2
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: физика
Учитель: Болсуновская Елена Викторовна
Урок № 141
Класс:11 «А»
Тема урока: «Ядерный реактор»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
В данной теме «Физика атомного ядра» урок «Ядерный реактор» является 15-м из 20-ти. Шесть последних уроков этой темы обобщают теоретические знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях. Они являются подведением итогов, показывающим необходимость изучения темы, так как развивают навыки практического применения полученных знаний не посредством моделирования экспериментов, а средствами логического обоснования практически применяемых приборов, устройств и методов атомной физики.
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
В группе физико-математического профиля 11 «А» класса 12 обучающихся; неуспевающих нет; слабо успевающих – 2 (Челобаев С., Фильков В.). Все учащиеся систематически готовятся к урокам, свободно рассуждают на любые темы. Слабой стороной группы являются недостаточные математические знания (плохая способность в области построения арифметических выкладок, неумение применять прикладные математические приемы и методы для решения расчетных задач). При планировании урока было исключено завершение решения расчетной задачи, так как математическая непредсказуемость группы могла неоправданно занять много времени).
3. Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с обучающимися по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности:
Мотивация принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности обеспечивается созданием условий для обобщения и систематизации имеющихся знаний и необходимостью их применения для углубления темы и применения знаний, полученных на предыдущих уроках, как в рамках данной темы, так и по другим разделам физики (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электромагнитные колебания).
5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке?
На уроке, в основном, применяются словесный, иллюстративный и эвристический методы обучения. Этапы изучения и закрепления темы основываются на использовании формы диалога и практической деятельности (подготовка к решению задачи). Считаю, что главный этап урока – это IV этап: включение системы знаний в учебную деятельность. Задача этапа: формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности. На данном этапе учитель создает условия для систематизации знаний по нескольким разделам физики. После логического выстраивания внутритемных связей в изученном разделе и получения необходимой информации учащиеся выявляют границы применимости системы знаний и определяют межтемных связей в изученном разделе. Формирование универсальных учебных действий проходит в полном соответствии с поставленными целями: личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (учащиеся грамотно аргументируют необходимость выполнения моральной нормы, а именно, указывают на обязательность установления защиты от продуктов деления радиоактивного топлива для обслуживающего персонала и близживущего населения);
регулятивные УУД: коррекция знаний и способов действия (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия: каждый последующий узел АЭС описывают с учетом работы предыдущего узла); познавательные УУД: логические (анализ и описание объектов учащиеся производят, основываясь на изученных ими законах и понятиях и взаимосвязях узлов АЭС); коммуникативные УУД: кооперация (при разборе и описании устройства и принципа работы каждого контура АЭС, осуществляют принцип совместной деятельности: при аргументировании своих высказываний опираются на уже сказанное другими учащимися).
6. Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности). Отработанные учащимися на уроке учебные действия являются метапредметными, так как они получают навыки работы по следующим схемам:
- «рисунок и схема»: умение по рисунку описать модель и объяснить назначение и принцип работы отдельных ее частей; разработать общую схему модели;
- «роль и позиция»: умение аргументировано отстаивать свою позицию, понимать значимость своей роли в схеме общей деятельности;
- «содержание и форма»: умение по схематическим признакам формы определить назначение и содержание объектов;
- «изменение и развитие»: в процессе урока формируются и развиваются взгляды учащихся на проблему применения полученных теоретических знаний на практике; полностью исключается фактор «ненужности» теоретических знаний.
7. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Время, отведенное на этапы урока, распределено рационально. Каждый последующий этап логически тесно связан с предыдущим, развивает его и является продолжением и углублением. Первый, второй и третий этапы урока являются подготовкой к главному этапу: на первом этапе активизируются имеющиеся знания, на втором этапе эти знания утверждаются и корректируются, на третьем этапе – знания применяются и служат базовой основой для формирования новых знаний. На четвертом – главном этапе – знания сублимируются, и выстраивается их четкая картина. Пятый этап подтверждает необходимость, успешность и правильность содержания предыдущих этапов.
8. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
ТСО: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Физика. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой.
http://www.tehnari.ru/attachments/f12/7429d1265639891-001.jpg
http://i.ucrazy.ru/files/i/2013.3.12/thumbs/1363027404_6.jpg
http://leschademin.narod.ru/rea2.png
9. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на всех этапах урока в устной форме и на последнем этапе – посредством комплексной самооценки, взаимооценки и оценки учителя: учащимся были предлагаются карты, в которых они выставляют оценки себе и одноклассникам; итог подводится учителем.
10. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты урока считаю удовлетворительными. Все поставленные задачи урока реализованы. Считаю, что урок достиг цели.