СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 3-м классе с использованием интерактивного пособия. Тема: Русский народный праздник "Масленица".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок музыки в 3-м классе с использованием интерактивного пособия для артикуляционной и ритмической разминки.  Тема: Русский народный праздник "Масленица".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 3-м классе с использованием интерактивного пособия. Тема: Русский народный праздник "Масленица".»

11


Открытый урок музыки в 3-м классе

Тема: Русский народный праздник "Масленица".

Цели:

  • продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица».

  • введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока:

  • Обучающая: Научить слушать музыку, продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица». Научить определять черты русской народной песенности, напевности, певучести;

  • Воспитывающая: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;

  • Развивающая: Развивать интерес и любовь к музыке, творческие способности учащихся, развивать вокальные навыки учащихся, метроритмические способности.

Тип урока: углубленно-обобщающий, комбинированный урок – концерт.


Методы: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация), метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер, экран;

фильм – презентация (слайды) «Масленица», музыкальный центр,

иллюстрация картин Б. Кустодиева “Масленица”, В. Сурикова “Взятие снежного городка”;

музыкальные инструменты: ложки, бубны, треугольник, трещотки, свистульки;

самовар, стол, блюдо с блинами;


Музыкальный материал: русские народные песни: “Светит месяц”, «Где был, Иванушка?», «Куклы – неваляшки» «Полно вам, снежочки…», Римский-Корсаков “Прощай, Масленица”, отрывок из балета «Петрушка» «Масленица» композитора Стравинского, фонограммы русских народных мелодий: «Калинка», «Камаринская», «Барыня»; запись колокольного звона.


Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание

2. Вокально-хоровая работа

3. Исполнение на музыкальном инструменте.

Методы, используемые на уроке:

1. Метод музыкального общения.

2. Метод звуковой и зрительской наглядности.

3. Метод систематичности.

4. Метод эмоциональной драматургии урока.

5. Метод «забегания» вперед и возврата назад.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Построение детей. Вход под русскую народную мелодия“Барыня” .


II. Углубление в тему урока.

Беседа: Вы, конечно, узнали музыку, которая встретила нас сегодня. Какие инструменты вы услышали? (Ответ детей: балалайка, баян, ложки, свистулька, ). Как называется эта мелодия? (Ответ детей). Какой у нее характер, в каких случаях хочется слушать и исполнять такую музыку? (Ответы детей).

Да, верно, эта музыка праздничная и задорная.

А какие праздники вы, ребята, знаете?


Новый год,8-е Марта, дни рождения - свой и близких. Но есть еще много праздников, которых нет в календарях. Это народные праздники, и сегодня речь пойдет об одном из них. Один и тот же праздник в разных областях (губерниях) отмечали по-разному. А вы знаете, в какой области мы живем? (ответы детей). Я не зря у вас об этом спросила. Дело в том, что 2011 год объявлен в нашей области годом музыкального и танцевального искусства, и в течение года мы не раз об этом вспомним.

Но прежде, чем продолжить, я предлагаю вам выбрать себе любое солнышко, которое соответствует вашему настроению. (солнышки – отличное, облако – нормальное, обычное, тучка – плохое).


Учитель: Мы знаем, что у каждого времени года были свои праздники. Праздники на Руси были связаны с определёнными традициями и преданиями. Одним из таких праздников была Масленица.

Давайте поговорим о ней. Что вы знаете об этом празднике?

Дети: Ответы детей.


Учитель: Масленица пришла к нам из нашего древнеславянского языческого прошлого как многодневный праздник «проводов зимы». Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост.

Масленица - самый яркий и веселый русский народный праздник. В самом начале весны по всей России целую неделю шумел и веселился народ.

Масленица - переходящий праздник, и поэтому точной даты у него нет. Действие же любого русского народного праздника было направлено на единение человека и природы.

Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.

Иллюстрация Б. Кустодиев “Масленица” перед вами учебник в электронном виде. Посмотрите на картину внимательно и скажите, какие приметы масленицы вы видите?

