СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках изучения темы "Россия в XVI веке"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады."»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением

иностранных языков» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым









ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:







«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»











Проведен учителем

истории Адамчук Е.М.



в 7-А классе 30.11.2018г.









Симферополь, 2018



Цели урока:

1.Дать представление о реформах, проведенных Иваном IV.

2.Развивать зрительную и слуховую память посредством использования карты и презентаций, путем их просмотра использования, умение работать в группах.

3.Способствовать формированию убеждения учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.

Задачи урока:

1. Проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия.

2.Определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана IV.

3. Дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Формируемые УУД:

Предметные: подводят итоги правления Елены Глинской; характеризуют начало правления Ивана IV, события восстания в Москве; выдвигают гипотезы о причинах появления Избранной рады; характеризуют деятельность Избранной рады и Земского собора; дают характеристику правления Ивана IV.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план последовательности действий.

Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения; сопоставляют и обобщают факты; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.

Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; осуществляют самооценку и взаимооценку.

Личностные:

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивают традиционные ценности многонационального российского общества; приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.

Тип урока: комбинированный урок.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России. 7 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2017 год, часть 1; карта «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.; презентация; раздаточный дидактический материал

( приложение: Личность Ивана IV, Реформы Избранной рады), листы формата А3, цветные маркеры.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

Учащиеся должны понимать значение терминов: централизованное государство, Земский собор, Избранная Рада, стрелецкое войско, Судебник, Стоглавый собор.

Ход урока:

1.Организационный этап.

Приветствие.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и создадим позитивный настроение на уроке. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Фронтальная работа с классом. Работа с картой.

Учитель: На прошлом уроке мы изучили тему «Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.» И сейчас мы поиграем в игру «Исторические шахматы» и определим, как вы усвоили тему. (Слайд 2)

Дети выбирают определенную клетку на доске и отвечают на вопрос.

П

О

Л

И

Т

И*

К

А

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

П1- Покажите на карте территорию Российского государства на начало XVI в.

П2- Назовите главную внешнеполитическую задачу Российского государства в этот период (Борьба с ВКЛ за западнорусские земли)

О1- Когда происходила литовско-русская война, в результате которой к России отошли Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский? (1500-1503 гг.)

О2- Покажите на карте территории, отошедшие к России в литовско-русской войне 1500-1503 гг.

Л1- С каким государством польский король заключил союз, направленный против России? (С Крымским ханством)

Л2- Что послужило поводом к военному столкновению России и Литвы в 1512-1522 гг.? (Арест сестры Василия III в Литве)

И1- Когда русским войскам удалось захватить Смоленск? (В 1514 г.)

И2- Покажите на карте город, который удалось захватить в 1514 году.

Т1- Почему владение Смоленском было так важно для России?

Т2- С каким государством Россия вела войну на Балтике? (Ливонский орден)

И*1- Укажите причины войны с Ливонским орденом (Торговая блокада России литовскими и ганзейскими купцами)

И*2- Какие государства были союзниками России и Ливонского ордена? (Ливонского ордена –Швеция, России - Дания)

К1- Почему переговоры России и Священной Римской империи о войне против Польши и ВКЛ провалились? (Максимилиан I не хотел на самом деле воевать)

К2- С какими государствами Россия вела борьбу на юго-восточных рубежах? (Казанское ханство и Крымское ханство)

А1- Насколько успешным было юго-восточное направление внешней политики России в первой трети XVI века?

А2- Покажите на кате территорию Российского государства к 1533 году.

Учитель. Молодцы. Вы хорошо усвоили тему и поработали на уроке.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: В истории нашего государства было много князей, а правитель, о котором речь пойдет сегодня имел совершенно иной титул. Предположите какой?

Учащиеся: Король, государь всея Руси, великий князь, царь?...

Учитель: Ответ на этот вопрос вы получите на уроке. Вы можете предположить, о каком правителе пойдет речь, прослушав стихотворение:

Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.[1]
Учащиеся предполагают.

Учитель: Давайте разгадаем ребусы. Какие слова у нас зашифрованы? (Слайд 3)


 4  = Р


 4  = Р



1  = И

Учащиеся: Тиран. Реформатор.

Учитель: А какой правитель Российского государства мог быть одновременно и реформатором и тираном? В истории его величают еще Грозным.

Учащиеся: Иван Грозный?

Учитель: Молодцы. Мы с вами уже говорили о его правлении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Он окружил себя группой избранных людей, которым доверял и которые в начале его правления помогали Ивану IV проводить реформы. Назовите тему нашего урока?

Учащиеся: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады». (Слайд 4)

Учитель: Что бы вы хотели узнать об этом правителе?

Учащиеся: Как он пришел к власти? Каким он был человеком? Какие реформы проводил? Почему доверял только избранным людям?

Учитель: Давайте поставим перед собой задачу определить, кем он был в начале своего правления: тираном или реформатором.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Разделитесь на две группы. Группы будут решать поставленные задачи.

Работа в группах. Составление кластера. Выполнение заданий. (Слайд 5)

1 группа.

Работает с раздаточным материалом (Приложение 1), учебником (стр.42-44).

