним ваши ответы с результатом социологического опроса школьников г.Иваново.


По мнение специалистов правоохранительных органов,

незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространёнными причинами правонарушений среди подростков.


Пришло время ответить на самый главный вопрос, который мы поставили в начале

В наших ли силах изменить что-то, предостеречь себя или кого-то от совершения ошибки, совершения правонарушений?


- С самого детства необходимо не только знать свои права и обязанности, но и уметь их применять в жизни, на практике. Не нарушать моральные нормы, устои и законы общества.





Приложение №1

ПРОЕКТ

Устав Палехской средней школы

1 часть. Основы школьного устройства.

Статья 1 Школа есть правовое демократической пространство с выборными органами самоуправления.

Статья 2 Устав является основным законом школьной жизни и имеет прямое действие.

Статья 3 Ученики и их родители, учителя и администрация школы должны строго придерживаться данного Устава.



2 часть. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Глава 1. Администрация школы.

Статья 1 Директор является главным административным лицом. Обладает правом законодательной инициативы. Приказы директора обязательны для исполнения.

Статья 2 Директор совместно с завучами, учителями и ученическим советом принимают решение:

-об исключении из школы учащихся, нарушающих положение Устава;

- о вы несении порицаний и наказаний;…


Глава 2. Учителя школы.

Права: Обязанности:



Приложение №2

СИТУАЦИЯ № 1.

Юноша приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по школе и на территории близлежащей к школе.

Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? Будет ли он как либо наказан?

_____________________________________________________________________


СИТУАЦИЯ № 2

Старшеклассники систематически поджидают детей начальных классов за углом школы и отбирают у них сладости, фрукты, деньги.

______________________________________________________________________


СИТУАЦИЯ № 3

Старшеклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили алкоголе содержащие напитки, которые они распили в аллее около Дома Культуры. Как можно расценить их поведение?

______________________________________________________________________


СИТУАЦИЯ 4:

Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.

_____________________________________________________________________


СИТУАЦИЯ 5:

Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает. Это…

______________________________________________________________________


СИТУАЦИЯ 6:

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!