Открытый тематический классный час в 10б классе
«Подросток и Закон».
Цель:
Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять).
Задачи:
-формирование базисных знаний о правах и обязанностях гражданина;
-дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия;
-развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
-развивать коммуникативные способности учащихся.
-воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.
Ход мероприятия.
Эпиграф:
« Нет более вредного и страшного животного, чем человек, нарушающий законы» — Совонарол (настоятель монастыря во Флоренции).
-Прочитайте высказывание мудреца.
- Как вы понимаете это высказывание?
Тема нашего классного часа связана с этим высказыванием. Постарайтесь сами сформулировать ее. (высказывания детей).
Предупрежден, значит, вооружен», гласит латинская пословица, наверное, она может служить девизом обучения вас правовым знаниям. Знания о своих правах и обязанностях помогут избежать многих серьезных проблем как сейчас, так и в будущем.
Обратимся к словарю нашей темы и попробуем дать определение понятиям ПРАВО и ОБЯЗАННОСТЬ.
Право – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.
Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.
В чем отличие прав и обязанностей?
(Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять).
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1 задание. Составление таблицы
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.
Ответы детей.
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний |
10 | отвечал на уроке. Защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
В повседневной жизни о правах и обязанностях чаще вспоминают тогда, когда возникает спорная ситуация или конфликт. Ежегодно подростками совершаются более 145 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. К сожалению, не каждый подросток осознаёт совершаемые им противозаконные действия, которые ведут к тяжёлым трудноисправимым последствиям.
-В чём причина столь неблагоприятной криминогенной обстановки, которая сложилась в подростковой среде?
-Что влечёт подростков на скользкий путь преступной жизни?
-В наших ли силах изменить что-то, предостеречь себя или кого-то от ошибки, способной сломать всю жизнь?
На эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.
Проступок, правонарушение, преступление.
-Что обозначают эти понятия?
-Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же?
Слушается мнения ребят.
(Проступок и правонарушение или преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.)
ПРОСТУПОК – это нарушение общепринятых правил поведения; вызывающее поведение.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.
А сейчас проведем с вами игру-тренинг «На приеме у юриста», где каждый из вас сможет показать свои способности, знания законов, выступить в роли юриста.
Вам предлагается рассмотреть несколько ситуаций и ответить на два вопроса.
1. О чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении?
2. Какое наказание предусмотрено?
СИТУАЦИЯ № 1.
Юноша приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по школе и на территории близлежащей к школе.
Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? Будет ли он как либо наказан?
Ответ:
Это проступок, т.к. ничего противозаконного не совершено. Но все-таки юноша нарушил устав школы (не посещал уроки), значит это проступок.
За такой проступок предусмотрено наказание – выговор, директор может вызвать в школу родителей.
СИТУАЦИЯ № 2
Старшеклассники систематически поджидают детей начальных классов за углом школы и отбирают у них сладости, фрукты, деньги.
Ответ:
Проступком эти действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление. Вымогательство – преступление, предусмотренной ст.163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
СИТУАЦИЯ № 3
Старшеклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили алкоголе содержащие напитки, которые они распили в аллее около Дома Культуры. Как можно расценить их поведение?
Ответ:
Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
СИТУАЦИЯ 4:
Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.
Ответ:
Это преступление. Грубое нарушение закона – грабеж.
СИТУАЦИЯ 5:
Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает. Это…
Ответ:
Это проступок.
СИТУАЦИЯ 6:
Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч.
Ответ:
Это преступление. Разбой. Кража.
Все права, обязанности, законы по которым живут люди нашего государства прописаны в официальных документах. Перечислите их. (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека, Трудовой кодекс, Устав школы) Что представляют из себя эти документы?
(перечень статей). Я предлагаю вам составить проект Устава нашей школы.
В данном документы вы должны прописать основы школьного устройства, права и обязанности участников образовательного процесса. (задание выполняется по подгруппам 10 мин.)
По окончании отведенного времени зачитываются проекты Конституции Палехской СШ.
Большинство подростков свой преступный путь начинают в возрасте 9-11 лет.
Почему?
Каковы причины, толкающие подростков на преступление?
Работа по группам.
Учащиеся делятся своим мнением.
Социальные причины правонарушений:
-безработица
- невысокий материальный достаток многих семей
- жилищная проблема
Психологические причины правонарушений:
• вспыльчивый характер
• отсутствие сильной воли
• страсть к азартным играм
• жадность
• нежелание работать
А теперь давайте сравним ваши ответы с результатом социологического опроса школьников г.Иваново.
По мнение специалистов правоохранительных органов,
незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространёнными причинами правонарушений среди подростков.
Пришло время ответить на самый главный вопрос, который мы поставили в начале
В наших ли силах изменить что-то, предостеречь себя или кого-то от совершения ошибки, совершения правонарушений?
- С самого детства необходимо не только знать свои права и обязанности, но и уметь их применять в жизни, на практике. Не нарушать моральные нормы, устои и законы общества.
Приложение №1
ПРОЕКТ
Устав Палехской средней школы
1 часть. Основы школьного устройства.
Статья 1 Школа есть правовое демократической пространство с выборными органами самоуправления.
Статья 2 Устав является основным законом школьной жизни и имеет прямое действие.
Статья 3 Ученики и их родители, учителя и администрация школы должны строго придерживаться данного Устава.
2 часть. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Глава 1. Администрация школы.
Статья 1 Директор является главным административным лицом. Обладает правом законодательной инициативы. Приказы директора обязательны для исполнения.
Статья 2 Директор совместно с завучами, учителями и ученическим советом принимают решение:
-об исключении из школы учащихся, нарушающих положение Устава;
- о вы несении порицаний и наказаний;…
Глава 2. Учителя школы.
Права: Обязанности:
Приложение №2
СИТУАЦИЯ № 1.
Юноша приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по школе и на территории близлежащей к школе.
Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? Будет ли он как либо наказан?
_____________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ № 2
Старшеклассники систематически поджидают детей начальных классов за углом школы и отбирают у них сладости, фрукты, деньги.
______________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ № 3
Старшеклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили алкоголе содержащие напитки, которые они распили в аллее около Дома Культуры. Как можно расценить их поведение?
______________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ 4:
Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.
_____________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ 5:
Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает. Это…
______________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ 6:
Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч.