СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Древнее Двуречье"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Древнее Двуречье"»

Открытый урок в 5 классе «Древнее Двуречье»

Учитель истории Янченко Людмила Сергеевна

Технологии: ИКТ и игровая

Цели урока: Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

Задачи урока:

I. Предметные: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье, уметь сравнивать между собой Египет и Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

самостоятельно ориентироваться в учебнике и карте; самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действий; закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах; представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

применять правила делового сотрудничества; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать своё эмоциональное состояние.

Оборудование: мультимедийная презентация; мультимедийная установка, экран; конверты, карточки с заданиями; оценочные листы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в далекое прошлое в страну, которая называется Древнее Двуречье. Вы согласны? (1 слайд Древнее Двуречье, машина времени)

Учащиеся: Да!

Учитель: Как вы думаете, что мы узнаем нового из нашего с вами путешествия?

Учащиеся: Где Двуречье? Почему Двуречье? Климат? Занятия? Боги?

Учитель: Записывает на доске

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный перелет в пространстве и времени. Для посадки на машину времени необходимо предъявить посадочный талон, билет (карта Древнего Востока с 33 учебника). Только вот незадача устройство по печати билетов сломалось в самый неподходящий момент и порвало наш билет на части. Ваша задача собрать его воедино. Работу мы выполняем парами, кто первый сделает, поднимает руку и ждет, пока учитель проверит.

Учащиеся: в парах собирают посадочный талон.

Учитель: Какой интересный посадочный талон!!! А на что же он похож? Правильно! Это карта Древнего Востока! Чтобы понять к какому терминалу нам идти на посадку, нужно её подробно изучить! Две минутки рассматриваем карту, изучаем ее легенду, находим древнее Двуречье, крупнейшие реки, города.

Учащиеся: 2 минуты изучают карту.

(Слайд 2. Карта Древнего Востока)

Учитель: Изучили, Молодцы!! Проходим к таможенному контролю. Чтобы пройти дальше придется ответить на ряд вопросов. (Правильно ответившие ученики получают штамп на билете)

  1. Цель вашего путешествия? (Двуречье)

  2. Где на карте расположено Двуречье? (выходят к доске и показывают)

  3. На каком континенте находится Двуречье? (Евразия)

  4. Почему эта страна так называется? (Между двух рек)

  5. Между какими реками находилась эта страна? (Тигр и Евфрат)

  6. Куда впадают эти реки?(Персидский залив)

  7. Какие города в Древнем Двуречье? (Ур, Урук, Акад, Вавилон, Киш, Ниппур)

  8. Что находится к северу от Междуречья? (горы)

  9. Что находится к югу от Междуречья? (Аравийская пустыря)

  10. Какой климат этих территорий? (Жаркий и сухой)

  11. Чем могли заниматься жители? (земледелие)

  12. Что способствовало тому, что жители занимались земледелием? (теплый климат, вода рек)

  13. Как вы думаете, росли ли в этих местах деревья? (очень мало, это пустыня, а деревьям нужно много воды, поэтому только на орошаемых участках)

  14. Как вы думаете, их чего могли строить жители свои дома? (глина).

Учитель: Ну вот и прошли мы все таможенный контроль! Пора в путешествие!!!!



  1. Первичное закрепление материала. (Слайд 3 Таблица) Сравнение Египта и Междуречья. Заполнение таблицы

Учитель: Что общего у двух Междуречья и Египта

Учащиеся:

  1. Река

  2. Климат

  3. Рельеф

  4. Занятия жителей

Учитель: А что различного?

Учащиеся: Одна и две реки, гробницы из камня и глиняные здания

Учитель: Правильно, записывает это в колонку «Вопросы для сравнения»

Вместе заполняют таблицу.



Вопросы для сравнения

Египет

Междуречье

река

Нил

Тигр и Евфрат

климат

Жаркий и сухой

Жаркий и сухой

рельеф

Рядом пустыня Сахара

Рядом Аравийская пустыня

Занятия жителей

земледелие

земледелие

Материал для постройки

камень

глина



  1. Физкультминутка.

(Слайд 4. Смайлики)

Встали, сели, пристягнулись.

Выдохнули и улыбнулись!

Покрутили руль машины, крылья, полетели

И на место сели.

  1. Продолжение закрепления нового материала.