Дети: Ответы детей.


Учитель: Люди радовались скорому приходу тепла и как бы говорили «Здравствуй» весеннему солнышку. Поэтому многие обычаи и забавы на масленице напоминают о солнце.

Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения.

Масленицу заманивали и закликали:

«Душа моя Масленица, русая коса, рукодельница краса - приди на мой двор, посмотри на богатый стол».


Понедельник – “встреча”. И открывали Масленицу ребятишки, они сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствия Масленице.

Мы с вами сегодня попадем вместе с ней на большое народное гуляние – на ярмарку.


III. Развитие метроритмических способностей.

Учитель: Кто из вас знает, что такое ярмарка?

(Ответы детей).

Учитель: Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Мы сейчас “пойдем” по ярмарке, но не ножками, а ладошками. Кто хочет спокойно все “посмотреть”, будет спокойно “шагать” ладошками по своим коленкам, а у кого есть желание “подпрыгивать” или “приплясывать” - может делать так: (учитель показывает различные ритмические варианты, дети сначала по очереди, затем одновременно импровизируют под звучание балалайки).

(звучит звукозапись русской народной мелодии «Калинка » (хлопать, топать)

  1. Хлопок на сильную долю.

  2. Подряд.

  3. Добавить ногу.

  4. Обе ноги по очереди.

IV. Знакомство с новым музыкальным материалом. Речевая разминка (распевка).

Учитель: Сейчас вы услышите фрагмент, который называется «Масленица», композитора Стравинского, а название этого балета вы узнаете, когда угадаете нашего гостя..

(звучит музыкальный отрывок из балета «Петрушка»)


Появляется Петрушка:

Тра-ля-ля, а вот и я!

Здравствуйте мои друзья!

Надел шапку на макушку

Знаете кто я?


Дети: Петрушка!


Петрушка:

Все по свету шел да шел

И на ярмарку пришел!

(Проводится распевка)


Учитель: А сейчас вместе с Петрушкой мы с вами распоёмся.

Попевка так и называется «Петрушка»

Послушайте меня очень внимательно ( пропеть один раз).


Динь, динь, динь - пришёл Петрушка,

Динь, динь, динь, как весел он.

Динь, динь, динь, гремит погремушкой,

Динь, динь, динь бубенчиков трезвон.

(разучивание, попевка поётся с повышением тона 3 раза.)


V. Работа над новы материалом. Разучивание песни «Где был, Иванушка? Инсценировка песни с использованием интерактивного пособия для тренировки артикуляции и ритма.

Учитель: Вторник называли “заигрыши”.

Главным угощением на масленой неделе и на проводимых во время праздника ярмарках были угощения и продажа блинов. Ведь каждый блин круглый, горячий, желтый, будто маленькое солнышко. (Вставить картинку) Откусывая его, ты как бы откусываешь кусочек солнца. А ребятишки на ярмарках продавали самолепные свистульки из глины, а также деревянные дудочки. На улице веселье шло до ночи! Люди наряжались в смешные костюмы, пели песни, водили хороводы, катались на тройках.


Петрушка:

Дудочку себе куплю,

Очень музыку люблю!


Учитель:

Ребятишки выходите…

Да Петруше помогите

Научите, научите

И на ложках постучите…

Но сначала мы должны разучить песенку.

(Разучивание песни «Где был, Иванушка?)

  1. Слушаем один раз, перечисляем : где был, кого купил, что делали эти животные и Иванушка)

  2. Выбираем Иванушку, у него одна фраза «На ярмарке!»

  3. Все остальные спрашивают «Где был, Иванушка?» «Что купил, Иванушка?»

  4. Когда поём про животных на экране видеоряд со словами…

  5. Между куплетами дети играют на инструментах (раздать заранее, объяснить, как стучать).

(Дети инсценируют песню. Выступает шумовой оркестр.)


