Открытый урок по математике
Математика полна приключений, потому что за каждой задачей
скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
Математика – это наука о числах и количествах, о структурах, порядках и отношениях, что в нее входят арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия, и т.д. Математика в отличие от естественных наук, изучает не явления природы, а логические построения, поэтому эксперименты в математике являются не испытанием природы, а испытанием гипотез в условиях логики. Счет стал началом математики. Люди с математикой сталкивались с давних времен. Например, чтобы определить, кто богаче? Или у кого больше скота?Родоначальниками математики признаны греки (6–4 вв. до н.э.). Математика делилась на арифметику и логистику. В Средние века (около 400–1100) уровень математического знания не поднимался выше арифметики, но важным разделом математики в тот период считалась астрология. В Западной Европе в 16 веке были введены в обращение десятичные дроби и правила арифметических действий с ними. В начале 19 века математиков продолжала занимать основная задача алгебры – поиск общего решения алгебраических уравнений.
Ни один математик сегодня не может надеяться знать больше того, что происходит в очень маленьком уголке науки.
План урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока (слайд 1), цели, задач.
III. Повторение изученного материала.
Решение кроссворда.
IV. Сказка
- “поле чудес”
- решение задачи
- решение уравнений
V. Подведение итогов. (3 мин)
VI. Домашнее задание. (1 мин)
Повторяя и закрепляя полученные знания, мы сейчас разгадаем высказывание великого ученого математика Гаусса.
Разгадай кроссворд. (слайд 2)
1 – результат сложения чисел;
2 – равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
3 – компонент умножения;
4 – арифметическое действие;
5 – сумма длин сторон многоугольника;
6 – единица измерения массы;
7 – название второго разряда в классе единиц;
8 – название числа, состоящего из одной единицы и шести нулей;
9 – значение буквы, при котом из уравнения получается верное равенство;
10 – в ней есть условие и вопрос, требуется выполнить решение и найти ответ.
Ответы к кроссворду. (слайд 3)
1. сумма; 2. уравнение; 3. множитель; | 4. деление; 5. периметр; 6. грамм; | 7. десятки; 8. миллион; 9. корень; | 10. задача; |
Ключевое слово “МАТЕМАТИКА”
На уроках литературы вы уже не раз встречались со сказками, а сегодня на математике мы отправимся в путешествие со сказочными героями.
Сказка об Иван – царевиче и Кощее Бессмертном. (слайд 4)
“В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло”.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич со своими сестрами. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебренного и золотого царства. Целый год жил он без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную(слайд 5). Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-Царевич взял верных воинов и пошел выручать Елену Прекрасную(слайд 6). Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А на камне что-то написано(слайд 7). Если прочитать, что на нем написано, то камень повернется и освободит дорогу.
Игра “Поле-чудес” (слайд 8)
Чтобы разгадать, что написано на камне, найдите значение следующих выражений и сопоставь полученному результату букву (воспользуйся ключом).
5 | 3 | 10 | - | 6 | 52 | 28 | 2 | 110 | 1 | 16 | 51 |
и | в | е | 25 | ц | р | х | у | с | к | н | а |
Долго не пришлось ждать, камень повернулся. Долго шли они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги. (слайд 9)
Физкультминутка. (слайд 10)
- Как живешь? (Вот так!)
- Как идешь? (Вот так!)
- Как шалишь? (Вот так!)
- Как бежишь? (Вот так!)
- Ночью спишь? (Вот так!)
- Как сидишь? (Вот так!)
И так Иван-Царевич со своими воинами прибыли к избушке Бабы-Яги. Из–за двери раздался голос: “Ответьте на вопрос: сколько будет два плюс два умножить на два? Тогда я с вами буду беседовать”. Впустила Баба-Яга Ивана-Царевича, выслушала его и согласилась помочь Ивану-Царевичу, так как давно враждовала с Кощеем. Но с условием, что его воины решат задачу с помощью уравнения.
Задача(слайд 11): Нам с Кощеем 250 лет. Я старше Кощея на 50 лет. Сколько лет ему? Сколько лет мне?.
Решение: (слайд 12)
х + (х + 50) = 250
2х + 50 = 250
2х = 250 – 50
2х = 200
х = 200 : 2
х = 100 лет Кощею.
100 + 50 = 150 лет Бабе-Яге.
Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба-Яга рассказала, что кто знает сколько лет Кощею, тот имеет большую силу в открывании различных замков, только нужно произнести это число, мигом все исполнится. Черный ворон подслушал разговор и рассказал Кощею. Тот подстерег Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Закрыл на четыре замка. Разглядели воины на стенах подземелья задание: (слайд 13)
Решить уравнения:
1. 35 : х – 20 =15
2. У : 2 +35 = 36
3. (3 + с) * 5 = 35
Решение: (слайд 14) 35 : х – 20 = 15
35 : х = 15 +20
35 : х = 35
х = 35 : 35
х = 1
Ответ: 1.
У : 2 + 35 = 36
У : 2 = 36 – 35
У : 2 = 1
У = 1 * 2
У = 2
Ответ: 2.
(3 + с)*5 = 35
3 + с = 35 : 5
3 + с = 7
С = 7 – 3
С = 4
Ответ: 4.
Расположите ответы в порядке возрастания, справа припишите число лет Кощея и прочитайте это число — замки и откроются.
Иван-Царевич быстро справился и с этой задачей. Освободили воины Елену Прекрасную. И стали Иван-Царевич с Еленой Прекрасной жить-поживать и добра наживать.
Итог урока.
Выставление оценок.
-Что узнали нового?
-Что вам понравилось.
Теперь что мне понравилось?
Домашнее задание: Составить кроссворд по изученным темам.