Задание: Прочитать. Составить кластер. Рассказать на его основе о личности Ивана IV, его венчании на царствование и причинах восстания в Москве.

Личность Ивана IV.

Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. Характеристика личности его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается. Образованный, неординарный и... невероятно набожный. В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями. Он принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был венчан на царствование. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Так начал царствовать Иван Грозный.

2 группа.

Работает с раздаточным материалом (Приложение 2), учебником (стр.44-47) и составляет кластер.

Задание: Прочитать. Составить кластер. Дать определение понятию «реформа», рассказать на основе кластера о реформах Избранной рады.

Реформы Избранной рады:

  • 1549 г. - первый Земский собор, Судебник 1550 г.;

  • военная реформа 1550 г., организованы нераспускаемые войска (стрелецкое войско) и особая часть войска - «избранная тысяча»;

  • реформа административная - формирование приказов - органов центрального управления, в ведении которого были определенные вопросы (Посольский приказ - вопросы дипломатии, Разрядный - вопросы служилых людей и т.д.);

  • Стоглавый собор 1551 г. - церковный собор «Стоглав», установление канонов и норм, название связано с количеством глав (решенных вопросов);

  • военная реформа 1556 г. - принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всех землевладельцев; с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа - специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;

  • реформы местного управления 1556 г. - отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Сейчас представители от каждой группы выступят с выполненным заданием.

Выступление представителей групп.

Кластер первой группы.









Подозрительность

Образованность





Талант писателя



Мстительность





Черты личности.



Ораторское искусство





Жестокость



Личность Ивана IV









Что повлияло на формирование личности





Смерть родителей

Условия, в которых он жил















Кластер второй группы.



1550 г.- Судебник



1556 г.- реформа местного самоуправления



1549 г. – Земский собор





Формирование приказов

Укрепление центральной власти









Реформы Избранной рады









Военные реформы





1556 г. – «Уложение о службе»



1550 г.- на время военных действий ограничивалось местничество

1549 г. –Земский собор


Учреждение стрелецких полков









Учитель: А теперь давайте немного отдохнем и сменим деятельность.

Физкультминутка: «Художники» (Слайд 6)

Мы глазами поколдуем. 
Круг огромный нарисуем! 
Нарисуем мы окно 
И большущее бревно. 
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! 
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали, 
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд – 
Это мчится самолёт… 
Раз моргнули, два моргнули – 
Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за партами.

Дети “рисуют” глазами круг, 
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами (3-5 сек.)

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами (3-5 сек.)

6. Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Давайте вернемся к нашей поставленной задаче. Так кем был в начале своего правления Иван IV: реформатором или тираном?

Учащиеся: Реформатором.

Учитель: На что были направлены реформы Ивана IV?

Учащиеся: На централизацию страны, достижение согласия в интересах государства и населения.

Учитель: Давайте составим синквейн и аргументируем ваши ответы.

Составление синквейна.

Иван IV

Образованный, властный.

Венчался, обновлял, объединял.

Согласие между интересами государства и населения.

Царь.

8. Подведение итогов урока.

Учитель: Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали централизации и укреплению Российского государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в. (Слайд 7)

Оценивание учащихся.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель задает дифференцированное домашнее задание в соответствии с возможностями и способностями учащихся и объясняет, как его необходимо выполнить. (Слайд 8)

1. §6, читать, отвечать на вопросы, выучить понятия;

2. Стр. 48-49, работа с документами, задание № 4.

3. Написать сочинение на тему: «Формирование личности Ивана IV»

10. Рефлексия.

« Лист самооценки » (Слайд 9)

  • Получил удовольствие

  • Узнал что-то новое

  • Я

  • Научился

  • Ничего не понял

  • Удивился

  • Расстроился









Приложение 1.

Личность Ивана IV.

Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. Характеристика личности его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается. Образованный, неординарный и... невероятно набожный. В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями. Он принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был венчан на царствование. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Так начал царствовать Иван Грозный.

Личность Ивана IV







Что повлияло на формирование личности

Черты личности.







Приложение 2.

Реформы Избранной рады:

  • 1549 г. - первый Земский собор, Судебник 1550 г.;

  • военная реформа 1550 г., организованы нераспускаемые войска (стрелецкое войско) и особая часть войска - «избранная тысяча»;

  • реформа административная - формирование приказов - органов центрального управления, в ведении которого были определенные вопросы (Посольский приказ - вопросы дипломатии, Разрядный - вопросы служилых людей и т.д.);

  • Стоглавый собор 1551 г. - церковный собор «Стоглав», установление канонов и норм, название связано с количеством глав (решенных вопросов);

  • военная реформа 1556 г. - принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всех землевладельцев; с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа - специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;

  • реформы местного управления 1556 г. - отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.


Реформы Избранной рады





Военные реформы

Укрепление центральной власти















Библиография.

1. Русин Валерий, https://yandex.ru/search/?text=стихотворение о Иване Грозном.

2. http://historynotes.ru/reformy-izbrannoy-rady/

3. http://fb.ru/article/163206/ivan-groznyiy-harakteristika-lichnosti-kratko-otsenka-deyatelnosti-ivana-groznogo.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!