СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Координатная плоскость"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация полезна для коллег.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Координатная плоскость"»


Аннотация к уроку


Автор: Абрегова Людмила Алексеевна

Предмет: математика

Класс: 6 «А»

Тема урока: «Координатная плоскость»

Тип урока: УОНЗ (урок освоения новых знаний)

Цель урока:

  • определение координат точек фигуры;

  • построение фигуры по точкам с данными координатами;

  • развитие познавательного интереса к математике;

  • развитие аккуратности и точности при построении;

  • расширение знаний об истории Великой Отечественной войны;

  • воспитание любви к родной стране, её истории, уважение к старшему поколению.


Планируемые результаты обучения:

личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

предметные: формирование понятия координатной плоскости, умение строить точку по её координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости;

метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

межпредменые: понимание взаимосвязи учебных предметов - математики, черчения, истории, географии, литературы

Техники и технологии: использование приемов технологии критического мышления, проблемно-поисковый метод, проектная технология, исследования.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ): мультимедийный проектор, компьютер, экран; мультимедийная презентация «Координатная плоскость»; раздаточный материал; видеофрагмент http://fgos-matematic.ucoz.ru/index/cor/0-23

Факторы, обеспечившие результативность урока:

- активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;

-обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;

-мотивация познавательной деятельности на уроке.


Конспект урока и технологическая карта



Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

личностные;

коммуникативные;

регулятивные;

познавательные.

Формы оценивания

1.Организационный момент


1 мин.

Вступительное слово учителя. Настраивает учеников на успешную работу.

 -  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно. Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие.


Приветствуют учителя, организуют рабочее место

Л: самоопределение к деятельности

Р: прогнозирование своей деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Беседа

2. Актуализация знаний, подведение обучающихся к теме урока



5 мин.






























































4мин.




















Целеполагание

Ребята,посмотрите на экран

http://fgos-matematic.ucoz.ru/index/cor/0-23


После просмотра учитель задает вопросы:

1) Как называется роман, по которому снят фильм, фрагмент которого вы только посмотрели?


2) Ребята, почему герои сразу не отправились на остров Табор?





4) Что же необходимо было знать героям, чтобы поиски капитана Гранта оказались менее трудоемкими?

5) Что такое широта и долгота?


6) Для определения местоположения объекта на суше или на воде сколько необходимо знать координат?

(Презентация, слайд № 1)

- Ребята, а знакомы ли вы с координатами в математике? Где вы уже с ними встречались?

- Давайте вспомним, что нам уже известно о координатах и координатной прямой.

- Какую прямую называют координатной прямой?

- Какие числа расположены справа от нуля?

- Какие числа расположены слева от нуля?

- Как называют точку ноль?

- Что такое единичный отрезок?

- Что показывает стрелка на координатной прямой?

- Что такое координата точки?

Задание № 1: определите координаты точек А, В,О. А координаты точки С? (Презентация, слайд № 2)

Мы  можем определить положение точки на координатной прямой.  

Определите координаты точки С нельзя, так как она не лежат на координатной прямой. Какой вы можете сделать вывод?

Чтобы вы предложили, чтобы определить положение  точки С?

Для того чтобы ответить на этот вопрос предлагаю  выполнить следующее задание. Отряд  отправился в поход. Определите положение отряда: прошли на восток 5 км, затем на север 3 км.

(Презентация, слайд № 3)

Ребята, справились с заданием? Почему вы смогли определить местонахождения отряда.

Вывод: Для  того, чтобы определить положение точки на плоскости необходимо знать 2 координаты.

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Правильно, «Координатная плоскость».

Запишите число, классная работа, тему урока «Координатная плоскость».


Какова цель нашего урока?


Какие задачи мы поставим перед собой?

Чему мы должны научиться?

Ребята смотрят видеофрагмент.





Жюль Верн «Дети капитана Гранта».


В поисках капитана Гранта герои путешествовали вокруг Земли по Южной Америке, по Австралии и Новой Зеландии.


Найденная записка оказалась поврежденной, герои придерживались 37 параллели южной широты, так как не знали долготы.


Точное место крушения судна (широту и долготу).


Географические координаты.


Две координаты.




На координатной прямой.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя.










Учащиеся отвечают



Учащиеся делают вывод.

