Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением
иностранных языков» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»
Проведен учителем
истории Адамчук Е.М.
в 7-А классе 30.11.2018г.
Симферополь, 2018
Цели урока:
1.Дать представление о реформах, проведенных Иваном IV.
2.Развивать зрительную и слуховую память посредством использования карты и презентаций, путем их просмотра использования, умение работать в группах.
3.Способствовать формированию убеждения учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.
Задачи урока:
1. Проанализировать реформы 1550-х годов и выяснить их последствия.
2.Определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана IV.
3. Дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.
Формируемые УУД:
Предметные: подводят итоги правления Елены Глинской; характеризуют начало правления Ивана IV, события восстания в Москве; выдвигают гипотезы о причинах появления Избранной рады; характеризуют деятельность Избранной рады и Земского собора; дают характеристику правления Ивана IV.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий.
Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения; сопоставляют и обобщают факты; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.
Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; осуществляют самооценку и взаимооценку.
Личностные:
Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивают традиционные ценности многонационального российского общества; приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
Тип урока: комбинированный урок.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России. 7 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2017 год, часть 1; карта «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.; презентация; раздаточный дидактический материал
( приложение: Личность Ивана IV, Реформы Избранной рады), листы формата А3, цветные маркеры.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Учащиеся должны понимать значение терминов: централизованное государство, Земский собор, Избранная Рада, стрелецкое войско, Судебник, Стоглавый собор.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Приветствие.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и создадим позитивный настроение на уроке. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа с классом. Работа с картой.
Учитель: На прошлом уроке мы изучили тему «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.» И сейчас мы поиграем в игру «Исторические шахматы» и определим, как вы усвоили тему. (Слайд 2)
Дети выбирают определенную клетку на доске и отвечают на вопрос.
П | О | Л | И | Т | И* | К | А |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
П1- Покажите на карте территорию Российского государства на начало XVI в.
П2- Назовите главную внешнеполитическую задачу Российского государства в этот период (Борьба с ВКЛ за западнорусские земли)
О1- Когда происходила литовско-русская война, в результате которой к России отошли Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский? (1500-1503 гг.)
О2- Покажите на карте территории, отошедшие к России в литовско-русской войне 1500-1503 гг.
Л1- С каким государством польский король заключил союз, направленный против России? (С Крымским ханством)
Л2- Что послужило поводом к военному столкновению России и Литвы в 1512-1522 гг.? (Арест сестры Василия III в Литве)
И1- Когда русским войскам удалось захватить Смоленск? (В 1514 г.)
И2- Покажите на карте город, который удалось захватить в 1514 году.
Т1- Почему владение Смоленском было так важно для России?
Т2- С каким государством Россия вела войну на Балтике? (Ливонский орден)
И*1- Укажите причины войны с Ливонским орденом (Торговая блокада России литовскими и ганзейскими купцами)
И*2- Какие государства были союзниками России и Ливонского ордена? (Ливонского ордена –Швеция, России - Дания)
К1- Почему переговоры России и Священной Римской империи о войне против Польши и ВКЛ провалились? (Максимилиан I не хотел на самом деле воевать)
К2- С какими государствами Россия вела борьбу на юго-восточных рубежах? (Казанское ханство и Крымское ханство)
А1- Насколько успешным было юго-восточное направление внешней политики России в первой трети XVI века?
А2- Покажите на кате территорию Российского государства к 1533 году.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо усвоили тему и поработали на уроке.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: В истории нашего государства было много князей, а правитель, о котором речь пойдет сегодня имел совершенно иной титул. Предположите какой?
Учащиеся: Король, государь всея Руси, великий князь, царь?...
Учитель: Ответ на этот вопрос вы получите на уроке. Вы можете предположить, о каком правителе пойдет речь, прослушав стихотворение:
Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.[1]
Учащиеся предполагают.
Учитель: Давайте разгадаем ребусы. Какие слова у нас зашифрованы? (Слайд 3)
1 = И
Учащиеся: Тиран. Реформатор.
Учитель: А какой правитель Российского государства мог быть одновременно и реформатором и тираном? В истории его величают еще Грозным.
Учащиеся: Иван Грозный?
Учитель: Молодцы. Мы с вами уже говорили о его правлении?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Он окружил себя группой избранных людей, которым доверял и которые в начале его правления помогали Ивану IV проводить реформы. Назовите тему нашего урока?
Учащиеся: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады». (Слайд 4)
Учитель: Что бы вы хотели узнать об этом правителе?
Учащиеся: Как он пришел к власти? Каким он был человеком? Какие реформы проводил? Почему доверял только избранным людям?
Учитель: Давайте поставим перед собой задачу определить, кем он был в начале своего правления: тираном или реформатором.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Разделитесь на две группы. Группы будут решать поставленные задачи.
Работа в группах. Составление кластера. Выполнение заданий. (Слайд 5)
1 группа.
Работает с раздаточным материалом (Приложение 1), учебником (стр.42-44).