Итак, мы прилетели! Я буду вашим экскурсоводом. Добро пожаловать в Междуречье! Что лучше запомнить увиденное, я предлагаю вам основное записывать в ваши дневники путешественника, то есть ваши тетради!

Записываем: «Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат». (Слайд 5 Определение и картины Двуречья)

Учитель: В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Записываем: «Первые города 5 тыс лет назад»

Учитель: Нам сопутствует удача! Мы встретили местного жителя! (учащийся с наклеенной бородой) (Слайд 5 шумеры)

Учитель: Здравствуйте! Можно к вам обратиться?

Шумер: Здравствуйте! Да

Учитель: Как называется ваш народ,

Шумер: Шумеры.

Учитель: А давно ли вы проживаете тут?

Шумер: Мы создали первую древнейшую цивилизацию на земле. Шумеры придумали письменность и математику, изобрели колесо и стали строить крупные города. Шумеры придумали ирригационную систему, чем сильно толкнули вперед сельское хозяйство. Гончарный круг тоже мы изобрели. А теперь мне пора идти. До свидания.

Учитель: В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.

Запишем в дневники путешественника: «Шумеры - древнейший народ, создавший первые города в Двуречье».

Учитель: Дальше мы поплывем по реке Евфрат. Посмотри на карту и скажи, какие города мы будем проплывать?

Учащиеся: Аккад, Вавилон, Исин, Урку и Ур.

Учитель: Мы поплывем с вами на суденышках древних шумеров, которые создавались из гибких веток, обтянутых кожей. В путь!!!

Учитель: С правой стороны мы видим ступенчатую башню, уступы которой поднимаются в самое небо. Это храм бога. Только жрецы могут подниматься на вершину башни, чтобы беседовать с богами.

Это храм бога солнца Шамаша. Плывем дальше. Опять храм. Это храм бога Луны Син. Плывем дальше. Это храм богини воды Эа. И наконец, храм богини плодородия и любви Иштар., А вот достопримечательность Двуречья Ворота Иштар. (Слайды 6-9) У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы.

  1. Первичное закрепление 2 части объяснённого материала.

Учитель: Ой! Ветер унес мои записи. Что же делать? Вы мне поможете?

Надо заполнить пропуски. Раздаточный материал + слад 10

Шамаш


Бог луны

Син

Богиня любви

Эа

Древний народ

Шумеры

Богиня воды

Иштар

Бог солнца



Учитель: А давайте вспомним, как назывались эти боги в Египте?

Учащиеся:

Бог Солнца – Амон Ра

Богиня Красоты – Бастет

  1. Продолжение объяснения нового материала.

Учитель: А теперь мы посетим с вами школу в древнем Шумере. Школы в Древнем Двуречье называются – эдубы – дома табличек. А учителей зовут – отец дома табличек.

Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Потому что писали на глиняных табличках.

Учитель: В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.Такое письмо называется клинопись. Каждый знак в клинописи происходил из рисунка. Было несколько сот знаков, поэтому учиться было очень трудно. Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго. Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

Записываем в свои дневники путешественника: «Клинопись – это особое письмо клиньями в древнем Двуречье»

  1. Первичное закрепление

Учитель: Рассмотрим, что происходит в этом классе

  1. Кто изображен? (отец школы, сыновья школы)

  2. Кто стоит за спинами учеников и зачем? (раб, наводящий дисциплину)

  3. Что за человек на переднем плане? (раб, который месит глину для табличек)

  4. На чем пишут дети в школе? (на глиняных табличках)

  5. Как называется письменность в Двуречье? (клинопись)

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Мы заканчиваем путешествие в прекрасной стране Двуречья. Перед тем, как отправиться домой я предлагаю вам поиграть в игру «Цепочка». Придумываем 4 вопросы по пройденному материалу. На выполнения работы 4 минуты.

Правила игры.

  1. Придумываем 4 вопроса

  2. Задаем вопрос, другой ученик отвечает и задает свой

  3. Задать свой вопрос можно только, если ответить на вопрос одноклассника

  4. Отвечать строго с поднятой рукой, если учитель тебя разрешил



  1. Рефлексия.



- Вам понравилось путешествие?



- Что вы узнали нового, интересного?

- Вспомним, что мы хотели узнать в нашем путешествии?



Заполнение карточек по самооценке

11. Домашнее задание. П 13 + на выбор:

1. Составить маршрут путешествия

2. Рассказать о своей стране от имении Шумера

3. Кроссворд




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!