Вывод:  для определения положения точки на плоскости недостаточно одной координаты.


Учащиеся работают в группах, обсуждение.




Знали направление и числовые данные.



Учащиеся высказывают свое мнение

Выслушать ответы.





Учащиеся выдвигают свои предположения.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.


Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Варианты ответов

П: осмысленный анализ фрагмента фильма, поиск и отбор нужной информации; выдвижение гипотез






















Р: выделение и осознание пройденного учебного материала предыдущих уроков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: направленность на процесс познания

























Р: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Л: развитие учебно-познавательного интереса

Р: выделение и осознание того, что уже пройдено, умение ориентироваться в своих знаниях.





К: осуществлять коллективное учебное сотрудничество в парах, группе.

П: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, строят логическую цепь рассуждений











Л: самоопределение,
смыслообразование ;
П: мыслительные операции,
самостоятельное выделение и формирование цели,
поиск и выделение необходимой информации .


Беседа
































Устная фронтальная работа

3. Изучение нового материала.


План изучения нового материала

1.Понятие «координатная плоскость». Работа в группах.

2.Определение координат точки на плоскости. Запись координат точки.

3.Построение точек по данным координатам.

4. Построение кораблика в координатной плоскости.


6 мин.












































3.Первичное закрепление знаний

3 мин





3мин














3мин




1мин



3мин



Как же задается координатная плоскость?

1. Постройте две перпендикулярные прямые.

- Под каким углом они пересекаются?


- Точку пересечения данных прямых обозначим буквой О. Точка О – начало отсчета. Горизонтальную прямую обозначим х, вертикальную y. Найдите в учебнике на стр.271 как называются эти прямые?

- Что показывает стрелка на координатных прямых?

- Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые х и у на плоскости!


- Такая плоскость называется координатной плоскостью или системой координат.


- На сколько частей делят плоскость две перпендикулярные прямые?

- Правильно, две перпендикулярные прямые делят плоскость на четыре четверти:1,2,3,4.


2.- Так как же определить координаты точки в координатной плоскости? Давайте составим алгоритм нахождения координат точки в координатной плоскости.

(Презентация, слайд № 4)

- Итак, точка А имеет координаты (4;6). А если поменять местами координаты точки А. Мы получим ту же самую точку? Нет, это будет уже другая точка В (6;4).

- Найдите в учебнике на стр. 272 как называются координаты точки.

-Итак, точка задается двумя координатами (х ; у), где х-это абсцисса точки, а у –ордината точки. Обратите внимание, что на первом месте в скобках мы записываем абсциссу, на втором - ординату! Абсциссу от ординаты отделяем точкой с запятой.

(Презентация, слайд № 5)


- Какие координаты имеет точка О?

Где она расположена?


















1.Определите координаты точек на плоскости. Задание № 1296 по учебнику




2. Соотнеси координаты точек и буквы (Презентация, слайд 6)


-Что получилось у вас? ДЕКАРТ

- Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

(Презентация, слайд № 7)


3. Следующее задание: «Найди ошибку!»


(Презентация, слайд № 8)


- Итак, вы научились находить координаты точек на координатной плоскости. Какую же следующую учебную задачу вы должны выполнить?

ФИЗМИНУТКА

- А как построить точку по заданным координатам? Попробуйте составить алгоритм построения точки в координатной плоскости.

.



Выслушать ответы. (90 градусов)







Направление положительных чисел












На четыре части.




Выслушать ответы.

(Нужно из точки опустить перпендикуляр на ось x – это будет координата х, затем опустить перпендикуляр на ось y –это будет вторая координата у.)


Учащиеся знакомятся с текстом учебника. Отвечают на вопросы, проверяют себя.





Точка О имеет координаты (0;0); она расположена на пересечении двух перпендикулярных прямых;

слева и вниз от точки О расположены отрицательные числа;

вправо и вверх от нее расположены положительные числа


Учащиеся выполняют задание в парах (один называет координаты точки, второй проговаривает абсциссу и ординату точки).


Самостоятельно решают и проверяют по эталону







Учащиеся ищут точки с неверными координатами.

Работа в группах, оказывают друг другу взаимопомощь).



Ответы учащихся (Научиться строить точки по заданным координатам)






Учащиеся выходят по очереди к доске и выполняют построение точек в координатной плоскости.






