СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературного чтения Класс: 2 Тема: В.Бианки «Музыкант»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения           Класс: 2  Тема: В.Бианки «Музыкант»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения Класс: 2 Тема: В.Бианки «Музыкант»»

Открытый урок литературного чтения


Класс: 2

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: формирование навыков осознанного чтения посредством технологии продуктивного чтения.

Задачи урока:

1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;

2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.

3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение; получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Оборудование:

учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (1 часть), стр. 142-145. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»);

- таблица «рефлексия»

-кроссворд (группа)

-план рассказа (в паре)

-сюжетные иллюстрации (группа)

-обложка для книги (группа)


Ход урока


I ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что прекрасная погода ..)

-Да, всё, что вы сказали, верно: и …, и …., и нашей встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.

Слайд №1

  1. Антиципация.

(включаю музыку: А.Рыбак, отрывок из произведения «Игра на скрипке»)

Слайд №

-Закройте глаза и послушайте.

-Какие ассоциации возникли у вас при слушании этой музыки?

-Какой музыкальный инструмент вы услышали? (Скрипку)

-Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий. Слайд №3

- А почему я включила вам это произведение? У нас что, урок музыки? (слушаю ответы детей)

-Посмотрите на слайд. Здесь зашифровано название произведения, с которым мы сегодня

познакомимся на уроке.

МФУБЗЮЫПКДАЭНСТ (музыкант) Слайд №4-5

-Как вы думаете, о чем или о ком будет произведение? (ответы детей)

СЛАЙД 6

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

-Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён? Как медведь связан со словом музыкант? СЛАЙД 7













_ Сегодня мы с вами узнаем, что же необыкновенного произошло с медведем из рассказа детского писателя Виталия Бианки.

- Как вы думаете, произведение какого жанра мы будем читать сегодня: сказку, рассказ? (может сказку, потому что медведей-музыкантов в природе не бывает)

- По иллюстрации вы можете точно определить жанр? (нет)

  1. Постановка цели.

Итак, на какие вопросы мы сегодня хотим получить ответ?

  • Это произведение о медведе-музыканте?

  • Это рассказ или сказка?

Попробуем найти ответы в произведении.


II ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

  1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Учитель организует работу с текстом (текст читает учитель). Дети слушают текст, вступают в «диалог с автором».

- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса.

- Мы с вами будем читать текст и вести диалог с автором, задавать автору вопросы,  сами искать на них ответы,  и проверять свои предположения по ходу чтения.

В.Бианки «Музыкант» СЛАЙД 8

Старый медвежатник  сидел на завалинке  и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

-Значение каких слов было непонятно?

СЛАЙД 9-11

Медвежатник, завалинка, колхозник, пиликать.

(Какой вопрос вы хотели задать автору? Пойдет ли старик на охоту или нет? Выскажите свои предположения. Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть произведения)

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

- Остановимся на значении непонятных слов.

Опушка СЛАЙД 12

(Спросите автора о том, что вас заинтересовало? Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения. Ответы найдем в 3 части произведения)

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке  разбитое грозой дерево, из него

торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

-Значение какого слова вы хотели бы узнать? Щепка СЛАЙД 13

(Что вы хотели бы узнать? Как поступит старик с медведем? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения, прочитав 4 часть)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

  1. Беседа по содержанию текста.

- На какие вопросы мы нашли ответ?

- Это произведение о медведе. Его можно назвать «музыкантом», потому что он играл на разбитом дереве. (отрывок из текста: Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает.)

- Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, нет троекратных повторов, рассказывается об одном случае  из жизни старика – охотника.

Физминутка


  1. Выразительное чтение.

- Сколько частей вы выделили бы? (во время первичного чтения текста учитель акцентировал внимание на частях) Почему? Постараемся в каждой части выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. Затем составим план рассказа.

1 часть

-О чём мы узнали из первой части?

–– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть). Подтвердите из текста.
– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку) на доске
Просмотрите 2 часть

 Вопросы:

- Что решил старик? (пойти охотиться на медведя)

-Почему? (он был медвежатником)

– Как озаглавим эту часть? (Старик пошёл охотиться на медведя) на доске
3 часть

- Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

- Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

-Как озаглавим эту часть? (Медведь – музыкант) на доске
4 ЧАСТЬ

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я) 

-Как озаглавим эту часть? (Охотник пожалел медведя) на доске


Физминутка


III ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

  1. Концептуальная беседа.

-Ожидали ли вы такого развития действия?

-Что вас удивило в рассказе?

-Что было самым интересным?

Учитель: 
-  Верно дети, человек,  любящий и  понимающий  музыку, искусство,  не способен совершить плохой поступок. Это то, о чём нам хотел сказать автор.

Творческое задание. СЛАЙД 14-15

(работа в парах)

1. Охотник пожалел медведя.

2. Старый медвежатник любил музыку.

3. Медведь – музыкант.

4. Старик пошёл охотиться на медведя. (исправьте ошибки, расставив числа правильно)


(работа в группах) СЛАЙД 16

1 гр сделайте обложку для книги

2 гр подбери пословицу к тексту

3 гр нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепе

4 гр располагает сюжетные картинки в правильной последовательности

5 гр разгадай кроссворд, назови ключевое слово

IV. РЕФЛЕКСИЯ


- С каким произведением мы сегодня работали на уроке? ( «Музыкант»)

- Кто автор данного произведения? (Виталий Бианки)

- На какие вопросы искали ответ? (Называют (или читают) вопросы)

- Оцените свою работу на уроке. (Картинки мишек).

(При желании дети могут рассказать, как они себя оценили)


V. Домашнее задание

1.Дома предлагаю вам пересказать текст от лица:

- старика-охотника,

- автора.

2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку сказки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!