Задание: Прочитать. Составить кластер. Рассказать на его основе о личности Ивана IV, его венчании на царствование и причинах восстания в Москве.
Личность Ивана IV.
Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. Характеристика личности его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается. Образованный, неординарный и... невероятно набожный. В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями. Он принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был венчан на царствование. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Так начал царствовать Иван Грозный.
2 группа.
Работает с раздаточным материалом (Приложение 2), учебником (стр.44-47) и составляет кластер.
Задание: Прочитать. Составить кластер. Дать определение понятию «реформа», рассказать на основе кластера о реформах Избранной рады.
Реформы Избранной рады:
1549 г. - первый Земский собор, Судебник 1550 г.;
военная реформа 1550 г., организованы нераспускаемые войска (стрелецкое войско) и особая часть войска - «избранная тысяча»;
реформа административная - формирование приказов - органов центрального управления, в ведении которого были определенные вопросы (Посольский приказ - вопросы дипломатии, Разрядный - вопросы служилых людей и т.д.);
Стоглавый собор 1551 г. - церковный собор «Стоглав», установление канонов и норм, название связано с количеством глав (решенных вопросов);
военная реформа 1556 г. - принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всех землевладельцев; с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа - специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;
реформы местного управления 1556 г. - отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Сейчас представители от каждой группы выступят с выполненным заданием.
Выступление представителей групп.
Кластер первой группы.
Подозрительность
Образованность
Талант писателя
Мстительность
Черты личности.
Ораторское искусство
Жестокость
Личность Ивана IV
Что повлияло на формирование личности
Смерть родителей
Условия, в которых он жил
Кластер второй группы.
1550 г.- Судебник
1556 г.- реформа местного самоуправления
1549 г. – Земский собор
Формирование приказов
Укрепление центральной власти
Реформы Избранной рады
Военные реформы
1556 г. – «Уложение о службе»
1550 г.- на время военных действий ограничивалось местничество
1549 г. –Земский собор
Учреждение стрелецких полков
Учитель: А теперь давайте немного отдохнем и сменим деятельность.
Физкультминутка: «Художники» (Слайд 6)
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
Выполняется сидя за партами.
Дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно
опустить глаза вниз, поднять глаза вверх
крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)
поморгать глазами (3-5 сек.)
смотреть прямо перед собой
поморгать глазами (3-5 сек.)
6. Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Давайте вернемся к нашей поставленной задаче. Так кем был в начале своего правления Иван IV: реформатором или тираном?
Учащиеся: Реформатором.
Учитель: На что были направлены реформы Ивана IV?
Учащиеся: На централизацию страны, достижение согласия в интересах государства и населения.
Учитель: Давайте составим синквейн и аргументируем ваши ответы.
Составление синквейна.
Иван IV
Образованный, властный.
Венчался, обновлял, объединял.
Согласие между интересами государства и населения.
Царь.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали централизации и укреплению Российского государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в. (Слайд 7)
Оценивание учащихся.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель задает дифференцированное домашнее задание в соответствии с возможностями и способностями учащихся и объясняет, как его необходимо выполнить. (Слайд 8)
1. §6, читать, отвечать на вопросы, выучить понятия;
2. Стр. 48-49, работа с документами, задание № 4.
3. Написать сочинение на тему: «Формирование личности Ивана IV»
10. Рефлексия.
« Лист самооценки » (Слайд 9)
Получил удовольствие
Узнал что-то новое
Я
Научился
Ничего не понял
Удивился
Расстроился
Приложение 1.
Личность Ивана IV.
Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. Характеристика личности его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается. Образованный, неординарный и... невероятно набожный. В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями. Он принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был венчан на царствование. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Так начал царствовать Иван Грозный.
Личность Ивана IV
Что повлияло на формирование личности
Черты личности.
Приложение 2.
Реформы Избранной рады:
1549 г. - первый Земский собор, Судебник 1550 г.;
военная реформа 1550 г., организованы нераспускаемые войска (стрелецкое войско) и особая часть войска - «избранная тысяча»;
реформа административная - формирование приказов - органов центрального управления, в ведении которого были определенные вопросы (Посольский приказ - вопросы дипломатии, Разрядный - вопросы служилых людей и т.д.);
Стоглавый собор 1551 г. - церковный собор «Стоглав», установление канонов и норм, название связано с количеством глав (решенных вопросов);
военная реформа 1556 г. - принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всех землевладельцев; с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа - специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;
реформы местного управления 1556 г. - отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.
Реформы Избранной рады
Военные реформы
Укрепление центральной власти
Библиография.
1. Русин Валерий, https://yandex.ru/search/?text=стихотворение о Иване Грозном.
2. http://historynotes.ru/reformy-izbrannoy-rady/
3. http://fb.ru/article/163206/ivan-groznyiy-harakteristika-lichnosti-kratko-otsenka-deyatelnosti-ivana-groznogo.