Л: проявление интереса к новому учебному материалу; положительное отношение к процессу познания.

Р: понимание и принятие учебных задач. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

П: извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания

К: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности











П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,     информацию, полученную на уроке;
Л: делают выводы в результате
совместной работы класса и учителя;
К: слушать и понимать речь других .


Устные ответы, фронтальная работа





































Работа с текстом учебника


















Устная фронтальная работа





Самостоятельная работа


Знакомятся с историей математики с историческими личностями.


Групповая





Устная фронтальная работа








Индивидуальная


4. Закрепление знаний


4 мин

-Ребята, вы в детстве любили рисовать цветными мелками на асфальте?

Давайте порисуем на координатной плоскости!

(Презентация, слайд № 10)

Учащиеся по очереди выходят к доске, отмечают точки и соединяют их отрезками. Получается фигура.

Р: контроль, оценка, коррекция.

П: умение структурировать знания

К: управление поведением, контроль, коррекция, оценка действий.

Индивидуальная

5.Подведение итогов урока


  1. мин.

Какие задачи мы ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Где можно применить новые знания? Приведите свои примеры. Пригодятся ли нам в жизни эти знания?


Ответы учеников


П: анализировать .Строить логическое рассуждение. Обобщать, делать выводы на основе аргументации

Л: определение своей позиции по проблеме

К: излагать свое мнение; оценивать позицию другого

Устная фронтальная



6.Рефлексия

2 мин


3мин


Самооценивание

1 мин

Кроссенс

(Презентация, слайд № 11)



Задание «Шифровальщик»

(Презентация, слайд № 12)


Рабочий лист № 3

(Презентация, слайд № 13)

Решение кроссенса







Самооценивание

Л: понимать значение знаний для человека;

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, уметь оценить свою работу на уроке.


Л: самооценка на основе критерия успешности, адекват-ное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятель-ности

Работа с кроссенсом






Самостоятельная

7.Инструктаж по домашнему заданию

1 мин



1.Ответить на вопросы к § 46, № 1297,1299.

2.Творческое задание: составить рассказ или сказку о координатной плоскости.

3.Задание на смекалку: зашифровать слово с помощью координат

(Презентация, слайд № 14)


Записывают домашнее задание.


Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

К: обсуждение вариантов ДЗ.

Р: осуществление выбора в выполнении ДЗ.


















Рецензия

к уроку математики в 6 «А" классе по теме: «Координатная плоскость»


Конспект урока и технологическая карта по теме «Координатная плоскость» составлены в соответствии с требованиями ФГОС: выдержана структура урока в соответствии с типом урока, прослеживается учет времени и смена форм учебной деятельности, присутствует физминутка.
При разработке сценария урока учитель на каждом этапе урока ставит четкие цели урока, формируемые универсальные учебные действия, определяет деятельность учащихся и учителя.
В течение урока идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Применение методов (эвристическая беседа, проблемно-поисковый метод), приемов обучения и форм организации работы учащихся (групповая, парная, коллективная) позволяют повысить эффективность урока, отвечает целям урока. Новые знания учащиеся получают в результате учебной деятельности. Умелый отбор заданий, вопросов способствует развитию мыслительных способностей учащихся и не теряется заинтересованность учеников.
Выполняются требования к качеству деятельности учителя (мотивация и организация работы учащихся в начале урока, создание благоприятного климата и психологического комфорта, четкая работа тьютора (координатора), объяснения при необходимости).
В течение урока учитель ведет мониторинг деятельности учащихся исходя из целей и планируемых результатов.
Содержание урока соответствует теме, поставленной цели и планированным результатам, программе и стандарту. Оно обеспечивается как методическими ресурсами, так и техническими.
Этап рефлексии на уроке способствует формированию умения анализировать и систематизировать свою деятельность, координировать деятельность одноклассника и класса в целом. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы, а в конце каждого этапа подводятся итоги деятельности учащихся либо самопроверкой, либо взаимопроверкой. Итоги позволяют каждому учащемуся восполнить пробелы в знаниях и закрепить материал.
Этапы урока последовательны, логически взаимосвязаны.

Следует отметить взаимосвязь учебных предметов, что увлекает и заинтересовывает учащихся (мотивирует к учебной деятельности)


Составлена _________

Заместитель директора по УВР ___________Медяник С.Ю.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!