VI. Продолжение работы над новым материалом.

Наставала масленая середа. Среда была “лакомкой”. Без блинов нет Масленицы. Печь начинали их заранее, каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в строгой секретности.

Однако любимой игрой детворы было взятие снежного городка. Где-нибудь ребятня строила из снега крепость и делилась на две группы. Одни оставались в крепости, другие с веселыми криками штурмовали ее. Защитникам крепости не позавидуешь: как бы храбро они ни дрались, их обязательно побеждали, ведь они-то защищали Зиму, а их противники Весну.


Иллюстрация картины Сурикова “Взятие снежного городка”

(звучит фоновая музыка «Колокольный праздничный звон», стихотворение читает учитель, М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»)


Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною

Со боярами и опричниками

Оцепили место в двадцать пять сажен

Для охотницкого бою, одиночного.

Вы потешьте царя нашего батюшку,

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, того Бог простит!»


VII. Ритмическая разминка, разучивание танцевальных движений.

Учитель: После ели блины и приговаривали: “Блины брюхо не портят” или “Блин добро не один”. И с этими поговорками поедали огромное количество блинов.

Ребята ходили по домам и выпрашивали блины, не отставали и взрослые.

И все приговаривали:


Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

С блинцами, каравайцами,

С вареничками.


Четверг называли «Разгуляй четверток». Про него говорили переломный, широкий, самый разгар, разгул праздника: разные затеи, шутки, песни, пляски.

Танец неваляшек

(звучит русская народная песня «Куклы – неваляшки»)

  1. Прослушиваем, параллельно показать движения.

  2. Вместе с детьми танцуем (репетиция).

  3. Сам танец.


Учитель: В пятницу ходили в гости – “Тещины вечера”. Большое внимание уделялось молодожёнам, которых ребятишки дразнили на улице.


Дразнилки:


Прокоп – укроп

Медный лоб

Сам с аршин

Голова с кувшин.


Ванюша бедный

Нашёл кувшин медный

Пошёл по водицу

Нашёл рукавицу.

VIII. Продолжение работы по теме урока.Знакомство с новым музыкальным материалом.

Учитель: В субботу устраивали посиделки. Веселье ещё больше разворачивалось.

Среди всего этого веселья центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли с песнями.

(Звучит фоновая народная мелодия «Камаринская»)

Дорогая наша Масленица!

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная триаршинная,

Лента алая двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые

Портянки белые, набеленные!


Учитель: В воскресенье устраивали проводы Масленицы. С утра собирали дрова для костра жечь Масленицу. Ходили по домам и собрали поленья, пучки соломы, а если вдруг не окажется, ребята утащат чего угодно: колесо, дугу. У костра собиралось много народа, было шумно и весело, звучало много песен. Прощались и в шутку, и всерьёз – провожали зиму.

Звучит новое для вас произведение, но вы должны услышать в нём знакомые реплики.


(Слушание: Римский–Корсаков “Снегурочка” Проводы Масленицы.)

На фоне музыки произносится фраза:

Учитель: Чучело горело, а дети и взрослые приговаривали:

(Дети становятся в круг, поднимают руки к солнцу и произносят:)

Масленица прощай!

А на тот год опять приезжай!


(Звучит фоновая народная песня «Полно вам, снежочки »)

Учитель: Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу.

Кто хочет поменять картинку?

IX. Обобщение.

Какие виды деятельности мы использовали на уроке музыки?

(Пели, играли на шумовых музыкальных инструментах, слушали музыку, танцевали)

- О чем шла речь на сегодняшнем уроке?

- О празднике Масленица, об обрядах масленичных.

- Вы узнали что-то новое сегодня?

- Что вам понравилось?

Учитель: Я благодарю всех за творчество.

Мы побывали сегодня на русской ярмарке.

С какими песнями мы сегодня встретились? Какие инструменты нам аккомпанировали? Почему сегодня не звучали протяжные песни? Для чего нужна музыка на ярмарке? А в нашей жизни? (Ответы детей и их обобщение педагогом).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!